Свидетели Церкви

Нет ближе и теснее связи, чем единство мыслей, чувств, единство цели. Цель жизни христианина — спасение. Святые отцы достигли этой цели. Их книги написаны по внушению Духа Святого. Творения святых отцов подобны зеркалу: читая их внимательно, можно увидеть недостатки своей души.


Первые шаги в моей церковной жизни были наполнены отчаянной растерянностью. Голова шла кругом от такого разнообразия чувств, мыслей и переживаний. Об одном и том же предмете, например, мне приходилось слышать совершенно разные и часто даже противоречивые мнения. С амвона я внимал одному, а читал, как мне казалось, совершенно противоположное у аввы Дорофея. Ну и, конечно же, всё, чему учили наши бабушки с многолетним церковным стажем, казалось мне истиной. Но как это согласовать? Кому доверять? Неужели в Церкви приходится выбирать и думать над тем, во что веришь?

В этот момент я мог развернуться и уйти из Церкви. Но мне повезло. Рядом оказался батюшка, который хотя и не всё объяснял, зато умел вовремя появиться с нужной книгой в руках. Он никогда и ничего мне не доказывал и не отправлял меня к Google. Он давал возможность пожить, помолится, подумать, почитать, и ответ становился очевиден.

Протоиерей Георгий Флоровский писал, что богослов не тот, кто до чего-то додумывается своими усилиями, путём собирания и систематизации информации, а тот, кому Бог открывается Сам, по мере возможности, по мере усердия и смирения человека. Мы же приходим в Церковь с привычкой обо всём получать информацию легко и быстро. И сразу же разочаровываемся — в Церкви понять всё сразу не получается.

По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), желательно читать книги тех отцов, которые ближе нам по времени и мировоззрению, чтобы не смущалась душа от того, что хоть и свято, но пока чуждо ей. А смущают чаще всего брошюрки или листовки типа «Ад и рай по учению святых отцов». Церковь открывает для человека пространство, в котором можно дышать свободно, в догматических границах Символа веры, под покровом благодати, и находить ответы на вопросы у тех отцов, которые нам близки по мировоззрению, образу жизни, в конце концов, даже по характеру. И если мысль одного отца отличается от мысли другого по вопросу, например, о мытарствах и Страшном Суде, то это не значит, что они противоречат друг другу, а просто каждый в силу духовного опыта и разного пути богопознания высказывает свои мысли. Наиболее чётко отношение Церкви к этой проблеме выразил преподобный Варсонофий Великий: «Как Господь явил нам путь жизни через пророков и апостолов, хотя каждый из них говорил частно, и Бог не вещал исключительно через одного из них, а оставленное одним по воле Божией сказано другим, так творил Бог и со святыми, после них бывшими: о чём одни говорят сомнительно, то истолковывают следующие за ними, чтобы Бог всегда прославлялся через святых Своих».

«Церковь — это единство разнообразия», — писал Льюис. Даже Пётр и Павел не всегда были полностью согласны друг с другом, но победила Церковь, её соборный разум. Поэтому если что-то смущает, не стоит делать поспешных выводов. Святые отцы могли ошибаться и ошибались, но при этом смирялись перед авторитетом Церкви, не утверждая своего мнения как истины. Более того, ошибались даже Соборы, решения которых признаны каноническими. Так, например, 16-е правило Шестого Вселенского Собора исправляет ошибку, допущенную в 15-м правиле Святого Поместного Неокесарийского Собора. Отцы Неокесарийского Собора постановили, что в любом, даже очень большом городе, не должно быть более семи диаконов, ссылаясь при этом на книгу Деяний апостольских. Отцы же Шестого Вселенского Собора поправили их, говоря, что служение тех диаконов относилось к потребностям трапез, а не к таин?ствам, и поэтому к диаконам-священнослужителям не должно применяться ограничение. Святые умели и отказываться от своей «правоты». Ересь в Церкви рождается тогда, когда чьё-то мнение претендует на исключительность. В аскетической монашеской практике оно даже осуждается как признак прелестного состояния души. Мнение — это не мысль, а, скорее всего, убеждённость в своей правоте: «Это правильно, потому что я так думаю».

В католицизме такое явление как «частное богословское мнение» (теологумен) вполне узаконено. Имеет право на жизнь любое утверждение, если только оно было высказано святым. Там в определённые исторические периоды господствовала та или иная вполне удобная в данных обстоятельствах доктрина. Сейчас, например, официальным учением Католической церкви является неотомизм — модернизированная доктрина Фомы Аквинского. Но в Православии этот принцип невозможен. Ведь Церковь, по мысли отца Николая Афанасьева, — это «наша жизнь во Христе и Христова жизнь в нас». И всякий человек, объемлемый Церковью, воспринимает эту жизнь по-разному. Если это, например, святитель Григорий Нисский, человек блестящего образования, то он выражает в удобных для него словах те мысли, которые возникают в его душе от прикосновения благодати к сердцу: От избытка сердца говорят уста (Лк. 6, 45). И Господь не пренебрегает, а благословляет его образование, как в Евангелии: Всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое (Мф. 13, 52). А если это, например, простой неграмотный пастух Павел Препростой (ученик Антония Великого), который смог запомнить одно-единственное предложение из всего богатства богословской мысли Православия: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс. 1, 1), — и этого ему хватило, чтобы обдумывать всю жизнь, — то Господь и эту простоту благословляет, но простоту, а не невежество. Потому что одно слово, сказанное святым Павлом, по своей силе и глубине может равняться десяткам, сказанным святителем Григорием. Но говорят они одно и то же, просто по-разному.

Святые отцы жили в разное время в разных культурах, и в своём по-святому проницательном восприятии мира они не отбрасывали, а наоборот, раскрывали и осмысливали эту культуру или эпоху. Но они не были современны в смысле «популярны»; по мысли Честертона, «Церковь совпадала по времени со вкусами и модами, но всегда умела обуздать их и пережить». Конечно же, этот жизненный принцип Церкви всегда выражался в святоотеческой мысли. Ведь святые отцы говорят о Христе на языках разных культур, разных эпох и в разных обстоятельствах, и поэтому их мнения могут показаться противоречивыми. Но всё же они выражают один Дух, который одинаково дышит в недрах Церкви как в I, так и в ХХI веке. И это и есть то святое Предание, то чудо единства в разнообразии эпох, культур, личностей, о котором так точно выразился знаменитый богослов ХХ столетия святитель Иларион (Троицкий), говоря о Церкви: «Триединство Божества и единство человечества».

Вот ещё на чём хотелось бы поставить акцент в вопросе о мнениях. Дело в том, что Предание Церкви литургично. То есть святые отцы выражали свои мысли исходя из своей молитвы, и именно воцерковлённой молитвы: «Наше учение исходит из Евхаристии, и Евхаристия подтверждает учение» (святитель Ириней Лионский). И поэтому очень важно, чтобы потуги нашего ума в стремлении разобраться в том, что исповедуешь, соответствовали потугам нашего сердца в попытках молиться.

Ведь Церковь невозможно очертить рамками философской системности: «Церковь — это молитва Отцу во Христе» (отец Александр Шмеман). Это жизнь в благодати, а объяснить жизнь невозможно, её можно просто описать, что и сделали евангелисты: Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь (1 Ин. 1, 2). А продолжают из поколения в поколение это же осмысленное «свидетельство» святые отцы. В этом свидетельстве и заключается всё то, что мы называем живым и животворящим Преданием Церкви. Вспомните, сколько тысяч людей приходили ко Христу, но не для того, чтобы пойти за Ним, а наоборот, уйти, взяв нужное у Него. И только маленькая горсть людей старалась внимательно вглядываться в жизнь Христа.

Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с учёным сообщает много сведений, с поэтом — много возвышенных мыслей и чувств, с путешественником — много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши (Пс. 17, 26-27).

Ранее опубликовано: № 5 (35) Дата публикации на сайте: 06 Ноябрь 2008

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Свидетели Церкви

Свидетели Церкви

Денис Таргонский
Журнал «Отрок.ua»
Святые отцы говорят о Христе на языках разных культур, разных эпох и в разных обстоятельствах, и поэтому их мнения могут показаться противоречивыми. Но всё же они выражают один Дух, который одинаково дышит в недрах Церкви как в I, так и в ХХI веке. И это и есть Святое Предание — чудо единства в разнообразии эпох, культур, личностей...
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 7 из 7
15:08 23.06.2011 | Анна
Спасибо!
22:45 01.12.2008 | Валерий
Спасибо за статью. Спаси Вас Господи!
23:40 11.11.2008 | денис
продлжение: Старец Амвросий своим прозорливым умом и просветленным сердцем сделал выбор: говорить о самом простом, но имеющем абсолютное значение для человека, вместо того, чтобы говорить громкие слова о том, что может подождать — не потому что Бог второстепенен, а потому что Бог есть любовь. И не потому что человек, ставивший вопрос о духовной жизни, не нуждался в спасении; а потому что он и без того знал достаточно, чтобы спастись.»
Когда я пришел в Церковь, то не искал своего личного духовника, или человека, который может ответить на мои вопросы о духовной жизни. У меня не было никаких критериев подходящего старца и тем более мыслей о том, что он должен быть обязательно преподобным. Мне просто было больно, тяжко на душе, и я искал утешения, я просто искал человека, который смог бы мне помочь. И так случилось, что им оказался именно батюшка. Но это ведь не обязательное для всех правило. « Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог приведёт к истинному наставнику… Не беспокойтесь – свой своего всегда найдет»,- писал прп. Лев Оптинский.
Конечно же это совсем не ответ, а просто что-то из пережитого и прочитанного. Может быть я уклонился от ответа, тогда извините.
23:37 11.11.2008 | денис
продолжение: Почитайте письма оптинских старцев, и вы обнаружите удивительную вещь - оказывается, вся духовность у нас перед носом лежит. «Всякое дело – путь к Господу и конец его - смерть» (Сент-Экзюпери). Просто нужно чем-то хорошим жить, тогда и помощник найдётся по духу - духовник. Я просто в восторге от одного случая из жизни Амвросия Оптинского, но приведу его в пересказе Антония Сурожского: «… он как-то беседовал с людьми, которые ставили ему вопросы о духовной жизни. И вдруг посреди беседы, в момент, когда, казалось бы, они говорили о самом святом, он прервал разговор, выудил из толпы какую-то старую крестьянку, посадил рядом с собой и долго-долго говорил о том, как надо кормить индюшек. Когда он кончил и вернулся к своим первым собеседникам, ему был поставлен вопрос: как вы могли это сделать? Вы же говорили о Боге, о духовной жизни, о спасении души — и прервали это для того, чтобы говорить о пустяках с какой-то старушкой из соседней деревни?.. И Амвросий тогда сказал замечательную вещь: беседа, которую мы вели с вами, была роскошью; вы и без меня много знаете; на том, что вы знаете , вы можете прожить и в Царство Божие войти. Но для этой старушки ее индюшки — вопрос жизни и смерти; она нанята их пасти, ничего другого в жизни не умеет делать; и индюшки мрут. Ее выгонят, и она будет нищей...
23:31 11.11.2008 | денис
продолжение:Мы часто немного глупим, когда, стремясь к чему-то возвышенному и духовному, упускаем мелочи, саму жизнь, саму воплощённую духовность. Это всё равно, как вместо того, чтобы наслаждаться вкусом коньяка столетней выдержки, мы его переворачиваем, как стакан водки, для того, чтобы просто напиться. В дневнике о. Митрофана Серебрянского (духовника преподобномученицы Елизаветы), есть замечательные строчки, о таком скольжении мимо жизни: «Сколько раз Господь спасает людей от всяких бед, а они этого и не замечают. Как же справедливы святые отцы, настойчиво требуя от людей трезвения, внимания ко всему, что происходит внутри и вне их существа, тогда наполовину меньше было бы неверующих». «Природа человека такова,- говорил Иоанн Златоуст,- что успев в великом, мы затрудняемся малостью».
Духовная жизнь начинается тогда, когда сталкиваешься с тем, что сам не в силах ни понять ни исполнить и начинаешь просить помощи, потому что всё уже перепробовал и во всём разочаровался, - осталось только это. И если это опытный монах, то он чувствует свою беспомощность перед страстями, а если это учительница, то она беспомощна перед неуправляемым классом. «Потому Бог и не подает силы к исполнению, чтобы мы не превозносились, а смирялись»,- пишет Макарий Оптинский. Вот в чём оказывается весь фундамент духовной жизни. И если он отсутствует в проекте построения правильной духовной жизни или просто счастья человека, то не уверен сможет ли устоять дом.
23:28 11.11.2008 | денис
Здравствуйте Костя. Я уж точно не смогу ответить на ваш вопрос, потому что опыта духовной жизни у меня нет. А вопрос о смирении для меня вообще «тёмный лес». Да и жизнь человека это не механизм, который можно «подлампичить», применив какую-то общую для всех формулу, жизнь это как говорил Достоевский, художественное произведение. Поэтому суть человека невозможно очертить, ограничить какими-либо формулировками. Некие общие правила и закономерности, описанные например в книге Феофана Затворника «Что такое духовная жизнь и как на неё настроиться», это только вектор, указующий направление вашего личного поиска. Ведь ищем-то мы для того что бы молиться и почувствовать вкус жизни вкус тех ценностей, которые когда то для нас были просто нравоучениями, без которых можно обойтись. Православие– это вкус жизни, и для того, чтобы его почувствовать в своем сердце, наверное стоит прислушиваться к тем акцентам, которые ставит церковь в вашей личной практической жизнедеятельности. Это как музыкант, который учится играть на фно по произведениях Бетховена, но почувствовав вкус музыки, он начинает играть сам.
21:03 09.11.2008 | Константин
Здравствуй Денис ,тема тобой поднятая очень широкая и нужная-это тема правильного воцерковления и правильного выбора себе наставника(по максимому - преподобного, но гдеж его взять?). И тут много о чем есть поговорить , но напишу о главном .
"Протоиерей Георгий Флоровский писал, что богослов не тот, кто до чего-то додумывается своими усилиями, путём собирания и систематизации информации, а тот, кому Бог открывается Сам, по мере возможности, по мере усердия и смирения человека." - в этой фразе выражена как бы суть всей проблемы . Если человек както ,или что то зделает и Бог ему откроется ,т.е. произойдёт встреча двух личностей и восстаносится связь ( ре-лигия )с Богом ,то и правильная духовная жизнь начнётся. А вот как "смириться правильно", куда приложить "усердие" человеку ,чтоб его поиск Бога увенчался успехом. Да ,святые отцы - это хорошо и очень правильно , но ..., если я тебе раскажу о моей встрече с Ивановым Иваном Ивановичем ,кто он и какой он человек и личность , а потом ты сам с ним встретишься , то наверняка скажешь , что ты его себе не таким ( или не совсем таким ) представлял. Также и о встрече святых с Богом , мы можем прочесть и както себе представить Его(Бога)себе.Но увы...это не будет истинна ,а лишь НАШЕ представление....
Интересно ,что думают по этому поводу пастыри , т.е. те ,кто взял на седя бремя и обязанность привести людей к Богу ?

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: