Те, кому приходится много путешествовать, хорошо знают, что успех каждого путешествия в значительной степени зависит от того, какими путеводителями человек обзавёлся и насколько внимательно их прочёл. Отправляясь в незнакомую страну, человек должен получить хотя бы самую основную информацию о том, какие в этой стране достопримечательности и какие могут подстерегать опасности.
Точно так же происходит в духовной жизни. Духовная жизнь — это путь к Богу, и чтобы нам идти по этому пути успешно, мы должны пользоваться путеводителями. Таких путеводителей очень много.
В Великом посту можно прочитать все четыре Евангелия. Нередко мы, православные христиане, думая, что Священное Писание мы знаем едва ли не наизусть, неделями и месяцами его не открываем. И не замечаем того, что даже если и сохраняются в нашей памяти какие-то евангельские эпизоды, Евангелие всё меньше и меньше становится Книгой нашей собственной жизни, мы всё реже видим в нём отражение собственного духовного опыта. Поэтому если нам не хватает времени в обычные дни читать Евангелие, то хотя бы в дни Великого поста перечитаем эти страницы, на которых Сам Господь обращается к нам, даёт нам пример подлинно христианской жизни.
В дни Великого поста полезно также читать Ветхий Завет. Не случайно на великопостных богослужениях читаются и Книга Бытия, и Книга Иова, и Книга Притчей Соломоновых. Церковь избрала эти книги потому, что они имеют особое назидательное значение. Из Книги Бытия мы узнаём о сотворении мира, о смысле его существования. Книга Иова говорит нам о том, как Бог утешает человека в страданиях и скорбях. Из Книги Притчей мы можем получить множество полезнейших нравственных уроков. И если обычно мы не находим времени, чтобы перечитать эти книги, то в Великом посту нужно найти для этого и силы, и время.
В течение Великого поста полезно обратиться и к духовной святоотеческой литературе, творениям тех людей, которые за много веков до нас шли тем же путём, каким сегодня пытаемся идти мы. Обращаться к их писаниям важно именно потому, что они достигли цели пути — тех духовных высот, к которым и мы стремимся в меру своих возможностей.
Не случайно во вторую неделю поста Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, в четвёртую неделю — преподобного Иоанна Лествичника, в пятую — преподобную Марию Египетскую. Опыт, отражённый в житии Марии Египетской, в книгах Иоанна Лествичника и Григория Паламы, а также других Отцов Церкви, может стать и нашим опытом, если мы будем вчитываться в их слова и стараться воплощать в жизнь то, что они говорят.
Конечно, открывая «Лествицу», многие из нас понимают, что это книга, которую не каждый может вместить, так как она говорит о слишком высоких вещах. «Лествица» начинается с отречения от мира — это первая ступень духовного восхождения. Боюсь, что никто из нас даже на эту первую ступень не взошёл. Помню, когда я был маленьким мальчиком, меня поражали пожарные лестницы на старых московских домах, начинавшиеся примерно на уровне третьего этажа. Взобраться на первую ступень можно было только при помощи пожарной машины, а подняться на эту ступень прямо с земли было невозможно. И когда мы читаем «Лествицу» преподобного Иоанна, может показаться, что это именно такого рода лестница, предназначенная не для нас, на земле живущих. Но давайте вообразим, что Великий пост — это та пожарная машина, которая помогает нам взобраться на первую ступень лестницы и начать бороться с тем, что богослужебные тексты называют «мрачным разжжением (то есть пожаром) греха».