Не стреляйте в пианиста

Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами,
дабы открылись между вами искусные.
(1 Кор. 11:19)

«Если ты не знаешь, зачем ты живёшь, — это не повод стрелять разрывными», — сказал один поэт, и был совершенно прав. Впрочем, если знаешь — это тоже не повод...

Наверно, вам знаком такой киножанр, как вестерн. Уж пародию на вестерн вы точно хотя бы раз видели.

Обветренные, суровые лица молчаливых и храбрых мужчин. В углу неразговорчивого рта главного героя — либо серная спичка, которую при случае можно зажечь о каблук, либо окурок сигары. Маленькие городки Дикого Запада, состоящие из одной улицы, в конце которой — деревянный протестантский храм.

Вот городок замер во время сиесты (Мексика рядом), и главный герой ступает на площадь, погружённую в зловещую тишину. Вечером из салуна зазвучит расстроенное пианино, но сейчас даже курица не кудахчет, не скулит пёс и не фыркает привязанный к столбу конь.

Главный герой стоит в напряжённой, подозрительной тишине, и мы видим его со спины. Видим по кобуре на каждом бедре, а в них — кольты; видим руки, опущенные вдоль тела; руки, готовые схватить оружие в любую секунду. Наконец многочисленные враги высовываются из каждого окна, как по команде, и открывают пальбу.

Герой тут же молниеносно выхватывает пистолеты.

Казавшийся вымершим городок в прерии в секунды заволакивается пороховым дымом и погружается в шум стрельбы. Главный герой разит врагов из-под плеча, навскидку, в кувырке, в полёте, стоя на одном колене и лёжа на спине. Он стреляет, не целясь, назад, вперёд, вправо, влево. И на каждый его выстрел враги отвечают предсмертным криком, и очередной злодей выпадает из окна.

Битва завершается так же быстро, как и началась.

Серная спичка или окурок сигары по-прежнему — в углу волевого, презрительного рта. Холодный взгляд храбреца из-под ковбойской шляпы озирает замершие в пыли трупы. Но пистолеты всё ещё в руках, и дула их дымятся. Это не зря.

Потому что по закону жанра какой-то недобитый враг должен приподнять голову и дрожащей рукой навести оружие на главного героя. Вот он прицелился. Вот он зловеще улыбнулся. Но...

Герой резко поворачивается в сторону коварного стрелка и последним выстрелом отправляет к праотцам последнюю двуногую гадину, пригревшуюся в этом маленьком городке на границе с Мексикой.

Мне вспоминаются эти бесчисленные фильмы с оглушительной стрельбой и короткими диалогами по причине, совсем не связанной с кино и освоением прерий.

Образ меткой и безжалостной ковбойской стрельбы вправо-влево, вперёд-назад мне приходит на ум при мысли о культуре дискуссий.

Мы дожили до тех времён, когда у православных христиан появилась возможность общаться, меняться мнениями, обсуждать значимые явления и события светской и церковной жизни. Мы получили доступ к главной радости — к радости взаимного общения, причём общения с единоверцами. Но тут оказалось, что мы не умеем слушать, не хотим думать и способны зачастую только ругаться, выискивать еретиков и вешать на оппонентов ценники вкупе с ярлыками.

Впрочем, какие оппоненты? У нас их нет. Несогласные, минуя категорию оппонентов, попадают прямо во враги, и не только «мои враги», а «враги Истины», «враги всего святого». И как Некрасов сказал кой о ком «этот стон у нас песней зовётся», так и мы можем сказать, что это у нас такая «культура дискуссий».

Наш православный спорщик — это вылитый ковбой, зоркий глаз и гроза злодеев. Он стреляет не в силуэты, а в шорохи.

Скрипнула дверь — бабах!

Открылось окно — бабах!

Мелькнула тень — бабах!

Кругом враги, и бить нужно насмерть с одного выстрела. Патроны дороги.

Такой американский подход к расправе над мировым злом похож ещё на неконтролируемые реакции, на безусловные рефлексы. Прикоснитесь чем-нибудь горячим к коже человека, и он, невзирая на своё мировоззрение, отдёрнется обожжённым телом от источника боли. Это произойдёт мимо всякого ума, раньше всякой культурной рефлексии. Но то, что хорошо в отношении боли, плохо в отношении чужого слова.

Вы услышали слово, не совпадающее с вашими мнениями, и тотчас разрядились во «врага» односложным ответом, хлёстким, как выстрел.

«Враг», «гад», «шут», «бес»! Но, братья, это же подход неверующего человека. Это способ мысленных рефлексий человека, напрочь лишённого культуры внутреннего мира. Где уж там рассуждать о борьбе с помыслами и об умной молитве, если даже элементарных навыков осмысления и анализа нет, и доброжелательности вкупе с порядочностью нет.

Пусть бы так общались лишь те, кто ни разу не слышал слов «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына, и Святаго Духа»! Или слов «всякое ныне житейское отложим попечение»...

Каким ещё образом и общаться людям, этих слов не слышавшим? Но нет. Они могут быть сдержаннее нас. А я говорю о тех, кто православен, кто причащается. Некоторые из заядлых православных борцов мыслят, что так же хорошо знакомы с истиной, как хорошо товарищ Бывалов из фильма «Волга-Волга» знал «Шульберта». А знал он, я напомню, «Шульберта — лично». Вот эти знатоки истины — самые непримиримые стрелки, самые меткие мстители. Стреляют же они только по своим.

Чужие их либо не слышат, либо голос их для чужих не авторитетен. Приходится тогда ругать своих, чтоб чужие боялись. Что ж, и Моська лаяла на слона с целью прославиться, и без риска для здоровья.

Интернет-пространство — это не только сеть каналов для получения информации, коллективный организатор и место идейных встреч. Это ещё и коллективный канализатор, поскольку даёт возможность сливать в себя душевный кал и внутренние помои.

Вонь от иных форумов может соперничать с вонью городского коллектора. Сколько агрессии! Сколько ненависти! Сколько комплексов и инстинктов выплёскивается даже и православными людьми, когда они отстаивают в сети истину и клеймят другого православного человека!

Вот уж где конец света. И эти же люди ещё смеют рассуждать о кодах, в которых, а не в хамстве и невежестве, видят исполнение пророчеств!

Для одних Кураев еретик, для других Осипов отступил от веры. Там трещат копья в борьбе против Восьмого Вселенского, тут раздают ярлыки, не предполагающие и тени сомнений.

Чтобы казнить человека через повешение, нужно вначале повесить на его грудь табличку с наименованием вины. «Она стреляла в немецких солдат», — было написано на такой табличке у Зои Космодемьянской. Табличка есть, теперь можно выбивать из-под ног табуретку.

Так вот, развешивание ярлыков в ходе неразборчивой в средствах идейной войны всегда похоже на приготовление оппонента к казни. «Еретик», «мракобес», «либерал», «консерватор», «масон», «обновленец», «ретроград»... Легко произносимые слова, похожие на смертоносный выстрел. Вот он и герой — гордый человек, навскидку стреляющий словами, лихо сдувающий пороховой дымок с нагревшегося дула.

Молодчина. Боец. Православный мститель.

Зверобой, на лету убивающий комара, кровный брат Виниту Большого Змея, и сам — большой змей.

В обмене мыслями, в работе с идеями, в попытках выйти из мысленных чащ мне по душе более не кольт, а образ фотоаппарата. Причём не цифрового, а аналогового. Не нужен Polaroid, так чтоб щёлк — и карточка. Не нужно спешить и плодить халтуру.

Нужно сфотографировать явление, затем — ещё одно и ещё одно, пока не заполнится тематическими снимками плёнка. Потом нужно плёнку проявить. Медленно и таинственно, при соблюдении всех правил в красноватой тьме лаборатории на плёнке проступят контуры запечатлённого явления. Потом нужен фиксатор, или закрепитель (впечатления ведь надо проявлять и закреплять). Потом наступает время печати снимков, просушки, обрезки, вставления в рамки.

Точно так же продолжительно, специфично и, значит, культурно, следует относиться к мыслям. Их нужно ловить, удерживать, проявлять, закреплять, приводить в увеличенный вид. И лишь затем, когда явилось скрытое и уяснилось непонятное, следует именовать их шедеврами, или же выбрасывать в мусорное ведро в порванном виде.

А иначе дела не будет. Иначе, как до зубов вооружённый трус, некультурный человек будет палить изо всех видов оружия во всякое инакомыслие и насмерть поражать зачастую тех, кого он не понимает только по причине собственной неразвитости.

Именно этот умный труд, подобный труду старого фотографа, я и называю культурой, и если сетую на глубокое бескультурье нашего народа, то имею в виду не сморкание в кулак (это не смертельно), а неумение и нежелание думать. И православная часть нашего общества, имеющая неписанную обязанность быть по совести за всё в ответе и понимать глубинную суть процессов, должна учиться культуре мышления, культуре спора и ведения диалога в первую очередь.

Говорят, Оскар Уайльд, путешествуя по Штатам, видел в салуне такую надпись над инструментом: «Не стреляйте в пианиста. Он играет, как может».

Мне же, возвращаясь к началу, хочется сказать: «Не стреляйте в своих. Не стреляйте в них вовсе. Лучше фотографируйте мысли, проявляйте и увеличивайте. И лишь потом делайте взвешенные выводы».

Ранее опубликовано: № 1 (55) Дата публикации на сайте: 20 Февраль 2012

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Не стреляйте в пианиста

Не стреляйте в пианиста

Андрей Ткачев
Журнал «Отрок.ua»
Мы дожили до тех времён, когда у православных христиан появилась возможность общаться, меняться мнениями, обсуждать значимые явления и события светской и церковной жизни. Мы получили доступ к главной радости — к радости взаимного общения, причём общения с единоверцами. Но тут оказалось, что мы не умеем слушать, не хотим думать и способны зачастую только ругаться, выискивать еретиков и вешать на оппонентов ценники вкупе с ярлыками.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 25 из 28
20:01 24.06.2012 | Николай
Батюшка Андрей, смею дать Вам совет из Вашей передачи:
"Научитесь молчать о Христе", мне кажется, это высший пилотаж, точнее не молчать, а говорить и молчать одновременно. А вообще, так держать, для меня Вы и Ваш тезка Кураев, лучшие. Осипова не читал, вообще, к сожалению, медленно читаю. Еще на одной из служб запомнились цитаты из Архимандрита Лазаря, но не могу найти то, что слышал. Есть ли Архимандрит Лазарь не грузин? Спасибо.
19:35 11.05.2012 | Gotenot
З одного форуму:
"...гуманність придумали люди і відноситись вона має лише до людей. Тваринний світ ніякої гуманності не знає і не знав. Хтось бачив гуманне відношення левів до антилоп? Хтось чув стенання лисиць, коли ті їдять зайців? А може хтось хоче наблизитись до ведмежати і розказати про гуманність його розлюченій мамці? В природі є лише доцільність співіснування видів. Якщо якийсь вид - коти, собаки, їжаки, голуби чи ще хтось не чинись загрози людині - хай живе. А якщо чинить - то будь-яка загроза - скажені лисиці, голодні вовки чи бродячі пси підлягають знищенню. І коли звір загрожує життю і здоров'ю людини, то не до сентиментів. Кесарю - кесарево, а звірям - звіряче! " - чудова ілюстрація ваших слів про форуми. Як люди здичіли! Якими себе царями природи вважають! Жах!
20:23 16.03.2012 | Gotenot
Журнал, як завжди, чутливо реагує на нові настрої у суспільстві, точно й правильно оцінює їх і з усією правдою показує суть.

"Вонь от иных форумов может соперничать с вонью городского коллектора. Сколько агрессии! Сколько ненависти! Сколько комплексов и инстинктов выплёскивается даже и православными людьми, когда они отстаивают в сети истину и клеймят другого православного человека!" - ключова фраза. Справді, я й сам тривалий час - як на мене - з 2008 року брав участь у дискусіях на інтернет-форумах. Правда, місяців уже 10 не беру участі в цих дискусіях. Хоча мені й зараз лише 15 років. Я говорив про політику, історію та інше. Мене спочатку дивувало, що за правду я блокувався почергово на різних сайтах, але тепер я спокійно до цього ставлюсь, по-філософськи. Як каже моя мама - "Смешно с всемирной глупостью бороться" - справді, мені подобається філософська позиція Шерлока Холмса, який не бажав собі слави, а тільки робив свою справу. Але мене хвилює те, чи переможе правда. І в той же час я бачу, настільки люди деградовані. Несправедливість повсюди. Так що ж робити? Повторити долю Чіпки повіссті Мирного, чи трагічну долю Хауса? - а я впевнений, що "хеппі енду" у серіалу не буде.
20:12 09.03.2012 | Маша
Отличная статья, как, впрочем, всегда у Андрея Ткачева - без пафоса, просто и точно.

Забрала к себе в ЖЖ)
16:12 07.03.2012 | Ирина
Чудесно сказано, прямо в точку,комментарии к любым статьям только подтвержают мысль автора, согласна полностью, оппозиционеров в вере православной быть не должно
17:21 04.03.2012 | Александр
очень благодарен за статью!! собственно журнал с ней, давно уже приобрел, но вот именно ее и не читал...а на днях сам попал в сети осуждения на форуме, где, точно как и показал о.Андрей, - бездумно наспех осудил мнение человека, по моим меркам "не достойное"...Слава Богу, Господь вразумил, и я оставшиеся полдня жалел, что вообще влез в это обсуждение-осуждение..а прочитав статью, - словно в зеркало посмотрел...стыдно, товарищ...даже очень...Спасибо, о. Андрей, вы очень метко стреляете!)
10:40 28.02.2012 | Денис
Ленимся думать. Это и обо мне тоже. "Живи легко". А если остановиться, вглядеться...
23:56 26.02.2012 | Светлана
Простите Лилия за простонародность или грубость, не хотелось вызывать у Вас гнев, простите...
21:18 26.02.2012 | olgaK
Люди добрые,просто читайте статью и делайте СВОИ выводы.Закомплексованные-не закомплексованные..Разные!и это хорошо
21:38 24.02.2012 | Михаил
Инстинкт автономен и оторван от реальности. Хочу предложить всем почитать Андрея Курпатова, на мой взгляд у него интересно написано и разъясняются психологические механизмы нашего поведения в жизненных ситуациях. Хочу поделиться из своего опыта: почти всегда тот, кто на много старше знает лучше какую-то конкретную ситуацию и когда он тебе говорит такое, что просто не понимаешь, нужно просто смириться и сделать по его, и потом с удовольствием понимаешь, что правильно сдержался и не нагрубил, и что старший был прав. И ещё хочу сказать о том, что культура это то, как надо поступать, а не так как хочется или кажется верным на первый взгляд; давайте будем культурными! Благодарю автора за статью.
11:11 23.02.2012 | Лилия
Жаль, что не хотим учиться выражать свое отношение без "блинов", "дур" и прочих подобных словесей.
Грубость ничем не может быть оправдана, это как мирская поговорка: если очень хочется, то можно.
Грубость идет на поводу у эмоций, но Священное Писание нам говорит:
"Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него."
"[Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость."
"Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует."

Грубость убивает взаимопонимание и любовь.
А в женщине конкретно грубость убивает нежность и женственность.
Вот только, чтобы принять любовь и мудрость - нужно осознать свою глупость и пустоту.
08:37 22.02.2012 | Андрей
)). Точно. "Блин. Класно!"
15:08 21.02.2012 | Светлана
Спасибо автору - судя по комментариям тема интересна многим. Мое мнение относительно темы: происходит простой перенос мирского духа в церковную ограду и мирские диалоги такие как "дура - сама такая" православные переводят приблизительно так:"ты в прелести - сама ты бесноватая". Если я правильно поняла суть статьи - речь идет об общей озлобленности и это действительно беда многих, за редкими исключениями такими как Серафим Саровский, а чем поможешь озлобленному? Обнять нас всех и плакать...
14:27 21.02.2012 | Феофано
поэтому я перестала на правосл.форумы даже заглядывать, вообще НИ НА КАКИЕ. Это грустное явление.
14:21 21.02.2012 | Олег
Не поместилась ссылка на статью о протодиаконе Андрее (Кураеве):
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/09/09/nehoroshaya_hlystovskaya_missiya_pro[..] этой статье тоже затронута подобная тема.
14:20 21.02.2012 | Ксения
Мне кажется, человек имеет право грубить, когда любит по-настоящему и доказал свою любовь (например, племянницу назвать дурой, обидеть). А на форумах? Ведь ты его даже не видишь, оппонента.
14:15 21.02.2012 | Олег
Я тоже считаю, что статья очень актуальна, но проблема в том, что мы себя не видим и свои недостатки, и, давая другим, хорошие советы сами их не исполняем.

Цитата:
Вот уж где конец света. И эти же люди ещё смеют рассуждать о кодах, в которых, а не в хамстве и невежестве, видят исполнение пророчеств!

Можно подумать, что так себя ведут только те, кто видят в кодах исполнение пророчеств.
А почему тогда еще не привели в пример такие ярлыки как: «иннщики», «больненькие», «царебожники», «борцы с антихристовой системой» и т.д., или ярлыки которыми сыплет протодиакон Андрей (Кураев):
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/09/09/nehoroshaya_hlystovskaya_missiya_proto[..]
13:52 21.02.2012 | Лариса
А по-моему - очень актуально. Для любого христианина. Идея Христа - почитать другого выше себя, Он говорил это, я думаю,для всех случаев жизни. В Писании не сказано, что в любых ситуациях - нужно почитать, а в дискуссии - обличать, бить и обвинять в глупости. Именно выслушать, подумать, переварить с уважением, пониманием и любовью, а потом - когда тебя спросят - высвободить свое прожитое и созревшее мнение!
13:04 21.02.2012 | Олег
Чем занимается автор этой статьи, как не вешает ярлыки и не делает тоже, в чем обвиняет других, еще и пример этим показывает:
Цитата:
Молодчина. Боец. Православный мститель.
Зверобой, на лету убивающий комара, кровный брат Виниту Большого Змея, и сам — большой змей.

И вот люди прочитавшие статью копируют автора:
Grettir в сообщении от 21:30 20.02.2012:
Толпы, толпы закомплексованных товарищей, однозначно!

ЮЛИАНА в сообщении от 07:53 21.02.2012:
"ДО ЗУБОВ ВООРУЖЁННЫЕ ТРУСЫ, НЕКУЛЬТУРНЫЕ ЛЮДИ"

Поддерживаю Аллу (сообщение от 00:53 21.02.2012).
11:16 21.02.2012 | Галина
Злободневная тема!!!По этой причине и на форумы православные ходить не хочется...
11:13 21.02.2012 | Анна
Спасибо!
10:12 21.02.2012 | Елена
Мне лично это важно и нужно было где-то услышать. Спаси, Господи! Оппонентам скажу: мы все меняемся. Назидания- это и еще и личный опыт, возможно, ошибки, заблуждения, но пересмотренные и исправляемые постоянно. Быть на виду и делиться сокровенным-это ли не распятие себя ? Батюшка, Вашими трудами мы иногда бессовестно "пользуемся". Простите. Спаси Вас Бог!
08:04 21.02.2012 | blood clot
а по-моєму, дуже актуально.
07:50 21.02.2012 | ЮЛИАНА
ДЛЯ КОГО ЭТА СТАТЬЯ? "ДО ЗУБОВ ВООРУЖЁННЫЕ ТРУСЫ, НЕКУЛЬТУРНЫЕ ЛЮДИ" НА ПОДОБНЫЕ САЙТЫ НЕ ЗАХОДЯТ И ЧУЖИМ МНЕНИЕМ НЕ ИНТЕРЕСУЮТСЯ. ПРОПОВЕДОВАТЬ МИР В ОВЕЧЬЕМ СТАДЕ...
05:17 21.02.2012 | Андрей
Господи, помилуй рабов Твоих: Андрея, Аллу и Андрея (меня). Обрати нас от осуждения друг к другу на свет истины Твоей по величайшему милосердию Твоему и вопреки нашим страстям и беспокойствам. И помилуй, Господи, всех братьев и сестер наших, православных христиан. Меня же избавь, Господи, молю тебя, от мысленного искушения, что именно "я - дверь". Ибо лишь Ты воистину - Спаситель. И лишь истина Твоя суть любовь есть Дверь, и Путь, и Царствие. Да будет во всем воля Твоя. Аминь.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: