Дорога Домой

Я хотела написать об этом давно, в период, который можно обозначить словом «Встреча». Тогда ботсадовские ёлки пахли наступающим Рождеством, а снег при свете фонарей сверкал, словно драгоценные камешки, рассыпанные Серебряным Копытцем. Сад всем своим видом обещал сказку — и не обманул. Сад был одним большим притвором, преддверием храма. В храме жило Чудо.

Я не написала прямо тогда, наверное, потому, что слишком все было живо и наполненно и внутренний трепет мешал эту жизнь хоть как-то «фиксировать». Потом стало сложнее. Казалось, что надо сперва разобраться, расставить все по полочкам, и уж тогда «делиться». А позже поняла, что никогда не будет «по полочкам». Никогда не будет полной ясности и завершенности. И слава Богу.

Я родилась в СССР, этой стране парадоксов, где в Бога не верили, но детей крестили. Крестили и меня, а потом сказали, что Бога нет, что все это — бабушкины сказки. Правда, «бабушки» тогда действительно перестарались. В семилетнем возрасте я гостила в селе у дальних родственников, и баба Оля указала мне на иконы и сказала, что там нарисован Бог. Что Он живет на небе и все видит. И если вдруг чего — обязательно накажет. Но мама велела забыть эти глупости. В ход пошел известный аргумент про славного Юрия Гагарина, который летал-летал, а Бога не видал. Возразить было нечего, да и не хотелось. Мысль о Боге-Надзирателе совсем не радовала — и я о Нем забыла. На время.

До подросткового возраста я хорошо училась, много читала, но потом все изменилось. Как-то очень резко произошел разрыв с детством и открылся новый мир, где ничем не могли помочь любимые книжки, куда родителям в основном доступа не было. Среди моих одноклассников хорошо учиться считалось чуть ли не дурным тоном. Конечно, были ребята-исключения, которые и с учебой справлялись, и позиционировали себя как «нормальных людей», которые регулярно посещают дискотеки, не прочь выпить и покурить и не гнушаются участвовать в «разборках». Но, как правило, выбирать приходилось что-то одно. И этот выбор делал человека либо «лохом», либо «нормальным». В большинстве своем «нормальные люди» учебой не интересовались и о высшем образовании не помышляли. Мне очень хотелось быть «своей» в этом мире, и хотя в глубине души я чувствовала себя белой вороной, пришлось выкрасить перья и помалкивать в обществе, чтобы не распознали по голосу. Называя вещи своими именами, я позволила себе стать полной дурой. Без интересных занятий, серьезных увлечений, безо всякой цели. Училище (поближе к дому), нелюбимая специальность (принимали почти без конкурса), работа на местном заводе.

Что касается веры, то помню, что когда нам, восьмиклассникам, протестанты подарили Новый Завет, я пробовала читать. Евангельские слова вызывали во мне чувство вины и радости. Я знала, что, согласно критерию, данному в этой Книге, я — грешница. Но мне было радостно оттого, что этот критерий существует. Очень трогали слова Христа в Нагорной проповеди и сам Его образ. Иногда пробирало до слез. Но евангельские строки казались недостижимым идеалом, невозможным здесь и сейчас.

Первая поверила мама. Сначала она была «верующей в душе». А когда пришли большие проблемы, душевная боль, упадок сил, случайно познакомилась с женщиной, которая рассказала ей о Боге и отвела на «собрание». Женщина была баптисткой. Она объяснила маме, что душа облегчается покаянием, когда Бог прощает грехи. Покаяние в баптистской общине действительно принесло маме облегчение. Она снова могла радоваться жизни, и я тоже радовалась, глядя на нее: Бог есть, именно Он помог маме. Сама я не хотела вникать ни в какое вероучение; в мамину общину сходила пару раз из любопытства. Познакомилась с местной молодежью. Они мне понравились, хотя показались наивными — поют песни, играют в детские игры. Я чувствовала себя очень взрослой по сравнению с ними. Но не ходить туда больше я решила по другой причине. Не хотелось обманывать себя и других, создавая образ «верующей». Я не хотела меняться сейчас. Мысленно я назначала Богу встречу «когда-нибудь потом».

Почему вера ассоциировалась у меня именно с той баптистской общиной? Дело в том, что Православия мы совсем не знали. Доносились отголоски каких-то праздников, описания обрядов — но это ничего не говорило мне о Боге. Восприятие Православной Церкви у меня, скорее всего, перекликалось с теми кошмарами, которыми меня напугали в детстве, с той убойной смесью мистики и магии, от которой хотелось держаться подальше.

Мама ходила к баптистам регулярно и стала заговаривать с нами о Боге. Я старалась не вникать. Мне было восемнадцать, и свои отношения с Богом я собиралась строить ближе к старости. Но внутри будто поселился червячок, который подтачивал мое спокойствие, не позволял, как прежде, радоваться жизни. Я знала, что за меня умер Иисус Христос, и я должна на это как-то реагировать — узнавать Божью волю, покоряться ей. А я живу как прежде и делаю вид, будто ничего об этом не знаю. Бог предлагает мне самое дорогое, что у Него есть — Своего Сына — а я словно говорю в ответ: «Спасибо, не сейчас. Как-нибудь потом».

Эти мысли подталкивали меня что-то изменить в своей жизни. Хотелось хоть как-то угодить Богу, подлизаться к Нему, что ли — чтоб не так сильно на душе скребло. Я решилась на подвиг: бросить курить и употреблять спиртное — даже по праздникам.

Целый день я ходила окрыленная, в твердой уверенности, что исполняю свой долг перед Богом. А на следующий день нарушила оба своих «табу» — на очередном дне рождения. Просто не смогла сказать «нет». Вместо самодовольства в тот вечер пришло острое чувство стыда и бессилия. Помню, как закрылась в ванной, стала на колени на холодный кафель и долго рыдала. Я плакала перед Богом — это была моя первая молитва. И я тогда поняла, что не хочу больше жить по-своему — хочу по Божьей воле. Для этого нужно было обрести Церковь. И я пошла в ту единственную, которую знала — в церковь моей мамы, к евангельским христианам-баптистам.

Вскоре я стала членом общины, притом очень активным. Давно заглушенный интерес к учебе проснулся с новой силой. Я ушла с нелюбимой работы, стала искать занятие по душе и вскоре поехала в Киев, поступила в христианский университет, основанный баптистским братством. Окончив его «бакалавром богословия», я там же осталась работать, поступив параллельно в обычный государственный вуз изучать религиоведение и философию. Сначала мне предложили должность дежурного администратора — на время, а позже я могла бы преподавать.

Я была рада этой работе. За время учебы университет стал мне родным домом, подарил много хороших друзей. Я с благодарностью вспоминаю преподавателей, которые старались нас научить думать самостоятельно, а не довольствоваться простенькими готовыми схемами. Преподавательский состав был удивительно разношерстным в конфессиональном плане: историю христианства нам читал православный, а патристику — католик. Психология, педагогика, языки читались преподавателями, приглашенными из других вузов. В библиотеке хватало литературы не только протестантской, но и православной, и католической. В общем, это было не «натаскивание», а действительно учеба. Преподавателей-американцев мы редко воспринимали всерьез. Там почти не приходилось думать, надо было просто запомнить. Когда скука одолевала, мы задавали провокационные вопросы и ставили в тупик удивленных дядь, приехавших с искренним желанием нас «просвещать».

Во время учебы я узнала о Православии много нового — во многом благодаря изучению истории христианства, а также искренним и глубоким преподавателям, которых я уважала, а они, как оказалось, уважали Православие. Тогда и мы, студенты, обратили внимание на традиционные церкви, пытались разобраться. Нам было интересно все: вопрос о Причастии, об апостольской преемственности, о традиции… Мы ведь в основном приехали из небольших городов, нашими общинами управляли пасторы, из которых мало кто был действительно образован (понятно, что в советское время верующей молодежи не давали учиться). Зачастую истории Церкви и догматов они не знали, в православное учение не вникали и других учили тому, во что верили сами: Православие — это мертвая религия (слова «религия» и «традиция» были у нас чуть ли не ругательствами, ведь они противостояли «живой вере»). Мы слушали и соглашались — а как было не соглашаться, когда православными считали себя те, кто Библии в руки не брал и в церкви, кроме как на Пасху, не бывал. Но здесь, в университете, Православие начало для нас «оживать». Больше того, оно становилось для нас, студентов-протестантов, интересным.

Однажды на межконфессиональной конференции я познакомилась с православным парнем из Москвы. Мы стали переписываться. Мне было интересно узнавать ответы на свои вопросы «с точки зрения Православия». Это был первый для меня пример настоящей, глубокой церковности. Он говорил со мной как равный с равной, и я не чувствовала в его тоне превосходства «правильной веры». Благодаря этому общению у меня возникало все больше доверия к Православию. Но почему-то было страшно вникать в Православие слишком глубоко.

Когда я осталась жить и работать в Киеве, важно было определиться со «своей» церковью. За годы учебы у меня не появилось здесь одной постоянной общины, где бы я считала себя «дома». Общин христиан-баптистов в Киеве много — большие и маленькие, «современные» и «традиционные», с различными видами деятельности — выбирай любую. На втором году работы в университете я наконец нашла. Моя община была небольшая, но живая и деятельная, туда ходило много молодежи. Мне уже предложили там занятие по душе — петь в местном молодежном хоре. Я бы согласилась…

…Если бы незадолго до этого не обнаружила на столе в одном протестантском офисе журнал. Он был ярким, приятным на вид и назывался «Отрок.ua». Раньше я никогда не видела молодежных православных журналов и очень обрадовалась, когда поняла, что содержание не уступает внешнему виду, что вот он, способ узнать о жизни православной молодежи «изнутри». Захотелось достать побольше этих «Отроков». В «Центре православной книги» мне пояснили, что «Отрок» издается в Ионинском монастыре. Я подробно расспросила, где это и когда можно приходить, и в ближайшую субботу отправилась в Ионинский.

Это были дни Рождественского поста. Ботанический пустовал. Ранние сумерки и сверкающий снег создавали атмосферу таинственную, почти сказочную. Пушистые ёлки пахли детством. А я шла навстречу красивому пению и не знала, что настанет время — и я буду приходить сюда часто. Приходить сюда как в свой Дом.

В тот вечер я купила несколько «Отроков» и еще присмотрела книжку одного бывшего баптиста. Книга называлась «Почему я не хочу быть баптистом и вообще протестантом», но ее я купила позже. А тогда я не могла понять, что со мной происходит. Почему мне здесь так хорошо и не хочется никуда уходить? Шла служба, и я осталась — просто так, постоять… Простояла до конца службы. Ощущение Дома, ощущение Встречи было очень сильным. Я поняла, что хочу прийти сюда еще, и стала приходить регулярно.

По воскресеньям утром я ходила на богослужение к баптистам, а вечером шла в православный храм. Баптистская жизнь давно стала родной, там все было просто, понятно, привычно. Но были сомнения, был главный вопрос: действительно ли я в той Церкви, где Бог действует во всей полноте? Я не могла честно ответить «да». Я уже знала, что в Православии центром всей жизни, всей веры является Причастие. У нас, протестантов, было «хлебопреломление». Да, читались места из Священного Писания о Тайной Вечере, но понимать это надо было символически. В некоторых общинах это также могли называть «таинством», но происходило ли Таинство на самом деле? А если я не уверена в правоте учения моей общины, как же я могу приглашать сюда людей? Ведь это нелепо — самой оставаться здесь, а друзей направлять в православный храм…

В Православии для меня тоже многие вопросы оставались неразрешенными. Молитвы святым, поклонение мощам — все во мне восставало: а вдруг это и правда перед Богом грешно? Вдруг это и есть идолопоклонство? Кроме того, мне казалось жутко несправедливым, что Православие категорично называет себя Церковью, отмежевываясь от всех других христианских конфессий. Неужели весь мой опыт молитв, вся радость жизни с Богом были ложью? Я никогда бы в это не поверила. Признать это ложью — все равно что отказаться от Бога, сказать, что ответы на молитвы были случайностью, а все утешения во времена трудностей — самоуспокоением.

Но Православие покорило меня не логикой, не убеждениями, не добрым отношением — поначалу я никого в храме и не знала. Главное было в другом. В моей душе что-то происходило, и я пыталась разобраться в этом. Весь мой мир, все мое общение было там, в кругу протестантов. Мои друзья, мои родители — все были протестантами. Я не могла не видеть, не помнить и не ценить все хорошее и настоящее, что было у меня «там». А «здесь» — не было практически ничего. Кроме одного друга, и то далекого, и одного храма в саду, который я вдруг почувствовала своим Домом. Туда-то я приходила искать ответ на свой главный вопрос: что делать? Приходила просто постоять, помолчать перед Богом, отдохнуть от тяжелых мыслей.

Однажды я решила: пойду на утреннюю службу в Ионинский, а там — будь что будет. И во время литургии открылась во мне уверенность, что вот он, мой Дом, здесь мое место, никуда я больше не хочу. Точка. Стало легко и спокойно, по-детски радостно. Еще предстояли объяснения с родными, друзьями и на работе. Мне тогда не раз задавали вопрос: что если я пожалею, передумаю, разочаруюсь и в Православии? Я понимала: это не мелочи, не глупости. Но все вопросы отступили на задний план. Была уверенность в главном: вот она — Церковь, в которой живет Правда, в которой живет Чудо. Пусть мне многое непонятно, пусть мне все еще страшно — но я хочу быть в Церкви, жить ее жизнью, участвовать в ее Тайне.

Ну, а дальше началась «жизнь после Встречи». С исповедью и Причастием. С посещением «молодежки» и богословского клуба, попытками участвовать в церковной жизни…

Позже, когда я узнала историю Ионинского монастыря, прочла о его первом настоятеле, немножко поняла, откуда это сильное чувство Дома. Ведь слова Богородицы к преподобному Ионе «принимать всех, кто придет сюда», — это и обо мне тоже! Я на себе ощутила гостеприимство преподобного…

Прошло ровно два года. Легко ли жить в Церкви бывшей протестантке? И да, и нет. Легко, наверное, только «верующим в душе». Плоть не всегда в восторге оттого, что надо стоять на богослужении, ведь раньше можно было спокойно сидеть. Это шутка, конечно… Возникают проблемы посерьезнее. Например, когда подступают старые сомнения. Или, бывает, упоминаешь о своем протестантском прошлом и видишь, как в глазах собеседника мелькает страх: надо же, как это тебя угораздило, в секту?.. А у меня и сейчас язык не поворачивается назвать свою прежнюю общину сектой. Ведь то была моя первая ступенька к Церкви, вытащи ее — и вся лестница развалится… Пригодилось частое чтение Библии в прошлом. Сейчас, стыдно признаться, далеко не так часто беру в руки Священное Писание. Но знание библейских историй помогает понимать службу. Кроме того, помогает привычный настрой, что в Церкви нельзя быть просто «прихожанином». Нас так воспитывали в баптистской общине, что все мы несем ответственность за Церковь. Каждый должен участвовать по мере сил и способностей. Каждому найдется свое дело в одном Общем Деле.

Вот и все. Я хотела рассказать о Встрече. Рассказать именно «Отроку». В этой истории он сыграл свою роль. Что если бы его не занесло тогда каким-то ветром в протестантский офис? Что если бы он не попал мне в руки? А если бы не оказался таким красочным, а главное — живым и искренним? Не знаю. Может, я все равно когда-то пришла бы в Церковь. Но Бог устроил так, что именно «Отрок» приветливо встретил меня у входа и проводил Домой. Спасибо.

Ранее опубликовано: № 1 (31) Дата публикации на сайте: 03 Январь 2008

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Дорога Домой

Дорога Домой

Вита Петренко
Журнал «Отрок.ua»
Я знала, что за меня умер Иисус Христос, и я должна на это как-то реагировать — узнавать Божью волю, покоряться ей. А я живу как прежде и делаю вид, будто ничего об этом не знаю. Бог предлагает мне самое дорогое, что у Него есть — Своего Сына — а я словно говорю в ответ: «Спасибо, не сейчас. Как-нибудь потом».
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 24 из 24
12:34 08.05.2014 | Человек
Они баптистов называют просто общиной,а себя Церковью.Неуважение к чужим верованием еще один минус в пользу православия.Еще один ответ на вопрос-Почему я не стану исповедовать православную веру. Ведь человек всегда стремится быть рядом с теми кто как минимум уважает окружающих. А от православных людей только и слышно как они христиан называют сектантами . Обидно что не исправляются православные люди.
20:37 15.03.2011 | Василина
..дякую за статтю..!
вона дуже глибоко торкається серця!!..в мене є друзі протестанти,які навіть і чути нічого не хочуть про Православія...і якшо вони заходять до церкви,то тільки щоб переконатися що всі на службі "ідолам поклоняються"...це дуже боляче чути наклеп на Святу Віру...а також те,як протестанти вважать,що мироточення,благодатний вогонь та безліч інших чуд-справа рук диявола...
Дай Боже,щоб таких історій спасіння,як у Віти було по-більше!!!
..Щиро рада за тебе,Віта! Будь благословенна!!!
10:23 17.02.2011 | Галина
Когда я была в общинах - почему-то читались только "нужные" слова из Священного Писания, и что интересно - что они использовались там не для просвещения души, а наоборот чтобы затянуть человека под рамки, убить сознание, волю...
Но начав читать Его более внимательно - я раскрыла для себя, что в Библии описаны все традиции Православия! - есть слова про святую воду, каждение, мощи святых нетленные!!!Это все есть!И тогда именно я нашла истинную церковь - о которой пишется в Писании! И куда денуться все остальные религиозные общины, которые отрицают святую воду, каждение, мощи...Вот и ответ на наш вопрос - поклоняться иконам, мощам или ... предать Бога и Его Слова.
10:15 17.02.2011 | Галина
Дорогие все!
Смотрю статья каснулась сердец тех, кто тоже пережил подобное....и я в том числе.
История жизни каждого преднаписана - и наш жизненный опыт должен был случится. Истерзание души христианскими вероучениями мучит её, изматывает, делает большую рану...
В своей истории я пережила немного "памятней" свое беспечное пребывание в общинах - и рана эта очень долго заживала, и до сих пор заживает, уже 4 года...И я могу сказать одно - да, оно не сразу полегчает, не сразу снимутся все сомнения, прошлые воспоминания,мысли.
Это не помыть руки после грязи. Это очищение души - долгое, но на всю жизнь...
00:33 30.10.2010 | Марина
Спасибо огромное за статью,она сейчас так в тему!!! 2 года назад я открыла для себя христианство -полноценное христианство,с регулярными хождениями на службы,исполнениями таинств, с радостью,которую выносиш из храма с собой после службы...К этому всему меня случайным образом привел мальчик,который поступал в Семинарию.У меня обрелся смысл жизни, я была богата,богата душевно...!!!
Прошло время,я разочаровалась в мальчике,и на уровне подсознания начала отдаляться от церкви..это продолжалось до той поры,пока из постоянной прихожанки я превратилась в человека,который не был в церкви уже 2 месяца..Жизнь стала серой и унылой,появилась неуверенность во всем ,что я делаю,все потеряло смысл...
А главное внутри чувствовался духовный голод.Я поняла что дальше откладывать нельзя.Зашла на сайт Отрока,как когда то)..Наткнулась на эту статью..И очень благодарна автору! А теперь ложусь спать - завтра в храм утром идти!!))
16:04 25.11.2009 | Ирина
Очень тяжело переубедить протестантов, что их учение ложно. Действительно, Господь должен коснуться их сердец Своей Благодатью, как это произошло в случае Виты. Она искла - и Господь ей открыл.А тот, кто еще сомневается по разным поводам (поклоняться ли иконам, мощам и пр.) пусть ответит для себя на вопрос: ПОЧЕМУ ЧУДО СХОЖДЕНИЯ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ ПРОИСХОДИТ ТОЛЬКО ПО МОЛИТВЕ ПРАВОСЛАВНОГО АРХИЕРЕЯ И НА ПРАВОСЛАВНУЮ ПАСХУ, ПОЧЕМУ МИРОТОЧАТ ИКОНЫ И МОЩИ СВЯТЫХ НЕ ТЛЕЮТ?
14:53 16.10.2009 | Enya
Alex, ви неправі! Віту я знаю особисто, декілька раз зустрічала її в колі друзів з того державного вузу, про який вона згадує, теж там навчаюсь. І історія її ніяка не "подсадная утка"... справжня! А щодо того, що "Уж очень мягко автор подходит к проблеме конфессий", то не це булоголовною метою статті. Тут явний приклад того, як Господь призиває душу, ф зрозуміти це може той, хто вже відчув це на собі... пережив... просто в кожного свій час. Жаль, що ви цього не зрозуміли!
І з якою вдячністю і теплотою Віта говорить про свої перші духовні кроки і про общину, де ви там побачили "низший сорт", незрозуміло.
22:31 04.09.2009 | Alex
Как по мне, все это специально написанная статья, для создания в сознании людей определенный взгляд на протестантизм. Уж очень мягко автор подходит к проблеме конфессий. И в этой проблематике протестанты "низший сорт", первая ступень к истине! Какая нелепость.
В общем статья - подсадная утка.
П.С. Бить прошу не сильно :)
17:30 14.08.2009 | Настя
:) Я тоже пришла в Православие через протестантов. Очень хорошо помню свои мучения-сомнения по поводу иконопочитания))... А сейчас даже недоумеваю - как я могла этого раньше не понимать - это же 2 РАЗНЫХ ПОЧИТАНИЯ:))) Просто в русском языке слово одно и то же))) Напр.: МОЙ утюг, МОЙ город, МОЙ муж, МОЙ Бог - слово МОЙ одно и то же, но смыслы - совершенно разные...
Думаю, подобные сомнения в сердце происходят из любви к Богу и нежелания Его огорчить, ну и от незнания и отсутствия определенного духовного опыта.

"Почитание образа восходит к первообразу", по-этому фраза про "кости и доски" явно несостоятельна. Перед иконами со стершимися ликами не моляться, их сжигают. И не к костям обращаются, а к брату или сестре во Христе, достигшей совершенства (Еф.4:13), с просьбой "Моли Бога о нас!" "Много может молитва праведного"(Иак.5:16) И не забывайте, что Господь - Бог живых, а не мертвых! Так что все упирается в "а есть ли в твоем сердце любовь"... Если есть, то одинаково чувствуешь родственную связь во Христе и с родной сестрой, живущей с тобой в одной квартире, и с преподобным Ионой:)И обоих равно можешь попросить молитвенной поддержки, без страха "идолопоклончества"...
17:32 14.07.2009 | Александр
Молодец Вита,я за тебя рад,что ты на правильном пути,а у протестантов-сектантов кроме десятины ничего святого нет.Людей там много хороших,но обманутых.А вот пастыри или пресвитера есть волки в овечьей шкуре.
17:16 14.07.2009 | Александр
ЗАЧЕМ ИЗ БИБЛИИ УБРАЛИ ПРОРОКА ТОВИТА или ТРИ БИБЛИИ.


У нас в мире существует три Библии.
Первая, это священные книги, входящие в состав Библии, употреблялись христианами с самого начала церкви, они были окончательно утверждены Церковью в 51 Ом году Апостольского собора. Читается она только православными христианами и в ней содержится семьдесят семь книг посланий пророков.
Вторая Библия для католиков после раскола их от православия приблизительно в 10 веке. Очень сложный вопрос, что-то они прибавили, подробности знает только высшее духовенство.
Третья, библия для протестантов, и предназначена для чтения только сектантами. Обычно на лицевой обложке книги нет изображения креста. Так же не указывается ее количества тиража, дата печати и вообще нет полных данных. И самое главное, нет благословения Митрополита. Печатается она в основном в Америке и в Европе, а также в небольших количествах в странах ближнего зарубежья, и содержит шестьдесят шесть пророческих книг, из которой убрано более десятка пророков.
11:18 28.09.2008 | Света
Да, статья очень хорошая. Напоминает мне саму себя.Когда-то я жила как заблукавшая овца,но теперь и я нашла свой дом!
15:23 05.08.2008 | roman
http://iona.kiev.ua/download/icon.pdf.
ссилка непрацює, а інформацію мати невідмовлюсь про ікони, (сусіди протестанти)

Комментарий редакции:
Исправил. Файл снова доступен.
Иеродиакон Савва

22:39 09.07.2008 | Таня
Мы с мужем перешли из баптистов.Считаем это чудом: нас вразумляли, уговаривали...После баптиского опыта остались рубцы(страх знакомиться и быть зависимым от людей).Благодарна автору за статью, рада за неёю


21:29 29.04.2008 | Наташа
Разве спасает принадлежность к какой-нибудь деноминация или церкви? Хотите ли вы сказать, что окончательный путь познания Христа возможен только в православьи? Статья "Дорога домой" говорит, что человек, в данном случаи Вита, спустя многие годы скитаний наконец-то находит Церковь. Стало быть, всем или хотя бы некоторым, ищущим протестантам еще предстоит подобный путь озарения? Я согласна, что некоторым ближе литургия, но разве форма поклонения имеет значение? Разве не поклонников в духе и истине ищет Себе Господь...? В ответ замечательному православному святому я бы сказала, что погибну, не тогда, когда оставлю православье или протестантизм, но погибну, если оставлю Бога.
17:43 28.04.2008 | Наташа
Вита, так что же ты только православную церковь Церковью считаешь? Зачем перечеркиваешь веру твоих друзей? Ведь многие, в том числе и я, нашли Бога и в протестантской церкви. Просто, не мне тебе говорить: "Бог в нерукотворных храмах живет..."

Комментарий редакции:
Наташа, ну разве из самого текста не видно, что автор делится своим сокровенным опытом, вот и все. Вита ни одного обидного слова не сказала в адрес протестантов. Один замечательный православный святой сказал: "я не знаю спасутся ли инославные, но если я оставлю Православие - я погибну". Именно в таком духе рассказ Виты. Не нужно обвинять ее в том, чего она не говорила и не делала.
Иеродиакон Савва

21:16 15.04.2008 | Евгений
Я по рождению православный. Сейчас хожу в протестантский Дом Молитвы. Скажу так - не спасуться ни протестанты, ни православные. Спасётся тот, кто следует Христу. Много духовного и там, и там. А поклонение святым, мощам и иконам - ересь! Поклоняться можно только Богу! А не костям и доскам. Только Богу!

Комментарий редакции:
Евгений, мне кажется, что та смелость, с которой Вы бездоказательно вешаете ярлык ереси на поклонение святым, мощам и иконам, выдает, что Вы лично не разобрались в этом вопросе, а просто повторяете неглубокие эмоциональные обвинения в адрес Православия.
Вряд ли Вам знаком тот факт, что в Православии различается поклонению Богу и поклонение святым. Богу подобает всецелое служение - λατρεία. Святым же подобает почтительное поклонение - προσκύνησις. Мы почитаем святых, как людей угодивших Богу. Понимаете, если нельзя почитать людей, которые достойны уважения по какой-либо причине, то и отдание чести в армии - ересь, вежливое приветствие - тоже ересь. К чему эти знаки почтения, если почитать можно лишь одного Бога?
На указанный Вами адрес высылаю подробнейший ответ на вопросы протестантов о почитании святых и икон. Другие читатели могут загрузить этот ответ с адреса: http://iona.kiev.ua/download/icon.pdf.
Иеродиакон Савва

17:05 27.03.2008 | Степан
"Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире" (1 Петр 5:8-9).
Слава Богу!
Очень знакомо...
Вита, понимаю твои страдания и молюсь за тебя.
Нуждаюсь и в ваших молитвах, братья...
С Богом!
Ваш брат во Христе.
15:11 03.03.2008 | Александр
Я вот тоже не могу решиться, сам бывший адвентист, очень давят сомнения на счёт поклонение иконам и святым.В Ионинский хожу иногда с женой, но только потому что она ходит.
21:03 23.01.2008 | Ольга
Настоящий православный никого не будет осуждать. Только порадуется и поможет! Это уж точно. А страх, он, наверно, должен быть, это, скорее, естественное чувство стыда перед Богом за грехи. А людей не надо боятся. Я пришла совсем недавно к вере и нашла такую поддержку среди верующих! А батюшки, они же только безмерно рады будут, что вот еще одна заблудшая овца нашлась, еще один блудный сын вернулся. Главное, верить!
19:11 23.01.2008 | Лена
А я пока сомневаюсь,боюсь,что в церкви меня будут осуждать и не поймут,слишком строго там
15:13 22.01.2008 | Ольга
Да... спасибо за рассказ. Как всётаки чудно осознавать на собственной судьбе, на собственной жизни существование Бога. Как Он терпелив к нам, глупым и гордым, как Он ведет нас за руку к себе, чтоб мы спаслись.
03:11 10.01.2008 | Света
Спасибо за такой искренний рассказ...Мне так это близко. Я совсем недавно пришла в Православие из церкви протестантов-пятидесятников. И пережила что-то подобное. Помню, когда шла с первой службы(тогда было Всенощное бдение), что-то внутри меня переменилось и потекли слезы. Не те, которые были раньше(у протестантов все как-то на внешних эмоциях), а как будто из глубины души. И стало так радостно и спокойно. Господь все предусмотрел, а я даже подумать не могла...
21:37 08.01.2008 | Алина
По смыслу подобное было и у меня. Только у меня первой ступенькой Домой было межконфессиональное радио "Теос". В православный храм я тоже пришла постоять, побыть с Богом. И почувствовала, что здесь хорошо, что Он есть. И всякий раз, когда выходила из храма, чувствовала в своей душе какую-то радость, которую я унесла с собой.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: