Отрок.ua

This page can found at: https://otrok-ua.ru/sections/art/show/chto_mozhet_koroleva_francii.html

Что может королева Франции?

Наталья Багинская

Её портрет вот уже десять веков хранят стены Святой Софии — девочка-отрок с ясным и серьёзным взором. Её история неразделимо сплетена с историей двух великих государств. Она родилась в Киеве — и ей суждено было стать королевой Франции.


История фамильного дерева древнерусских князей Рюриковичей несёт на себе множество страшных плодов — и братоубийство, и междоусобицы, и ослепление ради наследства, и просто всякую масштабную семейную грызню, разыгравшуюся, словно на кухне, на просторах одной из немаловажных в Средневековье держав — Киевской Руси.

Но, к счастью, помимо гнилушек, рождало древо Рюриковичей и совершенно чистые, наливные, нетленные плоды любви и высокой жертвенности «за други своя». Думается, от этой силы раскатились его яблочки по пятой части суши Земли и за море далече.

Многие сыновья и дочери Рюриковичей канонизированы нашей Православной Церковью. Большинство, конечно, как благоверные князья, послужившие укреплению христианства. Но есть среди Рюриковичей и мученики за Христа, и святые страстотерпцы — Борис и Глеб, Михаил Черниговский, Василько Константинович, Роман Ольгович.

Многим Рюриковичам поставлены в наших городах светские памятники — Крестителю Владимиру над Днепром, Александру над Невой, Ярославу — у Золотых Ворот, практически всем державным мужьям из семейства Рюриковичей — на площади детинца в Великом Новгороде, и преподобному Николе Святоше — во смирение — возле Святошинской райгосадминистрации.

А младшей дочери Ярослава Мудрого, Анне, поставлены памятники во Франции.

За что такая честь? Анна Ярославна, весьма возможно, была выдающейся красавицей, но даже для французов этого маловато. «Королева Франции» — так обозначено на табличке под ножками её скульптур. Анна Ярославна — жена короля Франции Генриха І, мама его четверых детей и бабка тридцати последующих французских королей, которые возводили Париж и поднимали страну.

Выйти замуж за иностранца, да вдобавок за парижанина, да ещё, на минуточку, за короля! Современным брачным агентствам трудно представить более выгодную партию для киевлянки. А вот в середине ХІ века переезд из Киева в Париж на ПМЖ можно сравнить только с переездом в провинциальный Житомир. Ведь по размерам и влиятельности Франция тех времён больше походила на герцогство, а её столица по размаху в несколько раз уступала Киеву.

Когда французские сваты подъезжали к Золотым Воротам — Киев поднимался к небу куполами надвратной Благовещенской церкви, Святой Софии, Георгиевского и Ирининского монастырей, византийским благолепием Десятинной — Успения Пресвятой Богородицы. Весьма вероятно, что главу французского посольства, епископа Готье Савейра, приветствовал на латинском языке любимый брат Анны Всеволод, известный полиглот в семействе Рюриковичей.

Красавица Анна и её родичи в своём златоглавом городе были не только хороши собой, но и хорошо образованы. При Софийском соборе — школа, библиотека, скрипторий — место переписывания священных текстов. Можно представить, как константинопольские мудрецы и местные мастера обучали Анну арифметике, рисованию, истории, иностранным языкам, лекарскому мастерству, искусству вышивания золотом, княжеской охоте с соколом и непременно закону Божию.

Дочери Ярослава Мудрого, княжна Анна, предположительно,
самая младшая. Фреска Софии Киевской, XI век

Но самое главное, что потомство Рюриковичей, по словам киевского митрополита Илариона, «не въ худе бо и неведомы земли владычьствоваша, нъ въ Руське, яже ведома и слышима есть всеми четырьмя конци земли». Поэтому не удивительно, что желающих соединиться узами с Киевом выстраивались очереди. Ярославу оставалось только мудро высчитывать линии дипломатической политики Киевской Руси. Таким образом, Всеволод женился на греческой царевне, Изяслав — на сестре польского короля, Святослав — на немецкой принцессе, Анастасия вышла за короля Венгрии, Елизавета — за короля Норвегии. Всё хорошо.

Когда Ярослав Владимирович принял решение укрепить связи с французской стороной и удовлетворить прошение короля Генриха І — Анна была не старше современной студенточки. Весьма возможно, она была влюблена в какого нибудь Добрынюшку, возможно, её душа была восхищена шорохом страниц на хорах Софийского собора... Но пришлось стать королевой Франции.

Современным девочкам в детстве обычно очень хочется быть именно королевами, да ещё чтоб побыстрее вырасти. А что значит быть королевой? И что значит вырасти в женщину? Для многих ответ и поныне заключается в неотразимом наряде и восхищённых взглядах поклонников.

Увы, реальность значительней и жёстче. Во-первых, быть королевой и быть женщиной — весьма похожие занятия. Во-вторых, то и другое подразумевает самую высокую самоотверженность и дисциплину. Ты на втором месте, ты «за» мужем, не при делах, но при тылах его королевства — на тебя возлагается целый мир тонкой заботы и о праведном выборе мужа, и о его силах перед боем, и о его ответах перед Богом.

Дочь великого киевского князя — это должностное лицо. Надо — значит, надо. Прощай навеки, широкоплечий Добрыня. Увидимся ли с тобой, Святая София Киевская? Молитесь обо мне, родненькие, Пресвятой Богородице! Не роняя слёз под музыку «всё могут короли», Анна мужественно уезжает в Париж... служить Родине.

19 мая 1051 года состоялось её венчание с Генрихом І. И Анна-королева вскоре пишет отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Ведь фундаментальный старт парижских построек начнётся только в конце ХІІ века её праправнуком Филиппом ІІ. Парижский университет начнёт вовсю хозяйничать в парижских умах и кварталах только в начале ХІІІ века. А пока Анна расписывается в документах, обозначая своё имя и титул. А король на бумагах государственной важности... ставит крестик.

Многочисленные исторические хроники свидетельствуют, что Анна не позволяет себе впасть в депрессию и борется с унынием по-королевски. Она практически самостоятельно воспитывает и обучает своих деток — Филиппа, Эмму, Роберта и Гуго, передаёт им все премудрости, которые постигла в родном Киеве.

Она активно распространяет во Франции привезённые из Киева традиции — учение книжное, переписывание фолиантов, знание языков и церковной истории.

Она выстраивает неподалёку от Парижа, в Санлисе, монастырь и, восстанавливая образы своего детства, основывает при нём школу и библиотеку. Анна помогает и другим аббатствам, и папа Римский Николай ІІ пишет ей на латыни: «Слух о ваших добродетелях, дочь прекраснейшая, дошёл до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом».

Между тем, в художественных книгах и фильмах есть множество сцен, посвящённых личной жизни коронованной славянской красавицы. Что в них выдумка, а что правда? После смерти Генриха І женская судьба Анны складывалась непросто. Её второй брак с графом Раулем сразу же стал предметом суетливых светских домыслов. А до нашего времени дожили только воздушные замки легенд, крепкие, как стены колоколен...

Образ деятельной королевы вплетён в историю Франции. Её «борьба с унынием» в Париже соотносится с фактическим экономическим и культурным подъёмом в стране. Французские ремесленники обосабливаются от земледельцев и наполняют старинные города — Тулузу, Лион, Марсель. Городские общины сбрасывают с плеч тотальную сеньорскую власть, начинают дышать посвободней. Теперь дань начинает направляться в казну государства, и Франция получает возможность стать Францией. То, что к реформам, запустившим эти процессы, Анна имеет непосредственное отношение управляющего монарха, свидетельствуют многие грамоты. В них рядом с подписью короля Генриха І стоит подпись «Анна ръина» — её авторская транскрипция кириллицей латинского Anna regina — «Анна-королева», а рядом с подписью коронованного сына Филиппа І — «Анна, мать короля».

Можно сказать, что для Франции её светлоголовая королева смогла немало. Но какая польза от этого Киеву? Что от этого Днепру? И тосковала ли она по зелёным холмам с наливными куполами? Похоже, да. По одному из преданий, Анна умерла в период своего акме*, в путешествии, в порыве к родине, в поисках встречи с братом Изяславом...

* Акме — здесь: период наивысшего расцвета личности.

Прошла почти тысяча лет с тех пор, как Анна покинула Киев. Её родовое гнездо, Святая София, выстояла в разрушительном нападении Батыя в 1240 году, пережила штурм Менгли-Гирея в 1482, Януша Радзивилла в 1651, многочисленные реставрации, хозяйничанье униатства и почти двадцать смен властей во время Гражданской войны. Но в 30 е годы ХХ века — время, казалось бы, мирное, — жизнь святыни повисла на волоске, поскольку встала она поперёк замыслов «гегемона».

В 30-е годы правительство Советской Украины утвердило генеральный план социалистической реконструкции Киева. Было разрушено больше ста православных храмов! Златоглавый попал на ужасную плаху революционного безумия... Между Софийским и Михайловским соборами должна была простираться огромная, подобно Красной в Москве, Правительственная площадь. Места требовалось много — чтобы с высоты полёта самолёта просматривалась выложенная булыжником красная звезда. Для осуществления этой «неземной красоты» были разрушены Михайловский Златоверхий монастырь и Трёхсвятительская церковь — их место готовился занять стометровый памятник Ленину в обрамлении двух симметричных правительственных зданий. А напротив, на месте Софийского собора, архитектор предложил... разбить сквер героев Перекопа.

Но Божий Промысл о Софийском соборе был иным. Анне Ярославне «пришлось вернуться» на родину, чтобы защитить свою вотчину. Среди старых киевлян и краеведов живут несколько версий, как память о королеве Франции Анне сохранила Софию.

По одной из версий, за Софийский собор вступилось посольство Франции. В протесте подчёркивалось, что французы, уважая память своей королевы Анны, почитают Софийский собор Ярослава Мудрого святыней — и своей, и всего христианского мира. Что, по преданию, на Евангелии, писанном кириллицей, которое Анна Ярославна привезла вместе с приданым из библиотеки Софийского собора, французские короли на протяжении многих лет присягали во время коронации. И если молодая Советская страна позволит себе разрушить такую значимую для Франции святыню, то, мол, миль пардон, как признали первыми страну советов — так первыми и знать перестанем.

Согласно второй версии — чтобы спасти Софию от варварства, киевская интеллигенция написала письмо Ромену Роллану. Французский писатель встретился с самим Сталиным и заявил, что храм ни в коем случае нельзя разрушать, поскольку он построен Ярославом Мудрым — отцом досточтимой французской королевы Анны.

Возможно, обе линии защиты Святой Софии выступили одновременно. Но победили они благодаря силе имени молоденькой девочки с доблестным сердцем, связавшей Киев и Францию навеки: «Анна ръина».

Ранее опубликовано: № 3 (57) Дата публикации на сайте: 07 Май 2012