Подписаться на рассылку новых статей

С 2009 года журнал издается при поддержке Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы


Журнал «Отрок» приглашает авторов для сотрудничества! Пишите нам на адрес: otrok@iona.kiev.ua

Рекомендуем посетить

Свято-Троицкий Ионинский монастырь Молодость не равнодушна Покров Страничка православной матери Журнал Фамилия Ольшанский женский монастырь

Наши друзья

Между прошлым и будущим

Один богослов назвал настоящее лучом, беспрерывно скользящим от уже потерянного прошлого к ещё не существующему будущему. С этой точки зрения категория времени — иллюзия. И в то же время, каждое короткое мгновение нашей жизни — это ступень лестницы, ведущей либо ввысь, к духовным высотам, либо вниз, в бездну падения.


Совесть будит память. Разбуженная память хочет усыпить совесть, чтобы человек не уходил плакать в пустынное место, а привычно занимался обычными делами.

Для совести все совершённые дела не имеют срока давности. Все дела, имеющие нравственную оценку, совершены «сегодня». Так думает совесть. Поскольку она — от Бога, а Его жизнь — это вечное «днесь».

Время обманывает человека. На том бывшем поле, на том месте, где Каин убил брата, сегодня, возможно, стоит многоэтажный дом. А может, там — площадка для гольфа. Вы скажете играющим: «Люди! Не играйте здесь в гольф! Здесь совершилось первое в человеческом мире убийство!» — А вам ответят: «Ну и что? Не живите прошлым. Живите настоящим. Играйте с нами».

Быть может, это логично. Но у совести есть своя логика. Совесть упёрта и не всегда согласится даже выслушать сторонние доводы. «Вчера», «год назад» и «до Рождества Христова» для неё существуют одновременно. Раз грех, значит, грех, и нет срока давности.

Когда мы говорим (например, листая фотоальбом) «это я в школе», «это я в армии», то смысловое ударение у нас падает на текущие и изменяющиеся обстоятельства: «в школе», «в садике», «на отдыхе». Для совести же важно то, что и там, и там, и везде — один и тот же «я».

Воспоминание о грехе обожгло тебя, но ты тут же дал приказ выступить вперёд армии оправданий. «Я не знал», «это было давно», «я в этом каялся», «так все делали». Если отдельную отговорку превратить в камень, то их количество будет достаточно для строительства большого здания. И ты даже можешь сказать со временем: «Учитель, смотри, какие здания!» Но непременно услышишь в ответ: Истинно говорю тебе. Не останется здесь камня на камне (см. Мф. 24, 2).

Спрятанное будет найдено, забытое вспомнится, то, о чём, казалось, не знал никто, будет провозглашено на крышах.

Подумаешь об этом, сидя на верхней полке в сауне, и по спине пробежит холодок. Вникнешь в это, стоя на остановке трамвая в крещенский мороз, и станет вдруг так жарко, что шапку снимешь.

Прошлое не исчезло. Оно просто спряталось. И тем страшнее будет потóм его внезапное появление.

Будущее тоже плодит обманы и умножает иллюзии. Оно само — будущее — ещё не наступило. Ещё оно само является только возможностью, но оно уже пытается нам лгать и умножает обещания, как аферист при торговой сделке. В нашем фантастическом будущем мы думаем, что всё успеем исправить, мы залижем раны, прикроем наготу и стыд красивой одеждой, благородной тяжестью хороших дел перевесим мусор ошибок и подлостей. В общем, «Мы заживём... Мы увидим небо в алмазах... мы будем много работать и честно есть хлеб...» Как Манилов, возможно, мы построим чудесный мост или даже осчастливим разом всё человечество.

Когда щёки болезненно румянятся от сладких мечтаний, совести тяжело восстать против этой фикции. Всё-таки мечтается о хорошем. И кому из нас не близки слова из арии князя Игоря: «О, дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить»? Кто и как в действительности «искупил свой позор», получив «свободу», знают, опять-таки, только Бог и совесть. Очевидно лишь то, что мечтать бывает очень вредно. Растравленный мечтами, воспалённый ими ум способен с ещё большей силой отвращаться от действительности, гнушаться ею, удаляться от практической деятельности. Любые серьёзные перемены требуют упорства и подчас рутинного труда, когда желаемая цель кажется удаляющейся, а не приближающейся. Любитель фантазий и быстрых результатов редко способен вынести полуденный жар и тяжёлую работу.

Жить в долг — некрасиво. Опасно привыкать к кредитам, особенно если берёшь их ради вещей и целей второстепенных. Будущим, как кредитом, нельзя расплатиться за прошлое. Надеждой на будущее добро нельзя заглушать нравственную боль, рождённую прошлым.

Его, будущего, может вообще не быть. Ножницы в руках главы приёмной комиссии легко перерезают ленточку на сдаваемом объекте. Ножницы смерти ещё легче перерезают ленточку нашей жизни. Чем менее «объект готов к сдаче», тем невыносимее внезапное вторжение смерти в наши планы на будущее.

Бесплодным фантазиям о будущем соответствуют ностальгические воспоминания о былом. В «Степи» у Чехова юный герой слушал разговоры взрослых на ночлеге у костра. Ему казалось, что он видит перед собой глубоко несчастных людей, которые были безмерно счастливы в своём далёком прошлом. Этот вывод неизбежно рождался из услышанного. Обо всём, что наполняет их жизнь сегодня, люди говорили с раздражением, или злобой, или брезгливой усталостью. Когда же они вспоминали прошедшие годы, то глаза у них загорались и в голосах начинали звучать бодрые нотки. Там, в прошлом, они были сильны, умны, любимы и, главное, счастливы. Чехов вкладывает в уста юному герою важный вывод: «Русский человек не любит жить. Он любит вспоминать о жизни». Если в чеховском слове мы узнаём себя, значит, у нас внутри не всё в порядке.

В одной из проповедей митрополит Антоний (Блюм) говорит о необходимости «вернуться к себе под кожу». То есть о необходимости жить конкретно, а не мечтательно. Но конкретно жить и мыслить может и торговец на рынке, и вор, заметающий следы. Значит, надо, чтобы в данном случае конкретность питалась не мирской логикой, а искренней верой. Ведь если современного Адама Бог, как когда-то в раю, спросит: «Адам, где ты?», — то Адам скажет либо «Я вспоминаю прошлое», либо «Я мечтаю о будущем». Оба ответа не должны иметь места. По крайней мере, не должны занимать столько места в нашей жизни, сколько занимают сегодня.

Чтобы не застревать в том, что было, и не создавать в уме миражи грядущего, нужно ходить перед Богом. Это библейское выражение означает именно жить «здесь и сейчас», но не как придётся и не как захочется. Это означает жить напряжённой и внимательной внутренней жизнью и относить к себе то, что Создатель сказал тогда ещё Авраму: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (Быт. 17, 1) Именно исполнение этой короткой и многотрудной заповеди добавило впоследствии к имени праотца ещё одну букву. Он стал Авраамом — отцом всех верующих.

Изменение имени означает внутреннюю перемену. И мы должны измениться, чтобы получить новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (Откр. 2, 17).

Получение нового имени совпадёт с упразднением временнóй разорванности.

Временнáя ткань, дробящаяся на столетия, года, недели, секунды, уступит время вечности. Времени уже не будет (Откр. 10, 6). Значит, прошлое больше не будет тревожить совесть, и фантазии о будущем не будут отнимать у души силу.

Ранее опубликовано: № 4 (40) Дата публикации на сайте: 26 Октябрь 2009

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим

Андрей Ткачев
Журнал «Отрок.ua»
Время обманывает человека. На том бывшем поле, на том месте, где Каин убил брата, сегодня, возможно, стоит многоэтажный дом. А может, там — площадка для гольфа. Вы скажете играющим: «Люди! Не играйте здесь в гольф! Здесь совершилось первое в человеческом мире убийство!» — А вам ответят: «Ну и что? Не живите прошлым. Живите настоящим. Играйте с нами».
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 25 из 25
11:42 03.11.2012 | Ирина
И в этом узнаю себя!Большое спасибо!Пришло осознание!
14:06 15.03.2012 | Анна
Спасибо!
20:05 19.02.2011 | Сергей
Ваше преподобие,о.Андрей!
Спаси Вас Господь! Спасибо за чистый источник!
12:38 02.02.2011 | Ольга
Спасибо,отец Андрей,вы,как всегда,очень доходчиво для мирского человека изложили суть.
23:49 05.11.2010 | Анна
Спаси Вас Господи! Уважаемый отец Андрей!
00:43 16.01.2010 | Анатолий
Спасибо Вам,о.Андрей! Федору-почитайте "У стен церкви" С.И.Фуделя и,Бог даст,Ваше мнение изменится.
10:52 14.01.2010 | Михаил
Хорошая статья. Доходчиво написано. Спасибо!:)
20:04 26.12.2009 | Ксения
Не стоит.Надеюсь этот человек вразумится.
14:40 14.12.2009 | Роман
Федор, да запретит тебе Господь! О даче ложных показаний т.е.о клевете ты предупрежден. Ответ держать придется, как и нам всем. Одумайся.

Вот вопрос: православные, стоит ли вообще отвечать на подобные реплики?
15:47 28.11.2009 | Федор
"Изменение имени означает внутреннюю перемену"пишет автор,но так же и наоборот "внутренняя перемена требует изменения имени",но почему-то организация,в которой состоит о.Андрей не хочет наименоваться именем,которое ей по праву принадлежит,а именно "блудница,седящая на красном звере и в руке держащая чашу,наполненную мерзостями и нечистотами и блудодеявшую с царями земными",а упрямо именует себя Русской Православной Церковью,хотя с 1943 года имя это она потеряла.Вместе с совестью ее "пастыреначальников".И если совесть не пробудит память о.Андрея и он честно не признается,что обманывает людей,то окажется в одном месте с лже-патриархом Сергием и иже с ними.
18:48 23.11.2009 | Андрей
СПАСИ ГОСПОДИ за статтю. Очень мудро и главно правильно изложено.

Статаття пришлась очень к стати осознания своих проблем.
Слава Богу что есть такие Св. Отцы
18:00 03.11.2009 | AnDrey
Прочитав статью, с удивлением осознал, что всё описаное в ней имеет место в моей жизни. Живу воспоминаниями о прошлом с надеждами на будущее, а настоящее незаметно ускользает. Благодаря статье в мою жизнь пришло осознание проблемы, а это уже половина решения. Спасибо.
17:35 02.11.2009 | Антоний
Сильно!.. "Открыл" для себя о.Андрея,прочитав его книгу "Мы вечны! Даже если этого не хотим". Молодчина! Очень глубоко и по-новому! Дай Бог ему сил и здравия!
00:45 02.11.2009 | Игорь К.
Я не христианин, но иногда, изредка, мечты и желания у меня бывают простые, спокойные, а не "воспаленные", без претензий на непременный успех, славу, месть и т.п.

Скажем, в детстве мне очень хотелось, чтобы мои родные и мои домашние животные не умирали никогда. Но, они умирали...
И у меня остается лишь легкая бесконечная грусть и непонимание.
21:08 01.11.2009 | Александр
Всегда с удовольствием смотрим Ваши передачи. Спасибо большое!
12:45 01.11.2009 | Инна
Ваши статьи всегда доходят до глубины души!А главное они всегда соответствуют моим сегодняшним проблемам.
Благодарю ВАС!
02:50 01.11.2009 | Kseniya
Spasibo!
07:45 31.10.2009 | Anton
Спасибо огромно, всегда с нетерпением жду ваших статей, всегда встряхивают от будней суеты и возвращают к жизни!!!
18:15 29.10.2009 | Дмитрий(Jont)
Премного благодарю автора за статью. Она представляется мне весьма полезной, в особенности полезной для молодого поколения, к которому, впрочем, отношусь и я.
Могу добавить, что настоящее можно считать настоящим только в данный момент времени. То же "год назад" - настоящее, прошлое и будущее в разные моменты времени.
И вспоминается фраза:"Твой бой здесь и сейчас".
13:11 28.10.2009 | Юлия
Спаси Господи!
Очень глубоко и всегда вовремя...
22:58 27.10.2009 | Hudoga
Меня всегда, как и теперь, очень трогают статьи написанные отцом Андреем. Бывая в Киеве, всегда стараюсь заехать в Ионинский. И хотя бываю там редко и зачастую мимолётно, эта обитель вызвала у меня самые тёплые чувства, как только переступил порог. Как я туда первый раз попал -это отдельная, очень занятная(а местами даже забавная история).
Что касается статей о.Андрея, их можно распознавать без подписи автора.
Они живые, а не написанные "патамушо статью нада написать". Потому и читаем с удовольствием и, будем надеяться, с пользой для души.
P.S. Впрочем, великий Леонардо говаривал, что больше пользы творческому человеку от искренне бурчащих врагов, нежели от льстящих друзей:-)
16:04 27.10.2009 | Максим
Re Алла: или не получит вообще: "Возможно, это тоже великая мудрость Творца:
вечное сознание грехов своих без осознания возмездия за них..." (Град обреченный)
13:52 27.10.2009 | Алла
Спасибо, отец Андрей, за ваши статьи, за то, что несете тяжелый крест миссианства.
Растолкуйте, пожалуйста, если человек покаялся и грех ему простили, почему совесть гложет за совершенный проступок и не умолкает? Почему стыд и горечь за совершенный грех остается с человеком и не уходит в прошлое? Значит ли это, что окончательное прощение он получит только после Суда или не получит вообще?
08:22 27.10.2009 | Наталья
Благодарю,Господь вовремя послал информацию созвучную с моим сегодняшним мироощущением.
Только сегодня в 7.00 я делилась со своим мужем желанием жить "Как захочется"( по -женски легко и красиво),понимая умом , что так никогда не будет!Господь ведет меня другим путем и я не сопротивляюсь!И так светло и радостно на душе.
08:04 27.10.2009 | Елена
Спасибо Вам за ваши статьи,они именно тревожат совесть

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: