Фрейд для православных

За что я люблю Розанова

Самый умный человек России — это Пушкин. Так сказал император после личной беседы с поэтом, и я не советую с ним спорить. Не потому, что император всегда прав, а потому, что в этом случае он прав безоговорочно. Самый умный человек в России, повторяю за помазанником, — это Пушкин. Нужно изрядно поумнеть, чтобы с этой мыслью согласиться. Но самый интересный человек России — это Розанов. Об этом не высказывался никакой император. Это моё частное мнение.


Всяк человек мал. Мал он в качающейся люльке, и мал в некрашеном гробу. Но велик тот, кто помнит об этом и не позволяет своей фантазии буйствовать, мечтать о мнимом величии смертного человека. Велик тот, кто не бежал впереди паровоза, кто не мечтал поворачивать реки вспять или покорять холодный космос, но кто после простого, но сытного обеда обращал взор свой в красный угол, где горит перед образом лампада, и без притворства говорил: «Благодарю Тебя, Господи!»

Таков Василий Васильевич.

Живём мы по-разному, и живём в основном плохо. Мелко живём, искупая мечтой о будущей славе нынешнюю ничтожность. А проверяется «на вшивость» человек смертным часом. Это — важнее всего. Кто мирно умер, тот красиво жил. Кто умер сознательно, преодолев страх, кто обращался в молитве лично к Победителю смерти, тот преодолел жизненную муть и двусмысленность. Такой человек красив.

Розанов умирал многажды причащённым и особорованным. Он умирал, накрытый пеленой от гроба аввы Сергия.

При жизни он столько всякого наболтал, столько слов выпустил в мир из-под пишущей руки. Судя по этим словам, он был с Христом в сложных отношениях. Но смерть, эта прекрасная незнакомка, расставляющая точки над «і», проявила в нём Христова угодника.

Жизнь прожитая проходила перед ним, когда он лежал с закрытыми глазами в ожидании ухода. Что он сказал о жизни и что понял в ней?

Сидя за нумизматикой, он ронял прозорливые фразы о русской душе, о её бабьей глупости и склонности к вере в ласково нашёптанную ложь. Он, как капли пота, ронял на бумагу капли умных слов о запутавшемся человеке и о беде, которая его ждёт.

Что вы мучаетесь вопросом, что делать? Если на дворе лето, собирайте ягоды. Если зима — пейте с ними чай.

Девушки, вы вошли в мир вперёд животом.

Пол связан с Богом больше, чем ум или совесть с Богом связаны.

Его критиковали, а он плевать хотел. Знай себе писал, что думал, вплоть до мнений противоположных. «Мысли всякие бывают», — говорил он после.

Что он вообще сказал? Ой, много.

Вы оскорблены несправедливостью мира? Это так трогательно. И вы, конечно, хотели бы этот мир переделать по более справедливому стандарту? Дорогой, неужели от вас утаилась негодность вашей собственной души? Неужели не ясно вам, что негодяи, собравшиеся переделывать мир к лучшему, превратят его в конце концов в подлинный ад? В процессе этого переустройства мелкие негодяи превратятся в очень даже крупных злодеев и породят, в свою очередь, новую поросль мелких негодяев, тоже мечтающих о переустройстве мира. Так будет длиться, пока мир не рухнет.

Небо черно и будущее ужасно, а человек — глупец, верящий в себя, а не в Бога и желающий опереться на пустоту.

А ведь всё было рядом, под боком. Была семья с её вечной смесью суеты и святости. Была Церковь, заливающая воскресный день колокольным звоном. И многодетные долгогривые священники встречались на улице не реже, чем городовые. Была возможность учиться, трудиться, набираться опыта. Были и грехи, но они были уравновешены благодатью, и стабильностью, и тёплым бытом. Теперь это уйдёт, а на место того, что было, придёт великий по масштабам эксперимент, как над отдельной душой, так и над целым народом. Но Розанова Господь заберёт раньше. Из милости.

Он не увидит эксперимента в его размахе. Но это и не надо. Пусть слепцы поражаются размерами ими же выкормленного дракона. Кто дракона не кормил, тому достаточно услышать треск раскалываемых изнутри яиц и ощутить при этом мистический ужас. Василий Васильевич всё видел в зародыше и всё понимал. Он боялся тогда, когда большинство веселилось. Потому и умер он не в лагере от истощения и не в подворотне от удара заточкой. Он умер, накрытый пеленой от гроба аввы Сергия. Умер многажды причащённым и особорованным.

Розанов много говорил и писал о сексе. То, что читалось тогда как вызов, как дерзость и эпатаж, сегодня читается как лекарство. Вот давно уже, ещё до рождения нашего напитался воздух разговорами о делах таинственных, потных и солёных. Вот ни один журнал не обходится без рубрики «об этом». Весь мир, кажись, увяз в этой теме, как автомобиль на бездорожье. И невозможно сделать вид, что это никого не касается. Невозможно скрыться в дебри пуританства. Там, в этих дебрях, творится, если честно, то же самое, что на пляжах Ямайки при луне под действием избытка алкоголя. И нужно говорить об «этом», нужно вносить свет мысли и слова в эти сумерки сладких и убийственных тем.

Василий Васильевич говорил о сексе, как никто. Он говорил смело, как свободный, и с нежностью, как отец.

Ханжу распознаешь по розовым щёчкам, бегающим глазкам и завышенным требованиям. Ханжа сладко поёт о том, чего на дух не знает. Скопец, напротив, будет суров и даже жесток ко всем, кто с ним не согласен. Розанов же не ханжа и не скопец. Ханжам он кажется дерзким, а скопцам — развратным. Не то и не другое. Он просто зрит в корень. Иногда загибает лишнее под действием сердечного жара или будучи увлечённым стихией слова. Но это только в православной стране звучало как вызов. В содомо-гоморрской цивилизации это звучит, в большинстве случаев, как лекарство. Не для этой ли цивилизации он и писал?

Он — провинциал, понимающий самые глубокие и скрытые мировые процессы. После бани, надев свежее холщовое бельё, он курит на веранде папироску, и взору его открыто столько, что будь у футуролога такая степень осведомлённости, быть бы ему всемирно известным. Розанову же всемирная известность не грозит. Как и горячо любимый им Пушкин, Розанов обречён быть плохо расслышанным мыслителем, он обречён быть человеком, чей ум рождён в России и только для России.

Пушкин в переводе на французский звучит пошло. Розанов в переводе вообще не звучит. «Открывает рыба рот, но не слышно, что поёт». Всё, что интересует Запад, — свобода, литература, секс, деньги, смерть — интересует и Розанова. Но это так специфично его интересует, что Запад его не слышит. Не понимает. Ну и шут с ним, с Западом. Гораздо горше то, что свои люди Розанова не ценят и не понимают. Не читают. Если же читают, то соблазняются, ворчат, морщат нос.

Я тоже морщу нос, психую, машу руками, натыкаясь на некоторые пассажи. Но потом возвращаюсь к его строчкам и вижу: частности не слишком важны. В целом — молодец. Живая душа. Снимаю шляпу. Упокой, Христе, его душу.

Самые важные вещи о судьбах мира можно высказать, находясь не на сотом этаже стодвадцатиэтажного небоскрёба, а в деревянном срубе, вечером, при свете керосиновой лампы. Майские жуки бьются в стёкла, ритм жизни задан тиканьем ходиков, на столе остывает медленно самовар. А человек пишет, обмакивая перо в чернильницу, и то, что он напишет, сохранит свою актуальность много лет после того, как кости его смешаются с землёй до неразличимости. За это я и люблю Розанова.

Я люблю его за слова, сказанные перед смертью. Вернее, за тот диалог, что был между ним и его женой Варварой. «Я умираю?» — спросил Василий Васильевич. — «Да, — ответила жена, — я тебя провожаю». «А ты, — добавила она, — забери меня быстрее отсюда». Он и забрал её через считанных несколько лет.

Проживите-ка жизнь свою так, чтобы быть способным сказать и услышать такие слова в последние свои минуты. Проживите-ка жизнь так, чтобы быть достойным перед смертью такое сказать и такое услышать.

Достоевский — это Ницше наоборот, «православный Ницше».

Розанов — это Фрейд наоборот, «православный Фрейд». Но не только. Он — певец семьи и маленького счастья, которое есть единственное счастье, а потому — единственно великое.

Он — певец простого быта, и смеяться над его приземлённостью может только фраер, который не сидел в тюрьме, или не служил в армии, или не работал на стройке, и вообще ничего тяжёлого в жизни не пережил.

Он певец рождающего лона, трубадур зачатий и поэт долгих поцелуев после двадцати лет совместно прожитой жизни. Осуждать его за эту поэзию невинной половой жизни в семье в наш век абортов, легального разврата и сексуальных перверсий может только или упомянутый выше розовощёкий ханжа, или увешанный веригами скопец. И тот, и другой, заметим, от пакостей плоти не свободны. Очень даже не свободны.

Для меня Розанов — это Робин Гуд, который не может сразить стрелой всех злодеев мира, однако метко поражает тех из них, которые оказываются в поле его зрения. Его стрела — написанное слово. Значение многих из этих слов вырастает по мере удаления от эпохи, в которой они родились. Но человек, как раньше, так и сегодня, остаётся слабо восприимчив к словам этого уединённого философа.

Чтобы его понимать, нужно хоть чуть-чуть, хоть иногда радоваться тому, чему радовался он; делать то, что делал он. А радовался он детской пелёнке с жёлтым и зелёным, хорошей книге, горячему чаю, умному человеку.

Делал же он то, что мог, и то, что умел. А именно: содранной кожей души прикасался к поверхности мира и, отдёрнувшись, говорил о том, что эта жизнь — ещё не вся жизнь. Есть жизнь иная и лучшая, а эту — нужно дожить за послушание, без проклятий, с благодарностью.

Ранее опубликовано: № 5 (53) Дата публикации на сайте: 03 Ноябрь 2011

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Фрейд для православных

Фрейд для православных

Андрей Ткачев
Журнал «Отрок.ua»
Розанов много говорил и писал о сексе. То, что читалось тогда как вызов, как дерзость и эпатаж, сегодня читается как лекарство. Ни один журнал не обходится без рубрики «об этом». Весь мир, кажись, увяз в этой теме, как автомобиль на бездорожье. И невозможно сделать вид, что это никого не касается. И нужно говорить об «этом», нужно вносить свет мысли и слова в эти сумерки сладких и убийственных тем.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 22 из 22
23:37 09.12.2013 | прот.Тимофей
Хотел выписывать журнал для прихода в воскресную школу... Думаю не стоит. На жаль огорчил о.Андрей в своем "личном мнении", видимо попса духовная бьет всех без разбору, кто заигруется в нее...
Печально.
17:16 12.09.2013 | Станислав
Когда Розанов познакомился с учением Фрейда? Об этом не пишут.Но знакомство было.Взять "Опавшие листья". Это же свободные ассоциации,поток сознания.Да и в других местах тоже есть.
16:28 20.07.2013 | Елена, редактор газеты
очень классная статья... просто даже слогом и ходом мысли наслаждаться - УДОВОЛЬСТВИЕ...
поделилась ссылкой на одноклассниках - ничего? :-)
23:03 12.07.2013 | Дионисий
Разговоры о т.н. сексе вообще не подобает вести православным христианам, как и читать такую "литературу", а тем более ОТКРЫТО "обсуждать" эти темы среди молодежи. Это духовный и душевный блуд, приводящий в движение кровь и оскверняющий сердце, хоть его и прикрывают "попечением" о целостности семьи или, что еще хуже, борьбой(!) с "содомо-гоморрской цивилизацией" (которой во время Розанова еще не существовало). Во-вторых: как-то странно представлять эротомана Розанова авторитетом в семейных вопросах, принимая во внимание его печальный семейный опыт. В-третьих: никак нельзя представлять Розанова православным мыслителем - он антицерковный псевдорелигиозный модернист, об отзывах о нем св. прав. Иоанна Кронштадтского и др., о чем уже писали выше. Далее, в тексте вызывают недоумения алогичные сравнения "Достоевский — это «православный Ницше»", "Розанов — это «православный Фрейд»". Фрейд и Ницше - богохульники и враги Господа Иисуса Христа, зачем вообще их упоминать в молодежном православном издании, да еще и в положительном свете?! Для того, чтобы молодежь "познакомилась" с их сатанинским учением?

"Но смерть, эта прекрасная незнакомка, расставляющая точки над «і», проявила в нём Христова угодника". Почему "Христова угодника"? Потому, что "Розанов умирал многажды причащённым и особорованным. Он умирал, накрытый пеленой от гроба аввы Сергия". Вот как все просто - ругай Церковь, "реформируй" Её, пиши эротическую литературу, потом не кайся, а просто "многажды причащяйся и соборуйся", и придет к тебе "прекрасная незнакомка" (сравните отношение к моменту смерти святых отцов) и затащит тебя прямо в рай. Ура, товарищи!
10:10 31.05.2012 | Олег
Розанов... не могу сказать ничего хорошего о человеке, о котором св.прав. Иоанн Кронштадтский писал: "Господи, запечатлей уста и иссуши пишущую руку у В. Розанова...". Которого свщмч.Гермоген представлял к анафеме. Который по словам Бердяева сказал:"Я молюсь Богу, но не вашему, Озирису, Озирису...", и это за месяц до кончины. Говорят он раскаялся, но почему не известно о том, что он осудил свои антихристанские труды.
"делать то, что делал он..." говорите. Это как? Хвалить порнуху? Считать что с пришествием Христа стало хуже? Почитать иудаизм? Что из этого? Или еще что-то?
Не ужели не о чем писать более? Лишь о грязи?
Юлия Лапина, прошу меня простить, но начните изучать жития святых, а не сатаниские письмена...
Да поможет нам Бог.
16:20 02.05.2012 | Ольга
Для него подвижничество, самоотречение - все к чему призваны христиане - непонятно, ему бы в тепле и уюте, у самовара, у жены под юбкой - певец мещанства: "в Евангелии мало человеческого".....очаровал всех своими кальсонами.....по духу он более иудей, как и многие из нас, впрочем...
20:14 25.11.2011 | Я
Эй, а почему удалили предшествующий комментарий? Тогда и ответ мой удалите.

Комментарий редакции:
За всем не уследишь. Удаляю то, что противоречит правилам. Кстати, этот комментарий тоже противоречит (см. п. 3). В Вашем случае нужно было писать на редакционную эл.почту. Или хотя бы оставить свой осмысленный эл.адрес в форме добавления комментария. Кроме модератора - никто не видит его.
Иеродиакон Савва

21:00 23.11.2011 | Я
Хорошо, что есть самые умные, кто укажет нам на тупость другого. Не пропадём видать.
01:27 23.11.2011 | Я
Хотел написать, что статья - отстой, но прочитав критику статьи, что выложена ниже, понял, что отстой именно она, а эта уже, вроде как, и ничего. Воистину, всё познаётся в сравнении.

21:29 19.11.2011 | Юлия Лапина
http://ua.bookfi.org/s/?q=%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2++%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB[..]
21:05 19.11.2011 | Юлия Лапина
Отец Андрей, здравствуйте! А можно Вас спросить, с чего стоит начинать ознакомление с творчеством Розанова? Мне 40 лет. Спасибо!
16:52 09.11.2011 | Сергий
Всем кому интересно другое мнение о Розанове: http://antimodern.wordpress.com/2011/11/08/rozanoff/#more-6970
Спаси Вас Господь!
18:12 07.11.2011 | Анна
Спасибо!
16:59 07.11.2011 | Маша Трубецкая
Присоединяюсь к мнению Андреч Карпенко, ""Уединенное" было настолько наполнено "откровенными" и "свободными" выражениями,

что поначалу было вообще арестовано "за порнографию" Критики усмотрели в книге

"оплевание всего русского", а самого Розанова уподобили "цинически мудрому

Карамазову", что в действительности, учиты вая способ изложения мыслей писателя

как "дневник человека из подполья", имело под собой достаточно твердое основание

Но ведь Розанов для того и оговаривался, что книга выходит "почти на правах

рукописи"

Позиция автора кажется парадоксальной с консерваторами он вольнодумец,

радикальный реформатор основ религии, с либералами - консерватор, даже

"ретроград" "Сам я постоянно ругаю русских Даже почти только и делаю, что ругаю

их "Пренесносный Щедрин" Но почему я ненавижу всякого кто тоже их ругает9 И даже

почти только и ненавижу тех, кто русских ненавидит и особенно презирает"

("Уединенное")"
http://bibliotekar.ru/filosofia/74.htm

Лучше АФЛосев - гармоничней, благодатней, ИМХО, разумеется
16:52 07.11.2011 | Ирина
И никто лучше Василия Розанова не сказал о православном царе. "Бог и смертные", "Опавшие листья"...
17:02 04.11.2011 | blood clot
2 Андрей Карпенко
таки давайте докази!)
13:56 04.11.2011 | Андрей Карпенко
Простите, но на мой взгляд, Розанов и не христианин вовсе
11:08 04.11.2011 | vik
Дуже дякую і завжди читаю ваші статті.
09:49 04.11.2011 | Николай
> Нужно изрядно поумнеть, чтобы с этой мыслью согласиться.

Ну вот зачем так унижать своих читателей? При этому, не приведя ни одного аргумента в защиту своей точки зрения.
09:40 04.11.2011 | Владимир
Спаси Господи Вас, батюшка Андрей, и Вашу семью!Благодарен Вам за прекрасные статьи, которые рождаются в самый необходимый для меня момент. В этом я уже неоднократно убеждался.
08:58 04.11.2011 | Лариса
Какую прекрасную жизнь создал для нас Бог! Каждый раз так думаю, читая ваши статьи, они открывают новые грани познания Вечного, Духовного... Это приносит такое наслаждение!!! Чувствуешь себя живой, способной прикасаться к великим тайнам, отличным от мирской суеты и мертворожденных забот о том, что тлен и прах...
00:58 04.11.2011 | -
Слава Богу за вас батюшка. Пишите, мы вас очень ценим и любим!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: