Азбука экономической грамотности

Записки Дон Кихота

Экономика — слово, обозначающее некую таинственную и всемогущую реальность в мире человеческих отношений. В газетах и на телеэкранах: «рентабельность», «конкурентоспособность», «инвестиции». На кухнях и в курилках: «сколько стоит?», «где взять денег?», «одолжи на месяц»...


Готов вместе с Настасьей Филипповной согласиться с мыслью Лебедева о том, что «мы при третьем коне вороном, и при всаднике, имеющем меру в руке своей, так как всё в нынешний век на мере и на договоре, и все люди своего только права и ищут: „мера пшеницы за динарий и три меры ячменя за динарий“... Но... за сим последует конь бледный и тот, коему имя Смерть, а за ним уже ад...» (Ф. Достоевский. «Идиот»). Лебедев, как известно, был специалист по части толкования Апокалипсиса. Уникальность этого литературного персонажа требует отдельного, специального разговора, что мы и сделаем в своё время. Сейчас же вернёмся к нашей теме и к нашему миру, где всё, вплоть до калорий, растраченных в любви, подсчитывается и переводится в банковские знаки.

Экономика холодна, как межзвёздные пространства. Имея вид науки бесспорной, не терпящей возражений, экономика претендует на управление жизнью человечества в одиночку. Ей не нужны помощники в лице морали или метафизики. Она сама, опираясь на свой ум, свои вычисления и свою целесообразность, осмеливается диктовать жизни условия. Кому рожать детей и сколько рожать, а кому вовсе не рожать и стерилизоваться. Кого лечить и спасать, а кого не лечить, поскольку дорого и бесполезно. С кем воевать и с кем разделять сверхприбыли, а кого оставить без работы и обречь на эмиграцию или попрошайничество. Для всех этих явлений у экономики есть своя холодная аргументация. Если вы хотите стать убийцей миллионов, но не хотите сесть при этом в тюрьму, обоснуйте своё людоедство экономически. Это дело испытанное. Люди ему верят.

«Помилуйте, — вскричит стеснённый человек, — но это бесчеловечно!» — «Зато экономически оправдано, выгодно и, значит, неизбежно», — ответят ему. Миром, дескать, правит экономика, а у неё нет ни чувства сострадания, ни прочих сантиментов.

Всё это ужасно и привычно, но не утрачивает ужасности из-за привычности.

Я согласен показаться похожим на Дон Кихота Ламанческого, согласен и на неизбежные в этом случае насмешки, но всё же скажу то, что думаю.

Без нравственности и религиозности экономика не имеет права на существование. У человека, пользующегося экономикой как инструментом, должна быть высокая цель и положительный нравственный идеал. Иначе выстроенные им системы будут безжалостно пережёвывать живых людей, не делая исключений для самих изобретателей системы. Как там говорил драгоценный Лебедев: «Не верю я, гнусный Лебедев, телегам, подвозящим хлеб человечеству! Ибо телеги, подвозящие хлеб всему человечеству, без нравственного основания поступку, могут прехладнокровно исключить из наслаждения подвозимым значительную часть человечества, что уже и было...»

Это было сказано по поводу промышленного шума в человечестве, в котором одни видели залог будущего счастья, а другие — залог будущего людоедства. (См. роман «Идиот», часть третья.)

Мечту о создании земного рая на основе эгоизма и экономических законов разрушила сама история. Но веру во всемогущество денег ещё предстоит разрушить. И ещё смелее и активнее следует восстать против выдавливания морали из области денежных отношений, ибо экономика — это не просто сфера действия морали. Это — сфера проверки морали на предмет её наличия или отсутствия.

Капитализм, как известно, родился и развился в протестантской среде. Католику с его упованием на благодать и ожиданием Царства Небесного, равно как и православному человеку, прибыль не нужна. Сытость желанна, покой нужен, здоровье не помешает. Но прибыль — не нужна. Капитализм — это огромное количество энергии, накопленной для Небес, но растраченной протестантизмом ради земных целей.

Отнюдь не желаю ругать швейцарских часовщиков и английских мануфактурщиков. Хочу лишь сказать, что из-за спины экономического преуспеяния выглядывает религиозное мировоззрение. Оно же выглядывает и из-за спины экономической отсталости. Надеюсь, понятно, что в первом и во втором случае это будут разные мировоззрения, хотя оба — религиозные.

Тот протестантизм, из чрева которого выползли капиталистические отношения, был явлением горячим и молитвенным. Отцы новых экономических систем молились Богу, не расставались с Библией и были неприхотливы в быту. Нынче всё это — вчерашний день. Сегодняшний капитализм сделал возможным выпуск таблеток, которые никого не лечат и даже не создавались с целью кого-то лечить. Они произведены, чтобы впихнуть их в потребителя при помощи рекламы и прочих манипуляций с сознанием и получить прибыль. Всё! И так — во всех сферах хозяйствования. Это и есть то, о чём говорил Лебедев: превращение благодетелей человечества в людоедов и приближение четвёртого коня, бледного (см.: Откр. 6, 6–8).

Православие никогда не раскроет уст, чтобы проповедовать труд ради прибыли. По крайней мере, только ради прибыли. В этом смысле мы всегда будем отставать, проигрывать в экономических состязаниях и соревнованиях. Но Православию есть что сказать человеку о труде, о законном заработке, о хлебе насущном.

Например, можно сказать о том, что в труде есть наслаждение. Есть у столяра удовольствие, которое не известно Ангелам. А именно — ощущать теплоту выструганной тобою доски и видеть, как в твоих руках разрозненные куски дерева превращаются в табурет, в стол, в детскую игрушку. Мастер и ремесленник отличаются друг от друга степенью любви к своему делу.

Православие — вера восточная. А Восток — дело тонкое, и там всегда было полно людей, которым деньги нужны не для того, чтобы их было больше, а лишь для того, чтобы в доме не закончилась мука и масло. Если западная душа суетится и мечется, если ей всего мира мало, то Восток доволен тем, что есть. Он благодарен, и ему хватит.

Самое красивое место на земле — это православный монастырь. Там трудятся, но не ради прибыли, а ради общего блага и для того, чтобы не быть праздным. Чувствуете разницу? Один трудится, чтобы тратить на удовольствия. Другой трудится потому, что ни о чём, кроме прибавочной стоимости, думать не умеет. Монах трудится, чтобы смирить себя, чтобы хлеб даром не есть, чтобы быть для других полезным, наконец, чтобы иметь возможность нуждающемуся брату помочь. И сама природа платит монахам благодарностью. Вода в монастырских колодцах вкуснее, чем в колодцах соседних сёл. Цветы в монастырях цветут краше и пахнут лучше, чем в любом саду. И яблоки монастырские вкуснее, чем у Мичурина, а хлеб душистее, чем на столе у царя Соломона.

Трудиться, чтобы есть. Трудиться, чтобы разбогатеть. Разбогатеть, чтобы не трудиться. Разбогатеть во что бы то ни стало. Украсть украденное, ограбить грабителя, украсть у того, кто украл украденное. Полный кошмар и глубина безумия.

Я сегодня ел, и дети мои сыты. Солнце так роскошно садится и гаснет в море. Сколько мне лет? Впрочем, какая разница? Разве не вечность впереди?

Господи, как много беды пришло в мир вместе с экономической грамотностью.

Ранее опубликовано: № 6 (42) Дата публикации на сайте: 08 February 2010

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Азбука экономической грамотности

Азбука экономической грамотности

Андрей Ткачев
Журнал «Отрок.ua»
Экономика холодна, как межзвёздные пространства. Ей не нужны помощники в лице морали или метафизики. Она сама осмеливается диктовать жизни условия. Кому рожать детей и сколько рожать. Кого лечить и спасать, а кого не лечить, поскольку дорого и бесполезно. С кем воевать и с кем разделять сверхприбыли, а кого оставить без работы и обречь на попрошайничество.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 18 из 18
22:27 24.10.2010 | Вадим
Экономика скорее не наука, а скорее смесь черной магии и трюков на сцене.
Ну, к примеру, в науке опыт повторяемый. Если я смешал кислоту и железные опилки то я получу сульфат.
В экономике повторяемости опыта нет.

А с выводом -- конечно согласен. Дети сытые и одетые, я пока что здоров... Подниму на ноги (и чтоб не были экономистами), расскажу о вечности.

И умирать не страшно будет -- потом встретимся.
04:04 02.09.2010 | Александр
Сверхактуально!
Но точка возврата уже пройдена, и "содомы с гоморрами" получат своё. К несчастью, вместе с праведниками, ибо плотность материального уже, увы, такова, что разделима лишь в духом мире... Абсолютно безнравственные экономика и политика - два тех апокаллиптических бледных, сочетаесых в одном, имя коему Погибель! Деться ли от этого куда? Да! И только Верой да спасёшься!!! Что ни говори - Момент Истины вот он...

ВНЕ

Я ведь не экономист!
От чего мои доходы? -
От закатов, от восходов...
Сколько стоит палый лист,
В рощах шум дождей осенних,
Птиц отставших пересвист,
Бой ночной часов настенных?

Не политик я. Поэт!
Бой часов - мне дар бесценный -
Достаёт, как взгляд со сцены,
Где играют в белый свет. -
Там идёт игра по-крупной.
Мне та сцена недоступна.
Я не вхож туда... Завет!

Встал политик на часах,
Стрелки взял на абордаж.
Сколько стоит смертный страх,
Несговорчивость «в верхах»?
Сколько времени мне дашь -
Завершить свой круг поэм
Да исчезнуть насовсем?
15:50 23.06.2010 | Катерина
Спасибо. Власть денег велика. А власть денег в городе умножается во сто крат. И желания просачиваются в мозг помимо воли, а суета притягивает помыслы к земным проблемам. Мы нашли способ этого избежать, частично, конечно. Наш путь не самый простой и не всем подходит, да и не всем полезен. Мы просто уехали из столицы за 120 км. Деньги конечно никто не отменил и работать приходится не меньше. Но нет ощущения захлопнувшейся мышеловки. Солнце светит и Слава Богу, дождь идет - ура, огород не надо поливать... Сразу оговорюсь - я не фанатик фермерского хозяйства - у меня там всего -то сотки полторы огорода. Но я могу себе позволить работать меньше по специальности, а больше быть с семьей именно потому, что уровень запросов автоматически понижается. Я когда в Киев приезжаю - просто физически ощущаю как "хо-о-очу" активизируются. Соблазнов в жизни и так хватает, а если еще в такой среде находишься, где все как Терминале пр. Торика (" ДИМОН"). Это я к тому, что можно научится обходиться малым и радоваться каждой мелочи. Но все это реально прочувствовать и живя в городе. У каждого свой путь. Но если ощущаешь, что задыхаешься в бетонных джунглях - можно и сбежать. Главное знать зачем это делается. А то можно всю жизнь бегать в поисках внешнего счастья ... Просто иногда нужно остановиться, поднять лицо к Небу и решить для себя - от этого я могу отказаться, а без этого не проживу. И попросить Бога помочь выбрать то, что наиболее полезно для твоей души. " Все мне дозволено, но не все полезно...". Правильный вопрос иногда важнее ответа...
22:51 10.04.2010 | Лидия
Часто запутываешься в жизни из-за денежных передряг. Но я заметила, как только ты терпимее относишься к ним, приходит неожиданная помощь (возвращают долг, премию дают и т.д.).
Многие говорят, что отец Андрей слишком субъективен в этой статье. Да, это так. Но именно он дает нам повод разволноваться, покопаться в себе. Отец Андрей - не зефир, его всем любить не нужно.
19:02 21.03.2010 | Христина
Мне особенно нравится о труде, не как о попытках стать как можно богаче, а просто для того, чтобы быть полезным..Хотя совремменный мир, особенно в городе, заставляет человека трудится, чтобы выжить..потому, что именно в городах мы очень зависимы от денег..
16:02 11.03.2010 | Оля
Я уже в прошлом церковный человек и сейчас церковное мировоззрение меня никак не интересует. Больше увлекаюсь психологией в широких спектрах, и различными духовными практиками. Хочу сказать вот что - Радует глаз то, что человек мыслит и воспринимает широко. Другое дело - мне никогда не нравилось когда всё под одну гребёнку.

Самое красивое место на земле — это православный монастырь. Там трудятся, но не ради прибыли, а ради общего блага и для того, чтобы не быть праздным. Чувствуете разницу? Один трудится, чтобы тратить на удовольствия. Другой трудится потому, что ни о чём, кроме прибавочной стоимости, думать не умеет. Монах трудится, чтобы смирить себя, чтобы хлеб даром не есть, чтобы быть для других полезным, наконец, чтобы иметь возможность нуждающемуся брату помочь. И сама природа платит монахам благодарностью. Вода в монастырских колодцах вкуснее, чем в колодцах соседних сёл. Цветы в монастырях цветут краше и пахнут лучше, чем в любом саду. И яблоки монастырские вкуснее, чем у Мичурина, а хлеб душистее, чем на столе у царя Соломона.
- Всего лишь одно из убеждений. Надо же как-то обоготворить источник "счастья и истины", поклониться ему и воспеть....
У любой бабушки с доброй душой будут яблочки вкуснее. Любовь не зависит от каких либо рамок и религиозных исповеданий. Даже более того, практика показывает что, чем меньше этих самых исповеданий, тем проще душа и чище разум, а там и любви места больше. Поэтому относительно того что православие или православный монастырь это незыблемый источник духовных благ и счастья приходится опровергать глядя в души людей искалеченных церковью.
17:04 25.02.2010 | Ищущая
Извините, конечно, но я не могу понять, почему так заострено внимание на западной цивилизации и та том, что "западной душе всего мира мало"??разве восточная многим лучше? Разве мы - люди, не равны перед Богом? К чему такое разделение?
17:15 18.02.2010 | Дмитрий
Я имею высшее экономическое образование, но данная статья НУЖНА для ознакомления студентов экономических вузов! Особенно сейчас, когда, кризис, работы мало. Стоит задуматься о сути прибавочной стоимости! Жалею, но не все потеряно, что не приобрел профессию, которая приносит удовольствие от сделаного своими руками!
17:50 16.02.2010 | Аня З
На протяжении всего времени обучения в институте я не могла смириться с тем, что единственная цель любого предприятия, это получение прибыли, но получив образование и пользуясь своими знаниями больше времени стала уделять духовным вещам.
10:07 13.02.2010 | Елена
прот.Андрей Ткачёв один из немногих священников, чьи статьи ждёшь и кого хочется цитировать. Спасибо.
17:17 11.02.2010 | maxim
Замечательная статья! Я директор предприятия и верующий человек. Зачастую это сочетание вызывает у новых знакомых недоумение:как можно совмещать такие "несовместимы вещи".Всем говорю - можно!И к тому убеждаешься, что Господь не оставляет в любой сфере деятельности, если ты сам не хочешь с ним расставаться. Храни Вас Господь!
12:58 11.02.2010 | Зоя
Спасибо отец Андрей,для меня вы стали не только духовным гидом но и литературным. Достоевского окрыла для себя благодаря вам. Храни вас Бог и вашу семью!
12:39 10.02.2010 | Константин
Выпускнику: Да, сгоряча применил некрасивую словоформу. Прошу прощения у всех увидевших её.
11:57 10.02.2010 | выпускник
Константину: Все сказанное в этой статье о соотношении протестантизма и капитализма о. Андрей явно почерпнул из классической работы немецкого социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Труд классический, изучается в большинстве университетских курсов по социологии. Авторитет Вебера как ученого - незыблем. В этой статье нет ни малейшего повода для Вашего некрасивого упрека о. Андрею.
08:49 10.02.2010 | Константин
Уважаемый Андрей! Вы умный человек до тех пор пока не упоминаете протестантов. Я знаю, что многие из них Вас с удовольствием читают и слушают. И это действительно высокие истины для ВСЕХ людей, любящих Всевышнего. Какое же в Вас удивительное соседство драгоценных рассуждений о Боге и Его Слове с суждениями околоплинтусного уровня о людях инославных. К сожалению они платят той же монетой.
10:43 09.02.2010 | Сказка
Все правильно. Главное, все-таки, не умалять значение денег, ведь без них не поможешь тому, кому нужна помощь. И при создании семьи думать только "о любви" неземной эгоистично получается. Как сказала одна умная женщина: "Деньги - это солдаты, которые нам помогают". Глупо конечно посвящать жизнь бесконечному заработку и накоплению, но ведь Бог дал человнку разум, который грех не использовать для того, чтоб продумать благополучие семьи, подумать как заработать честно (!!!), как приумножить не ради тщеславия, но ради достатка близких людей (ну, и о себе не забудем). Не следует забывать, что человек, все-таки, существо живое - из реальной плоти и мы живем в реальном мире. Главное - мера, и крайности в зарабатывании денег не должны определять жизненный путь человека. Но если ты чувствуешь в себе силы и понимаешь, что можешь заработать честно (+ при любви к работе) то Бог в помощь и достаток уже не порок...
10:16 09.02.2010 | Людмила
Спасибо. Каждая Ваша статья радует, дает повод к размышлению о вещах духовных и,не только... Вот захотелось разобраться - "капиталистические отношения выползли из чрева протестантизма" или наоборот. А может они дети западной цивилизации и нет в этом минуса...
09:52 09.02.2010 | Георгий
о.Андрей,примите благодарность от моей семьи. Здравые мысли,слова,помогающие понять происходящее...Еще-бы побороть лень,и взяться за Ф.М.Достоевского...

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: