В присутствии Бога

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Есть вопросы, кажущиеся простыми. Ответы на такие вопросы почти всегда ошибочны. Например: «Зачем нужны священники?» — «Ну, батенька, это просто. Крестить, хоронить, молебны служить». Ответ неверный. В первую и главную очередь священник нужен для того, чтобы служить Литургию. У многих возникнет вопрос — а что такое Литургия? Первый правильный ответ рождает следующие правильные вопросы.

В храме читают Часы. А в алтаре священник стоит перед жертвенником и приготавливает хлеб и вино для Бескровной Жертвы. Берёт большую просфору и, держа в правой руке копие, трижды осеняет просфору знаком креста. При каждом крестном знамении говорит: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Если бы не Литургия, мир давно бы забыл о первом Пришествии Спасителя, и никто бы не был готов ко второму.

Священников на Руси были тысячи. Это были монахи и бельцы, образованные и едва умевшие читать. Одни стали персонажами сказок, другие вошли в святцы. Но никто из них не служил Литургию так, как служил её отец Иоанн Сергиев, он же — праведный Иоанн Кронштадтский.

Этот человек, родившийся на холодном севере и без того холодной страны, воспитанный бедными и набожными родителями, стал эталоном для всех священников до самого Судного дня.

По звуку камертона выстраиваются голоса поющих. Слушая Баха и Моцарта, можно понять, что такое музыка. Понять, кто такой священник, можно, глядя на Иоанна Кронштадтского. По камертону его литургических возгласов стоит настраивать разноголосицу многолюдного священнического хора.

У него многому можно поучиться. Вернее, нет в священнической жизни такой грани, которая в жизни отца Иоанна не засияла бы подобно бриллианту. Он был милостив к бедным; непримирим и строг в отношении безбожия и различных умственных шатаний; он помогал начать новую жизнь тысячам людей, опустившихся на самое дно. Сказать, что он молился горячо, — значит ничего не сказать. Он молился чудотворно, и когда он разговаривал с Богом, то бытие Божие, присутствие Бога здесь и сейчас ощущалось людьми как первая и главная реальность.

В те годы, когда отец Иоанн начал своё служение, Русская Церковь осваивала новый, а вернее — хорошо забытый старый, вид деятельности — миссионерство. Вектор действия был направлен на восток, туда, где на огромных просторах империи жили многочисленные некрещёные народы. Волна миссионерской активности даже выплеснулась за пределы страны: в соседней Японии трудился Николай Касаткин, впоследствии названный равноапостольным.

Иоанн Сергиев хотел послужить делу православной миссии и вначале серьёзно думал о проповеди в далёких краях. Но... Внимательный взгляд вокруг открыл ему картину странную и жуткую. Ничуть не меньше, чем язычники, в просвещении Христовым светом нуждались крещёные люди. Среди богатых и образованных — разврат и вольнодумство. Среди простого народа — невежество, пьянство, озлобленность. Чтобы спасать из адовых челюстей бесценные души, не нужно никуда ехать. Поле для борьбы открывается на каждом шагу, в каждом селе или городе.

Отца Иоанна можно назвать всероссийским батюшкой, но всё же он в первую очередь — кронштадтский. Это в низкие двери кронштадтских лачуг входил он после службы, неся в руках пакеты с едой или лекарства. На улицах этого приморского военного городка озябший бедняк мог нежданно-негаданно получить в подарок от молодого священника пальто или сапоги. Там отец Иоанн причащал умирающих, крестил детей, служил молебны, и там он начал ежедневно совершать Божественную Литургию.

Святые будут судить мир. Об этом говорит апостол Павел. Святые уже сегодня судят мир. Судят одним фактом своего существования. Людям было бы легче находить себе оправдания, если бы не было тех, кто преодолевает мирскую логику и живёт Христовым умом. Люди, в сердцах которых нашёл покой Иисус Христос, в исходном положении такие же, как и мы. Они из той же плоти и крови, они — буквально — тем же миром мазаны. Молились тому же Богу, боролись с теми же страстями, читали ту же Книгу. Почему они светлы, как солнце, а мы нет — загадка. Может, святость подобна таланту, и сколько ни учи ребёнка музыке, Моцартом ему не стать? Возможно. Отец Иоанн служил ту же Литургию, что мы, но нам не дано служить так, как он. Не дано. А может, не хотим?

Литература о кронштадтском батюшке огромна. Это и описание чудес, и различные воспоминания, и злобные прижизненные нападки либеральной печати (святых любят не все). Есть и его дневник — «Моя жизнь во Христе». Со всем этим не то что стоит, а надо ознакомиться. Но каждый раз от разговоров о «Доме трудолюбия», о путешествиях по России с непрестанными службами и частыми исцелениями, о корзинах писем с просьбой помолиться , нужно возвращаться к разговору о главном — о Литургии.

Между словом «Литургия» и жизнью отца Иоанна можно поставить знак равенства. Уже видя на горизонте грозовые тучи надвигавшихся гонений, отец Иоанн показал всему миру, и особенно всему клиру, каким сокровищем мы обладаем и как им надо пользоваться.

«Иоанн» означает «Божия благодать». Это имя, ставшее у нас крестьянским и простонародным, носил Предтеча. Им был украшен любимый ученик Господа. Так же звали самого огненного и златословесного проповедника. В этом же ряду стоит и наш сородич — Иоанн Сергиев.

К святым обычно обращаются словами «моли Бога о нас». К отцу Иоанну можно обращаться так: «научи нас понимать, любить и служить Божественную Литургию».

Ранее опубликовано: № 1 (43) Дата публикации на сайте: 10 Июнь 2010
Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 7 из 7
10:35 19.02.2011 | Сергей
Ваше Преподобие!
Исключительно восхищен чистотой Вашей речи.Вы совершенно блестящий ритор нашего времени.И читаю Вас с удовольствием и слушаю на ТВ раскрыв рот.Но восхищенность Вашей совершенной риторикой,мешает мне запоминать Ваши построения фразы.Понимаю,что несть во мне духовеой готовности к восприятию Ваше проповеди.Хотя в иных моментах скверной памятью не отличен.Помолитесь о даровании мне такового восприятия.р.Б Сергий.
14:26 25.10.2010 | cm
а в наши дни всё наоборот :
- образованные люди большей частью бедны
- богатство легко уживается с невежеством
- озлобленность и пьянство чаще у первых , чем вторых.
- жителям 100-500-тысячных спальных районов не тесно в стенах 1-5 храмов ( это даже не по одному храму на одну улицу )
Да и миссионеру говорить с людьми о простых и понятных вещах приличнее полунамёками или в игровой форме.
А ещё лучше сделать стойку на голове: по крайней мере тебя заметят (но это уже комментарий к другой статье)
20:36 14.07.2010 | Ирина
Святой праведный Иоанн Кронштадский, помолись пред Богом за простой народ,кторый страдает озлоблением, который просит у Бога прощения грехов, милости, здравия, утешения на каждый день. Умоли Господа Спасти из адовых челюстей безценные души.Помолись о моих родителях, особенно моей матушке Валентине и тетушке Людмиле и сестре Ольге и о мне Ирине, и о бабушке Анне нашей сренькой мудрой претерпевшей много в жизни. все мы по разному чувствуем Бога, но я знаю что мы можем искренне любить
20:48 20.06.2010 | К99
"Зазвонили к службе зазвонили.
Истово во все колокола.
Словно небо наземь уронили,
Небо из хрустального стекла.
И оно,не выдержав, разбилось,
И в дремотной мгле
Вдруг осколки неба покатились
колокольным звоном по Земле..."
журнал Живой родник
17:56 12.06.2010 | Виктор
Спаси Бог.
11:18 12.06.2010 | Елена
а как научиться почитать св.Иоанна? Например, к другим святым у меня получается тепло обратиться, а к нему - нет. От чего это зависит?
08:29 11.06.2010 | Елена Макеева
Спасибо, отец Андрей, за интересную статью.
Ниже отрывок из поэмы:
"Божественная Литургия",
опубликованная в апреле 2000гю

В долину льётся золото заката.
Вечерний благовест... В душе - покой.
Она любовью, нежностью объята,
В смиренье молится, и дух волной,
Очищенный, взмывает к небесам,
Благословенье просит грешным нам.

* * *
http://www.chitalnya.ru/work/164234/

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Отрок.ua в: