День зависимости

Говоря о зависимости, мы обычно представляем себе алкоголиков или наркоманов, делим людей на «больных» и «здоровых». Себя, как правило, относим, к последним и не желаем иметь ничего общего с первыми. Однако зависимость — понятие гораздо более широкое, и мало кого из нас можно считать вполне свободным от неё. А подстерегает она нас в самых неожиданных местах — от спортзала до супермаркета...

«Хорошая» или «плохая» зависимость?

Очевидно, что алкоголизм и наркомания являются социально опасными и порицаемыми явлениями. При этом многие другие виды зависимости общество легко прощает, ведь ему, обществу, они не приносят вреда, а порой даже вызывают восхищение и восторг. Однако психологам всё труднее приходится с трудоголиками, шопоголиками, интернет-зависимыми, игроманами. А иногда доводится лечить от зависимости фанатов здорового образа жизни...

Может, зря специалисты бьют тревогу? Может, подобные зависимости безобидны и даже милы, как твердит реклама?

Страсть к приобретению новых вещей — шопоголизм — сейчас активно насаждается средствами массовой информации как некая невинная женская черта. Майки с надписями вроде I’m a shopaholic и I love shopping стали актуальным дополнением гардероба. Кому это выгодно — вопрос риторический. Шопоголик бессмысленно проходит километры торговых площадей и часто после совершённых «случайных» покупок чувствует себя уставшим, раздражённым и опустошённым. Однажды довелось услышать от девушки, подверженной этой модной страсти, что беготня по магазинам без возможности остановиться выматывает больше, чем трудовая неделя с недовольным начальником. И самое неприятное, что купленные вещи быстро разочаровывают и надоедают — зато появляется новый повод бежать за очередной обновой. Но, поскольку ничего дурного и аморального не сделано, ей и в голову не придёт назвать себя зависимой.

Другой пример — когда человек, зависимый от здорового образа жизни, впадает в депрессию от лишнего килограмма или от выступившей на лице аллергической реакции. Такой человек не в состоянии пожертвовать режимом ни ради встречи с другом, ни ради новых впечатлений.

Отдельная тема — болезненная зависимость от собственной внешности. Смех сквозь слёзы — иначе не охарактеризуешь все эти новоявленные комплексы и расстройства, от которых страдают люди, зацикленные на собственном «совершенстве». Многие диагнозы обязаны своими громкими именами кинозвёздам и литературным персонажам. Например, синдром Дориана Грея, которым страдают люди, гонящиеся за фантомом молодости и подверженные патологическому страху старения. Или синдром Шэрон Стоун. Несколько лет назад актриса довела себя до инсульта фанатичными тренировками в спортзале; теперь психологи ставят диагноз «Шэрон Стоун» людям, для которых фитнес превратился в главный приоритет, когда во главу угла поставлен процесс, а не результат. Эту зависимость объясняет выработка эндорфина — гормона счастья, который особенно интенсивно выделяется при беге. Биологическими причинами объясняют также и загароманию, которая превращает завсегдатая солярия в жареный апельсин, вопреки здравому смыслу, эстетике и всем медицинским показаниям. Ультрафиолет тоже является источником эндорфина, и «спрыгнуть» с него так же сложно, как с химического наркотика.

Подальше от реальности

Очень тонкая грань отделяет жертву зависимости от человека нормального, в меру озабоченного своим рационом, режимом или гардеробом. Если жизнь служит режиму, а не режим — жизни, если здравый смысл кладётся на алтарь идолу сбалансированного питания, то, как бы здраво ни звучали мотивы, здесь уже речь идёт о зависимости. Так же и с покупками: если страсть выходит из-под контроля, перестаёт подчиняться — то имеет место несвобода, или, другими словами, зависимость.

Возможна и ситуация, когда зависимость меняет своё лицо, но не прекращает владеть человеком. Пример: фанатичный спортсмен, чья жизнь сведена лишь к спортивным достижениям, сперва спивается, а затем «исцеляется» от зависимости и уходит верить в Кришну — ходить лысым в простыне по улице. Место для свободы в его жизни не предусмотрено.

Чем же опасна зависимость и каковы её признаки? С точки зрения духовного развития, зависимость опасна тем, что это всегда несвобода, и неважно, имеет она социально приемлемую форму или нет. Жизнь алкоголика выстроена вокруг его пагубной страсти, то же с жизнью игромана, шопоголика или интернет-зависимого. Любая зависимость — это уход от пугающей действительности, от тревоги, которая вошла в нас с первородным грехом. И чтобы заглушить эту тревогу собственной конечности, ограниченности и невсесильности, человек сужает свою реальность до тех размеров, в которых ему будет комфортно и безопасно не видеть весь пугающий огромный мир. Зависимость — это отказ от тех возможностей, которые даёт нам жизнь. Это снятие с себя ответственности за свои решения и выбранные пути. Возможно, именно поэтому любые зависимые — это самые сложные клиенты для психологов: они не спешат вылечиваться и входить в мир, который непрестанно ждёт от них «взаимности».

Два крыла

А зачем нам свобода? Реально ли достичь её? И от чего, собственно, нужно освободиться?

История христианства на протяжении двух тысяч лет даёт нам примеры, когда человек смог стать свободным настолько, насколько это возможно в этом мире. Свободным от чужого мнения и стереотипов, свободным от собственных страстей и греховных наклонностей, свободным просто быть и отдавать себя Богу. Стать свободным — значит стать хозяином и творцом собственной души и жизни. Зависимый человек не в состоянии творить, наоборот, в его жизни творцом является зависимость, которая диктует ему свои условия.

Философ и психолог Виктор Франкл говорил, что свобода и ответственность — словно два крыла самолёта. Самолёт без крыльев — это рабочая машина, которая, тем не менее, никогда не взлетит. Для человека важно принять на себя ответственность за собственную жизнь и всё, что в ней происходит. Найти свой уникальный смысл и предназначение, свой путь с миллионами решений и выборов. Это пугает — ведь для этого нужно стать сильным, взрослым, готовым к трудностям. И тут мы приходим к теме созависимости — к вопросу о том, откуда берутся зависимые люди.

«Бойтесь тех, кто знает, как надо»

Есть замечательная книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Её первая часть — словно хрестоматийная инструкция, как вырастить ребёнка зависимым. Бабушка героя, считающая своего внука «крестягой», который повесила ей на шею дочь-идиотка, до умопомрачения залечивает его от всех мыслимых и немыслимых болячек (которых сам внук не ощущает). Вся его жизнь сведена к исполнению бабушкиных указаний, а сам он — никто, пустое место. Впрочем, автору книги повезло: его жизнь успела измениться до того, как бабушкина «любовь» сломала в нём личность. Но останься мальчик под крылышком заботливой бабули, непременно бы настал момент, когда он стал бы заполнять пустоту, которой, по словам бабушки, он являлся. И наверняка нашлись бы подсказчики — чем её заполнить...

Властные, гиперопекающие родные, которые всегда знают, «как будет лучше», — это именно та среда, где зависимость сможет питаться и разрастись до огромных размеров. «Вот подрастёшь, тогда и будешь иметь своё мнение», — говорят они своему чаду. При этом упускают из виду один факт: свои дети навсегда остаются детьми, и вряд ли родители, которые никогда не считались с ними, вдруг станут ценить их «своё мнение».

Изменить установки таких родителей бывает сложнее, чем помочь их чаду. Вот родные тащат «непутёвого зависимого» к батюшке, приговаривая: «Делай, что я говорю! Я знаю, как тебе будет лучше». Казалось бы, что плохого — в церковь же привели? На первый взгляд, всё верно сделали. Но забыли о законе духовной жизни, который требует сначала принять свою вину и ответственность, смирить собственную гордыню и признать, что один Бог знает, «как надо». Знает — но никого никуда не тащит против воли. Золотые слова «спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» мы больше любим повторять, чем исполнять.

Поэтому зачастую родные негодуют, услышав от священника или психолога: «Сначала мы будем работать с вами, а ребёнка (мужа, брата) своего оставьте в покое». — «Я-то здоров, это он наркоман, ему помощь нужна!» Мы склонны не замечать своих страстей, своих «брёвен», принимаясь активно спасать не себя, а другого. Получается, что человек становится зависимым от своего желания спасать, даже если его об этом и не просят. Где уж тут место собственному покаянию, когда цель одна — во что бы то ни стало спасти грешника. На фоне его зависимости свои страсти кажутся незначительными и нестрашными, и постепенно въедается ощущение собственной безгрешности.

Самый ценный совет, который слышат родные зависимого, — отдать жизнь человека в его руки, позволить ему стать ответственным за свой выбор. Ведь ценность жизни можно понять только почувствовав, что это твоя жизнь, и ты в ней хозяин, который жнёт то, что посеял.

Известно, что лучшая проповедь — наши собственные дела. И если нас одолевает желание спасти ближнего от его пагубной страсти, возможно, полезнее будет присмотреться к своей собственной несвободе, пристальнее взглянуть на свои внутренние страхи, комплексы и всё то, что сковывает нас и порабощает. В то же время, важно всегда быть готовым подставить плечо, прийти на помощь, не осудив, а приняв человека с его зависимостью. И помнить, что пока мы служим греху и собственным страстям, разделение между нами — весьма условное.

Ранее опубликовано: № 3 (45) Дата публикации на сайте: 18 October 2010

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
День зависимости

День зависимости

Анна Лелик
Журнал «Отрок.ua»
Очень тонкая грань отделяет жертву зависимости от человека нормального, в меру озабоченного своим рационом, режимом или гардеробом. Если жизнь служит режиму, а не режим — жизни, если здравый смысл кладётся на алтарь идолу сбалансированного питания, то, как бы здраво ни звучали мотивы, здесь уже речь идёт о зависимости.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 25 из 52
13:31 10.02.2011 | Ирина
Спасибо. Сама зависимая, все от первого до последнего слова - правда. А то, от чего уже избавилась, дает иллюзию, что имею право давать навязчивые советы другим - слепым, которые не хотят видеть, где их спасение...
07:02 23.10.2010 | Mr Ford
Наконец-то уравняли комментаторов в правах с авторами. Ведь если автор принесет в редакцию какую-либо чушь, глупость или бред, это никогда не напечатают. А бредить и хамить в комментариях - это сколько угодно можно было. Короче, вышло, как в "Мастер и Маргарита" (почти): "Врать не надо по интернету. Хамить не надо по интернету".
18:23 22.10.2010 | OLKI
Ощущаю зудящеее желание написать комментарий и поумничать и осознаю ,что это тоже ыведь зависимость))))И судя по огромному количеству форумов и комментаторов она носит массовый характер)
14:32 22.10.2010 | Аlех
Насчет статьи:
Примеряя на себя.Действительно: "искреннее" желание помогать людям не раз ставилось мною под сомнение...--наверное это зависимость "супермена":);поэтому очень близка последняя часть статьи.Спасибо:)
По поводу ваших дебатов:
думаю что существует такая проблема(и сам с ней столкнулся):приходя к пониманию своего бессилия в решении духовных вопросов,возникает потребность в человеке который скажет что делать.
Но как известно нет людей без грехов. -- вот и коллизия:(!
Оч понравилась история про 2х наркоманов.Возможно эт один из путей решения этой проблемы...
12:10 22.10.2010 | Никита
Так что ответить то, если, согласно новым правилам, 90% ответов придётся исключить ;)
18:16 21.10.2010 | Mr Ford
Малограмотный-малограмотный, а в отсеках - тишина :)
11:54 21.10.2010 | архим. Иоасаф
дорогому Никите. помните у апостола? кто сам был искушаем может искушаемым помощи.
а на счет наркоманов...удивительно, но это так. когда два наркомана решают завязать и оба уехали подальше в село и там друг друга вытягивали из наркотиков. если один срывался другой сажал его яму и наоборот. сейчас это два уважаемых человека а у обоих был стаж около 10 лет тяжелых наркотиков. так что с Богом все возможно. а, кстати, забыл сказать, оба верующими стали в процессе лечения))) так что...) все зависит от желания. вот и получается, что надо всем нам воспитывать не силу воли, а просить у Бога воспитать в себе ЖЕЛАНИЕ воспитывать в себе силу воли))))) простите за тавтологию)))))я монах малограмотный)
08:43 21.10.2010 | анна лелик
Никита, подробнее о моих зависимостях я на исповеди.
ну а на счет того кто кого лечит... помните: "кто без греха, пусть первый бросит в нее камень?"
есть замечательная повесть (точнее миф) о раненом целителе - и о том как появилась медицина. сказка, ложь, да в ней намек.
05:56 21.10.2010 | Mr Ford
Никита, по Вашей логике, если врач чихнул, его надо уволить. Какая-то "другая" логика...
20:50 20.10.2010 | Никита
А по-подробней о ваших зависимостях можно? Интересно всё таки.
И еще: разве может наркоман лечить наркомана? То есть разве может вытянуть из пропасти тот, кто сам на дне?

Мне не очень понятна логика: как же зависимый человек предлагает пути выхода из зависимости для других?
17:09 20.10.2010 | анна лелик
еще пару слов о педагогике.
когда речь идет о наркомане то это вряд ли уже 5-ти летний ребенок.
а сотрудничая с одним ребцентром, недавно пришлось быть свидетелем жуткой картины, когда мама наркомана звонила спрашивать как там ее сынуля поживает, как кушает, как в туалет ходит. я про себя думала вначале что речь идет о малолетке который по дурости попрбовал наркоту. и моему удивлению просто не было предела, кода оказалось то сынуле 43, он дважды сидел, а последняя его проделка в центре - это то что он нагадил по-большому в столовой и прикрыл полотенцем.
и чаще всего когда к священнику тянут- то тянут именно такие и именно таких.
и для них, увы, так и остаются главными вопросы - что покушал и как покакал (простите за мой французский - но такова реальность), а к священнику тянут чтобы тот волшебную таблетку дал.
о таких педагогических изысках и шла речь в статье. возможно стиль изложения ввел в тупик - хотя мне кажется что все понятно.
но я, не считаю себя, как пишет Вовик, себя гением, посему критику принимаю
но только критику...
17:02 20.10.2010 | анна лелик
не заходила неделю на сайт и зайдя удивилась - не ожидала что так тронет тема. хотя судя по коментариям больше трогает не тема, а моя сомнительная личность.
что отвечать - не знаю, собственно и вопросов то нет.
Никите отвечаю - зависимость у меня есть. Бог миловал - зависимость эта не химическая. но как я и писала и как на самом деле считаю, свободной себя я назвать не могу. хотя бы потому что бессмысленно служу своим страстям и греху.
но дорогу одолеет лишь идущий.
вот и иду.
с Богом!
14:59 20.10.2010 | Вовик
))))),знааал что скучно будет без меня..))))
14:46 20.10.2010 | Mr Ford
Так вот ты какой, северный ... тролль!
14:37 20.10.2010 | Вовик
..не отвечайте мне,надоело..
Когда на меня гавкают собаки на улице,и не отстают, я их пинаю..Люблю собак как животных,но бывают такие надоедливые. Савва,отгоните,а то будите делать мне снова "последнее китайское.."))))))
14:29 20.10.2010 | Вовик
Mr Ford-blood clot: то можливо автору друкуватись не у виданнях,розрахованних для загального читача,дуже зарозуміло..і потім,тружитись розьяснюючи написане...))))))))))
14:07 20.10.2010 | Mr Ford
Автор ответил(-а) Никите раньше, чем Никита пожелал задать вопрос. Обратите внимание, повествование в статье ведется от первого лица множественного числа: "мы".
13:52 20.10.2010 | Никита
"не гайте час. Ибо бессмысленно. Людина просто не бажає чути і розуміти."

))) такой щирый суржик


жаль, что автор не пожелал ответить на мой вопрос...
13:49 20.10.2010 | Mr Ford
2 blood cloth: не гайте час. Ибо бессмысленно. Людина просто не бажає чути і розуміти. Уявіть собі статуєтку: три мавпи, одна "Нічого не бачу", інша "Нічого не чую", третя - "Нічого не розумію". Поспілкуємося?..
13:41 20.10.2010 | blood clot
2 Вовик
Справа не в "средности ума", а в бажанні цей ум (яким би він не був) використовувати. А ви, судячи з усього, не напрягли себе уважно прочитати не те що статтю, а й навіть коротенький коментар, в якому автор спеціально для вас роз"яснила, що вона мала на увазі.
І ще одне: якщо критикуєте щось, критикуйте по суті. Хаяти без толку, особливо в інтернеті, кожен уміє...
11:10 20.10.2010 | Вовик
blood clot:міг би і вам відписати,на ваше"вдуплив",але це справа Савви...Зрозіміло,що стаття не для "средних умов"))))
09:52 20.10.2010 | blood clot
2 Вовик
ви просто не вдуплили, про що пишеться в статті, ось і все.
21:52 19.10.2010 | Вовик
Игнатий , обещал ссылку. Прошу http://sophiya.org.ua/
20:02 19.10.2010 | Вовик
Никита, автор безупречен, как и в своих творениях. Не посягайте.. Побьют))))
19:59 19.10.2010 | Вовик
Игнатий - к сожалению не могу у себя отыскать ссылку,но если найду - выставлю.Возможно и отдаёт,вам виднее,тем более я с протестантами не в контакте - Бог миловал и в дальнейшем на него в этом уповаю. Но если написано достойно минуты внимания и содержит правдивые ноты - почему бы и не прочитать? Что скажите?

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: