Догмы: Журнал «Отрок.ua»
Подписаться на рассылку новых статей

С 2009 года журнал издается при поддержке Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы


Журнал «Отрок» приглашает авторов для сотрудничества! Пишите нам на адрес: otrok@iona.kiev.ua

Рекомендуем посетить

Свято-Троицкий Ионинский монастырь Молодость не равнодушна Покров Страничка православной матери Журнал Фамилия Ольшанский женский монастырь

Наши друзья

Догмы

Хочется проследить связь между корнями и плодами, или между догматами и этикой. Можно умом разделять правильные идеи, но жизнью их не оправдывать. На фоне этого извращения, за которым прочно закрепилось имя фарисейства, многим кажется, что между мыслями и делами существует пропасть, и не так уж важно, что ты думаешь, — важно, что ты делаешь. Это, конечно, ошибка. От дерева с гнилыми корнями бесполезно ждать вкусных плодов. По слову Иисуса Христа, не собирают с репейника смоквы. У правильной этики должна быть правильная догматика. Ошибка в догматике рождает ошибку в этике. Если в инженерных расчётах большого моста неправильно поставить одну цифру, пропустить ноль, перепутать степень, то расчётную ошибку нельзя будет исправить ни дополнительными металлоконструкциями, ни избыточным бетоном. Неправильная буковка и недостающая циферка обвалят огромное сооружение. Расчёты можно сравнить с догматом, а бетон и железо — с делами. Чтобы по мосту пошли люди и покатилась техника, нужно, чтобы было правильным и то, и другое.

Догмат предполагает заповедь. Над Иорданской водой был слышен голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». «Сей есть Сын Мой возлюбленный» — это догмат. «Его слушайте» — это заповедь.

Любое полновесное изречение Писания, воспринятое умом и сердцем, рождает из себя дела. Например, мир сотворён из ничего. Это значит — не кланяйся стихиям, не почитай солнце и луну, воздавай честь Богу, создавшему солнце, луну и всё остальное. Или — человек сотворён последним в ряду живых существ. Это значит: захочешь гордиться — вспомни, что комары и черви сотворены раньше тебя. Но если впадёшь в уныние, вспомни, что мир без тебя не полон, он сотворён для человека, он всего лишь дом, а ты в нём — хозяин.

Бог сотворил одного человека и поручил ему Вселенную. Это значит, что от тебя многое зависит, да и сами заповеди обращены к человеку в единственном числе, то есть к каждому в отдельности. Не прелюбодействуй, не убий, чти отца и мать...

То, что человек думает о Боге, теснейшим образом связано с тем, что он думает о себе. Люди, верившие в то, что богов много, додумались до того, что и жизней много, что человек, меняя телесные оболочки, посещает мир многократно. Люди, не верящие в Бога или богов, верят, что жизнь даётся один раз, но за пределами земной реальности нет ничего. Им кажется, что жизнь на земле начинается и на земле заканчивается. Наконец, люди, верящие в Единого Бога, также исповедуют единственность и уникальность своей жизни, но при этом верят в вечную жизнь и в существование за гробом. Насколько разнятся между собою культуры, выросшие из разных догматических зёрен, станет понятно, если сравнить, пусть даже поверхностно, цивилизацию Индии, Советский Союз и православную Византию.

У гипсовых скульптур есть проволочный скелет. На нём всё держится. Так и внутренний, мысленный мир человека подобен скелету, на котором держится плоть. Гниль в костях заставляет тело разваливаться, а мысленная гниль заставляет поступать неверно.

Там, где Бог обращается к человеку и необходимые священные знания идут сверху вниз, там человек воспринимает открытое, а затем должен включать волю для воплощения правильной модели поведения. Именно так: понял, затем употреби усилие и делай то, что нужно. В другой модели поведения ситуация иная. Человек грешит, не может или не хочет каяться и ищет себе оправданий. Ему нужна догматическая система, мировоззрение, чёткая аргументация для того, чтобы продолжать грешить и не мучиться совестью. Если в первом случае нужны были знания и усилия, то во втором случае нужно безволие и фантазия.

Если я потомок обезьяны, вернее, если я соглашусь с этим догматом, какая этика мне останется? Можно перестать мучаться совестью там, где инстинкт победил свободу. В конце концов, какой с обезьяны спрос? Если правы различные экономические теории, если деньги — это кровь человечества, а их наличие дарит долгожданное счастье, то я уже не сребролюбец. Моя жизнь вписывается в нерушимые законы, она оправдана, моё стяжательство извинительно, да и самого Иуду следует вытаскивать из ада за те несчастные тридцать серебряных монет.

Среди великих мужей, устами которых говорил Бог, есть три человека, поставляемых рядом друг с другом. Это Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они учили правильному богопознанию, давали пример деятельной любви к ближнему, преображали скотоподобие и звероподобие людей в богоподобие. Плодами их жизни мы пользуемся до сих пор.

Список мудрецов века сего обширен. Но можно выделить трёх, которые больше иных потрудились в придумывании и обосновании ложных догматов. Это Дарвин, Маркс и Фрейд. Из отдельных правильных фактов они попытались выстроить теории, претендующие на то, чтобы исчерпывающе объяснить весь мир. С тех пор как эти выдающиеся учёные, но плохие догматисты потрудились в мире и начатое ими продолжили многочисленные последователи, миллионы людей верят и думают о себе, что они прямые потомки приматов, что главный рычаг истории — товарно-денежные отношения, что каждому мальчику хочется убить отца и переспать с матерью.

Эти воззрения преподаются в университетах, по их мотивам снимаются документальные фильмы, эти идеи составляют внутреннее наполнение некой всемирной проповеди о том, кто же такой «по-настоящему» человек и как ему нужно жить. В завуалированном виде это, собственно, проповедь человеконенавистничества. Это догматическое, идейное человекоубийство, которому нужно противопоставить проповедь истинных догматов.

Есть два главных источника, из которых журчат ручейки правильных мыслей о Боге, сотворённом Им мире и месте человека в этом мире. Это первые главы Книги Бытия и Четвероевангелие. Сливаясь вместе, они образуют реку, способную утолить нашу жажду правильной этики. Правильно думать и плохо поступать — гнусно. Но ничуть не лучше стремиться к тому, чтобы поступать хорошо, но не придавать значения правильному образу мыслей. Это всё равно что тушить костёр маслом или учиться летать, прыгая к крыши.

Ранее опубликовано: № 3 (33) Дата публикации на сайте: 30 Июнь 2008

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 11 из 11
03:02 15.02.2010 | Ольга
Слава Богу за эти Золотые россыпи!
Как они мне были необходимы.
00:30 24.03.2009 | Владимир О.
Благодарю за мысли...
22:45 28.08.2008 | Анна
Спаси Вас Господи!
Ваши статьи для меня(как и многих) открытие! Жаль у нас в Белорусии не подписаться на ваш журнал. Жаль. Это действительно глоток свежего воздуха

Комментарий редакции:
Анна, журнал можно получать по почте. Пришлите на otrok@iona.kiev.ua свой почтовый адрес и будьте готовы делать почтовые переводы в размере около двух у.е. за номер.

16:00 23.07.2008 | ReAlex
>Наконец, люди, верящие в Единого Бога, также исповедуют единственность и уникальность своей жизни, но при этом верят в вечную жизнь и в существование за гробом.>

Последователи Гаудийа-Вайшнавизма тоже верят в Единого Бога, творца этого материального мира, Верховную Личность Бога, Господа Шри Кришну, который в своих наставлениях давал ясные представления о природе живого существа, души.
"Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу." (Бхг.-Гт. 2.13)
"Для души не существует ни рождения ни смерти. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она -- нерожденная, вечная, всегда существующая, изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело."
"Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное." (Бхг.-Гт. 2.20-22)

Если Христиане верят в вечную (в смысле бесконечную) жизнь, то нужно задуматься и о том, что по логике бесконечное не может иметь начала. Следовательно, вечная жизнь предполагает не только существование за гробом, но и до материнской утробы.
15:40 14.07.2008 | Элина
о.Андрей, благодарим за Ваш труд. Я - верующая евангельской протестантской конфессии, но, если бы раньше познакомилась с Вашими проповедями и телематериалами, да и вообще - с Вами как проповедником, может, и не пришлось бы "менять веру предков". Очень рада, что в православном мире есть наставники, которые могут направлять так достойно и убедительно. У меня дочь 17 лет, верующая той же конфессии, что и я. На вопрос, к кому из телепроповедников она прислушивается больше всего, ответила - Ткачеву. Пусть Господь благословит Вас! Хотелось бы узнать, есть ли у Вас форум, чтобы иметь возможность узнать Ваше мнение по обширному кругу вопросов.
17:10 10.07.2008 | Георгий
Отец Андрей, благословите выяснить у Вас ответы на некоторые трудные для меня вопросы по догмам православия.
14:44 04.07.2008 | Dmitry
Благодарю вас, отец Андрей, за яркие, доступные и выверенные статьи, после которых в голове понемногу всё становится на свои места. Я как математик могу только восхититься вашим умением разложить всё по полочкам и привести правильные примеры. Но вот если говорить о догмах, важно упомянуть и о Символе Веры.
23:48 03.07.2008 | Тамара Яковлева
Спасибо за статью, спасибо за журнал! Для меня это глоток чистого воздуха в этом мире бездуховности.
14:03 02.07.2008 | Юлия Лапина
Жизненно необходимо продолжение и уяснение, необходим диалог, где бы можно было задавать вопросы. Как не хватает првязки Слова Божьего к устроению фундамента, остова, форватера, колеи своей жизни в согласии с волей Создателя, к верному пониманию Его. Как научаться с благодарностью принимать любовь в том, в чём Спаситель её даёт, открываться ей в себе и проявлять во всём в своей жизни шаг за шагом, начиная с начала, с самой себя, в приемлемой, понятной, выполнимой реально форме? Спасибо.
20:51 01.07.2008 | Макс ARTy
Я поражен....Благодаря таким статьям я нахожу ответы и обьяснения на те вопросы которые создают "хаос" в моей голове.Спасибо!
00:28 01.07.2008 | Ирина
Спасибо за интересную статью. Действительно, очень много значит, какая мысль предшествовала поступку, что движет человеком. Эта тема сейчас как нельзя актуальна - много добрых и хороших дел в наше время делаются не по Евангельским заповедям, а по гордыне, тщеславию, высокому самомнению. Полезно прочитать и не только...

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: