Жизнь ради других

Полюбить ближнего — сверхзадача на всю жизнь. Ближний — это не обязательно родственник, или толковый коллега, или девушка, которая мне нравится. Ближний, согласно Евангелию, — это тот, кто нуждается в моей помощи. Ограничивая круг «ближних» до удобного для себя минимума, человек неизбежно обкрадывает себя. И пусть нам сложно вместе, но мы нужны друг другу — чтобы поддерживать и исправлять, чтобы глядеть друг в друга, как в зеркало.

Уроки юности

В далёком детстве мой брат вынес из дому практически всё ценное и сбежал. Только тогда, оглянувшись на прожитое, мы поняли, что потеряли его уже давно. Просто я в семье всегда играл роль всеми любимого долгожданного первенца Каина, а он — вечно виноватого и одинокого Авеля. Когда его нашли и привели домой, моя мать упала перед ним на колени, прося прощения. Точно так же незадолго до этого она стояла на коленях перед ликом Спасителя, умоляя возвратить сына...

И сын вернулся, и почаще стал задерживаться дома, потому что сердца наши после этой скорби смягчились. Мы все стали немного другими, эта скорбь нас сблизила между собой. «Объединиться со всеми можно лишь в признании общей вины, ответственности и боли. И это будет радость», — писал Достоевский. Самая глубокая связь и близость людей налаживается посредством прощения друг другу, ведь это близость во Христе, Который прощает всем нам.

Не быть равнодушным

Каждый человек, со всей своей угловатостью, нуждается в любви. В каждом есть то, что тяжело терпеть и принять, — это грехи и страсти. Ближний только тогда становится мне по-настоящему близким, когда я преодолеваю эту свою неприязнь к его немощам. «Кто о грехе ближнего горячие слёзы источит, тот исцелит себя самого», — писал Василий Великий.

Невозможно человеку понять себя и спастись от страстей, не полюбив ближнего. А смысл христианской любви в том заключается, чтобы не искать в общении одного лишь комфорта, но отнестись к нему со всей ответственностью. «Кто при любви своей, — писал преподобный Ефрем Сирин, — равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит, сам того не сознавая». Потому нет ничего губительней равнодушия. Нам дороже наш авторитет «хорошего человека», чем сами люди. И мы уходим от лишних проблем в отношениях в пустыню одиночества. Так уходили в пустыни в поисках абстрактного идеала древние секты ессеев или старообрядцы. Они объясняли своё внутреннее фиаско вполне благочестивым мотивом — мир во зле лежит, среда портит человека. Но ближние живут именно в том мире, что «во зле лежит». Убегать от них можно лишь для того, чтобы помолится о тех, кто оставил рубец на сердце.

Спаситель говорил апостолам: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф. 10, 16). Он не просил их обходить стадо волков стороной, а в самую гущу посылал безоружными! Вот как Иоанн Златоуст объясняет смысл этого благословения: «Я покажу Мою крепость в особенности в том, что овцы преодолеют волков и, находясь среди них и подвергаясь бесчисленным угрызениям, не только не истребятся, но преобразят и их самих».

Враг и друг

Мы нуждаемся в людях не меньше, чем они в нас. Ведь есть ещё и Промысл Божий, который посылает нам тех людей, которые наиболее необходимы для нашего спасения. Близкий человек обязательно будет врагом моим страстям. Он может замечать и говорить мне о том, в чём я сам себе боюсь признаться. К сожалению, талант благодарно принимать критику — редкое сокровище. Кому же из нас нравятся замечания? «Страшный змий, — пишет преподобный Ефрем Сирин, — влагает в нас мудрость побеждать словом тех, кто хочет нас исправить, и оттого грех, рождаемый в нас, не имеет себе противоборника».

Я могу сколько угодно называть себя тупицей и грешником, но стоит другу лишь намекнуть, что он с этим согласен — обид не избежать! Ведь нашему самолюбию гораздо симпатичнее льстец, чем тот, кто говорит о нас нелицеприятную правду.

Границы жизни

Мы любим настаивать на своей правоте. Но даже если мы действительно правы, отдаём ли себе отчёт, какую ответственность влечёт за собой победа в диспуте? Один простой пример. Вероятно, каждому хоть раз в жизни приходилось спорить с представителями секты «Свидетели Иеговы». Очевидно, что донести до этих людей свет Православия — задача не из простых; но предположим на минутку, что баррикады в сознании собеседника рухнули, и он поверил вам и пошёл за вами. Готовы ли вы, выбив его костыль, подставить своё плечо? Каждый день спотыкаться и вставать вместе с ним на пути к новой жизни; впустить его в своё сердце и носить там?

Ближний нуждается не в моей сиюминутной помощи, а в моей жизни. Но означает ли это, что от этого моя жизнь станет безрадостной и унылой? «Живя ради других, — писал святитель Николай Сербский, — мы не отказываемся от своей собственной жизни, а, наоборот, расширяем её границы».

Этим путём шёл Господь, чтобы спасти человечество. И это единственный путь к достижению счастья. В жизни человека столько радости, сколько он проявил любви и заботы о других. Для этого не обязательно искать удобного случая. Деятельная любовь к ближнему — это постоянный труд и великая выдержка в мелочах.

Ранее опубликовано: № 2 (44) Дата публикации на сайте: 22 Июль 2010

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 9 из 9
20:53 24.09.2010 | Назар
Спасибо Денис
15:39 30.07.2010 | Дарья
Спаси Господи, вам за вашу статью!!!! Вот отправлю ее почитать тому человеку, который не хотел слушать о своих недостатках!!)))) Ему будет о чем подумать! И мне тоже!
19:32 26.07.2010 | ОЛЯ
Здорово! Очень понравилась статья! Все так просто, понятно и убедительно!
12:47 25.07.2010 | Николай
Хорошая статья, автор молодец.
11:22 25.07.2010 | Galene
Да, хорошая статья и своевременная! Спаси Бог.
11:58 24.07.2010 | Сергій
Cтаття гарно розкриває самооправдання людини перед гріхами і страстями."Мій ближній, моє спасіння"- як говорив Серафім Саровський.Любити себе ми вміємо, а любити ближніх - важко.По тій же причині самолюбства, ближній стає віддаленим. Дякуємо автору.
11:34 23.07.2010 | Ira
Спаси Господи за статью! Затронула все внутри.
09:38 23.07.2010 | svetlana
спасибо!Ваши рассуждения открывают сердце, чтобы излить из него то, что по праву принадлежит не нам, но Тому, Кто вложил в нас чувство любви к ближнему,-Христу Спасителю.Слава Богу!
07:45 23.07.2010 | Анатолий
Да, действительно: любить и заботиться о других это большое искуство, это гиганский труд. И мне кажется что с таким гиганским, титаническим трудом может справиться человек который постоянно трудиться над собой. Он в постояной молитве, мысли о друге своём переполняют любые другие мысли. Везде, во всём за всё и за вся благодарить Богу. Господи, спаси и сохрани! Дай силы, терпения молиться за ближнего моего! Господи, ВЕРУЮ, помоги моему неверию!
Спасибо за статью, вней то о чём я думал но не мог сказать. Спаси Вас Господи!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: