А что, господа, монастыря не надо?

Свято-Троицкая обитель — юная обитель,
Богом посланная с небес;
живущая в ней братия,
Богом собранная, простодушна, сердечна.
Преподобный Иона Киевский

Преподобный Иона Киевский, прижизненное фотоВ 2006 году исполнилось 140 лет со дня учреждения Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, ставшего родным домом не только для иноков, но и для тысяч прихожан. Среди братии днём рождения обители принято считать первое явление Божией Матери преподобному Ионе 1 (14) марта 1861 года, которым Пречистая Дева благословила создание последнего киевского монастыря. Но историки связывают с основанием монастыря событие, повлиявшее на ход истории всей Российской империи.

4 (17 по н.с.) марта 1866 г. террористом Каракозовым было совершено покушение на императора Александра II. Террорист стрелял в Царя в упор, но… промахнулся!

В роковой день покушения Государь вёл совещание в императорском дворце. Рассматривалось ходатайство супруги киевского генерал-губернатора Екатерины Васильчиковой об открытии в Киеве нового монастыря. Изо всех сил княгиня пыталась убедить чиновников удовлетворить её просьбу. Но бюрократия во все времена была визитной карточкой России. Не только светские чиновники, но даже сам Киевский митрополит выступал категорически против учреждения новой обители. Ведь на тот момент в Киеве было достаточно монастырей. Те доводы, что Сама Богородица велела старцу Ионе приступить к этому делу, чиновников не убедили. Говорят, Царь был раздосадован таким поворотом событий. Он приостановил все споры и вышел для прогулки в Летний сад.

Государь даже не подозревал, что ему грозит опасность — смерть от руки террориста. Однако враг Отечества, долго готовивший это преступление, промахнулся. Это потрясло Царя. Оправившись от шока, он первым делом вернулся к решению судьбы обители. Обратившись к чиновникам, Государь воскликнул: «А что, господа, монастыря не надо? А я вижу — Промысл Божий и молитвы нового монастыря спасли меня от смерти, а Россию — от страшного потрясения», — и подписал прошение об учреждении нового монастыря. Тем же указом отец Иона был определён настоятелем.

С тех пор обитель старца Ионы стала известной далеко за пределами Киева. К началу ХХ в. в ней собралось свыше шестисот монахов. Монастырю принадлежали земельные угодья, на его территории находилось множество богоугодных заведений. Но славился он не этим. Паломники, вернувшиеся из Киева, говорили: «Если хотите увидеть почивших преподобных — идите в Киево-Печерскую Лавру. Если хотите увидеть живых преподобных — идите в монастырь старца Ионы».

Но история готовила суровые испытания молодой обители. Со смертью преподобного Ионы слава её несколько потускнела. А с приходом советской власти начались гонения, стоившие жизни десяткам её насельников. Те монахи, которые не были репрессированы, вынуждены были перейти в другие обители или, скрываясь, жить в миру. Казалось, что монастырская лампада угасла навсегда. И мало кто знал, что в чудом уцелевшей старенькой часовой башне живёт последний ионинский монах отец Димитриан. Он был принят на работу в ботанический сад, устроенный на месте монастыря, и до самой смерти молился в заброшенном Троицком храме, а в своей келии совершал богослужение и крестил людей. Так Промысл Божий тихо и незаметно передал Ионинскую обитель от ХІХ века — веку ХХІ. И хотя все эти годы звучали слова «монастыря не надо», те, кто бывал здесь, верят: монастырская молитва ещё не одну человеческую душу убережёт от смерти, а страну нашу — от страшных потрясений.

См. также:

Монастырь преподобного Ионы до революции. Ионинский монастырь.

Ранее опубликовано: № 2 (21) Дата публикации на сайте: 11 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: