Получать уведомления про обновления на e-mail





Рекомендуем посетить

Свято-Троицкий Ионинский монастырьФорум журнала Отрок.uaПокровСтраничка православной материПортал Православная книга России. Все о православной литературе: читателю, автору, издателюФома - православный журнал для сомневающихся

Наши друзья

Гарри Поттер: приговор смягчить

Представьте себе, что вы тонете и потеряли последнюю надежду на спасение, но вас внезапно схватили за обе руки и вытащили. Конечно, если мотив вашего приключения не был суицидальным, вы будете безмерно благодарны своим спасителям. Когда я сам тонул в омуте разнообразных неформальных движений — панки, хиппи и т. п. — такими спасителями для меня стали Фродо Бэггинс из Хоббитшира и Гарри Поттер из Хогсворда, за обе руки тянувшие нас, «неформалов», вверх, к чему-то высшему, нравственному, к какой-то более-менее устойчивой мировоззренческой платформе. Однако вдохнул жизнь в мою омертвелую душу, безусловно, Христос, уже внутри церковной ограды.

Фродо Бэггинс и Гарри Поттер уже остались позади, а впереди — идеал бесконечного духовного совершенства, предложенный христианством. Однако, когда бестактно, не разобравшись, необъективно осуждают того, кто когда-то по Промыслу Божию спас вашу жизнь, возникает желание объясниться, ведь «приговоры» звучат из недр церковной среды. От тех, кому Христос заповедовал: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15). И часто мы идем к этой «твари» с кнутом необдуманной критики, забывая, что, «забраковав» современную культуру, мы отбираем последние крохи, поддерживающие духовное существование современника за церковной оградой. Ведь есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10, 16).

Голос Пастыря был кроток и смирен. А нетерпим Он был скорее к нам, нерадивым христианам, которые знают истину и продолжают жить, как жили. Ведь кому больше дано, с того больше спросится. Если же нам, христианам, дано проповедовать Евангелие и нас не слышат, то, думаю, не стоит винить в этом Толкиена и Ролинг, которые подарили детям сказку. Проблема заключается в том, что мы не можем, потому что не хотим дать ничего взамен.

Христос жил со Своими учениками, и Его слова следовали из Его жизни. Как говорил Варсонофий Великий, «Лучше дело без слова, чем слово без дела». Потому стоит рассердиться на себя, ведь «если б мы были истинными христианами, то весь мир стал бы христианским», — сказал Блаженный Августин. Отсюда становится понятно, что мы проповедуем Евангелие всей твари всей своей жизнью. В той безблагодатной среде Ветхого Завета, которая не осталось в прошлом, а существует по сей день вне ограды Церкви. Это мир мифологических представлений и философских концепций, о котором свт. Ириней Лионский говорил, что если для евреев ступенью ко Христу были Тора и пророки, то для язычников эту функцию выполнили философы. И как одни не слушали пророков и не узнали Мессию, так и другие не слушали философов и потому не приняли Христа.

Не скажешь, что человечество не жило по совести до христианства, как и сегодня, вне христианства. Древние философы-эстеты очищали мифологическую культуру Греции и Рима от богов и оккультизма, создавая авторские концепции осмысления человека. Они окультуривали миф, преображали его в этику. И мыслители современности, педагоги, включая Толкиена и Ролинг, говорят на языке мифологии ХХI века, но о простых человеческих ценностях. Это эстеты современности. Исходя из собственного горького опыта поиска истины, не побоюсь сказать словами апостола Павла, что это — детоводители ко Христу.

Позже другой Вселенский учитель Василий Великий в своем труде «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений» показывает как раз путь воцерковления языческой культуры. Он говорил, что не стоит принимать языческую культуру, которая популяризирует грех, но нельзя игнорировать культуру элитарную, в которой «восхваляется добро и осуждатся грех». Мало того, он говорил, что произведения тогдашних Ролингов и Толкиенов (Гесиода, Продика, Солона) — это своего рода проводники к Откровению: «В эту жизнь вводят нас, конечно, Священные Писания, образующие нас посредством учений таинственных; но пока, по возрасту, не можем изучать глубину смысла их, мы и в других писаниях, не вовсе от них далеких, упражняем на время духовное око, как в некоторых тенях и зерцалах». Следующие слова отражают само жизненное кредо святителя Василия: «И мы, конечно, должны держаться той мысли, что нам предлежит подвиг, важнейший из всех подвигов, — подвиг, для которого все должны сделать, для приготовления к которому надобно трудиться по мере сил, беседовать и с стихотворцами, и с историками, ... и со всяким человеком, от кого только может быть какая-либо польза к попечению о душе».

Это значит, что когда на экранах кинотеатров или на книжных полках появляется подобная новинка, то прежде чем накладывать табу, стоит ее как минимум прочитать и, может, даже порадоваться, что появился прекрасный случай поговорить о Христе.

Мой знакомый батюшка говорил, что крест христианина постинформационной эпохи — это знание. Однако и тут необходима рассудительность. Ведь если блаженному Иерониму Господь послал видение, в котором осуждал его увлечение Цицероном, то Дионисия Александрийского благословил на чтение языческих авторов ради пользы других. Все познавайте, доброго держитесь, — говорит апостол Павел.

Именно по такому принципу смотрит телевизор один мой православный знакомый вместе со своим сыном. «Вот видишь, — говорит он, — ты обижаешься, что тебя не взяли в спецкласс по математике. Гарри, когда ему предложили в Хогсворде идти в престижный „Слизерин“, где его ожидала блестящая карьера, ведь он принадлежал к роду магов, — выбрал другой путь, путь кропотливой работы над собой в „Гриффиндоре“, где его ожидали насмешки и унижения за его дружбу с маглами (простыми людьми). И это тот путь, на который звал нас Христос, сказав: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою (Мк. 10, 41-45). И не надо пугаться слова „маг“, ведь именно так пишется в греческом оригинале Евангелия слово „волхв“ — „магос“. Ученый с мировым именем Дж. Фрезер, изучавший мировые религии, говорил, что магами у древних народов и племен назывались люди, занятые рациональным познанием окружающей среды. Однако была другая категория людей, которая, пользуясь авторитетом этих древних ученых, торговала фальшивым, оккультным знанием. Это предки нынешних экстрасенсов, „уфологов“, НЛП-истов>»... К рождественской колыбели в Вифлеем Господь привел «магос» — предков наших ученых, которые, по слову свт. Иоанна Златоустого, являются языческими пророками. Есть мнение, что трудный путь волхвов — это путь знания и сомнения, который ведет к простоте веры намного дольше, чем быстрый и удобный путь пастухов.

Сама Ролинг полемизирует с оккультизмом, протестует против него, ведь девиз истинного мага, который звучит из уст профессора Дамблдора, противоречит основному принципу оккультизма: «способности определяют силу, а сила дает власть». Однако профессор Хогсворда поясняет скромного победителю Гарри причину победы над змеем: «Не способности определяют силу человека, а правильный выбор. Если ты выбираешь добро, то магия тебе помогает, если же нет, то она бессильна помочь тебе». Почти то же самое говорил преп. Иоанн Лествичник, предупреждая, что когда змей-искуситель отошел от тебя, не стоит думать, что ты победил его; это значит, что Сильнейший стоит возле тебя, и диавол боится Его.

Напомню, что в конце книги «Таинственная комната» Гарри борется со змеем не за свою жизнь, а за жизнь друга, ведь нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Тут очень глубокий символизм. Змей, как известно, это символ искушения, зла, диавола, ион почти побеждает Гарри, но в последний момент его спасает Феникс, бывший у ранних христиан символом Христа, и вместе они побеждают змея. Вера, надежда и жертвенная любовь совершили здесь свой полный оборот. И как иначе сказать про Христа и Его учение в безрелигиозном обществе, я не знаю.

И если ребенок попробует реализовать в своей жизни принцип Гарри, можно только радоваться. А про всякие магические «штучки» можно сказать: «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Я тоже когда-то мечтал иметь скатерть-самобранку. Ничего, кроме аппетита, она у меня не вызывала. Это тоже сказка, которая без магии перестает быть сказкой. Магия — это средство, красивая обертка, которую можно выбросить, но за которой скрывается глубокая мораль. И нужно ставить четкую грань между сказочной магией и оккультной практикой Папюса, Кроули или Дона Хуана. Роулинг как опытный педагог противопоставляет классическую педагогику в образе Гермионы, подруги Гарри, оккультной по типу Вальфдорской педагогике Штайнера или Щетинина, где знание дается через подключение к космосу и астральных энергий. Ведь Гермиона получает знания кропотливым трудом, и это конкретное знание проявляется только там, где нужно выручить друга. Тут знание ставится в зависимость от морали. Ведь змей-волшебник Волан-де-Морт при всем своем могуществе признается, что не может одолеть Гарри, потому что его сердце бережет любовь матери. И даже морали дается некоторое преимущество перед знанием. А как еще современнику рассказать о силе материнской молитвы? И если в «Царевне Лягушке» и «Коньке-Горбунке» магия применяется для удовлетворения собственных потребностей, то у Гарри Поттера она действует только там, где нужно проявить жертвенную любовь. Я уверен, что если б снять современными кинематографическими способами «Змея Горыныча», некоторые еще и не так бы за волновались, обвиняя эту сказку в магизме. И для того, чтоб не делать необдуманных выводов, вспомним слова блаженного Августина: «В главном — единство, во второстепенном — разнообразие, во всем — любовь».

Ранее опубликовано: № 5 (16) Дата публикации на сайте: 25 Августа 2008

Комментарии

Результаты с 51 по 59 из 59
00:34 27.08.2008 | Денис
Я тоже когда-то искал истину в мире фентези. И поэтому мне знакомы эти слишком личные переживания ребят, которые когда-то были моими. А разве вы бы не сказали: «А я здесь уже был. Хотите расскажу какой дорогой я пошёл дальше?». Поэтому Гарри Потер действительно для спасения души тех, кто в ограде церкви совсем не нужен. Но для людей вне церкви это идеал и не плохой идеал. И если бы они не интересовались церковью, то я бы и не интересовался Поттером. Я именно об этом хотел сказать в своей статье три года назад, когда эта тема была актуальна. Хотя мне кажется она будет свеженькой всегда, только в других интерпретациях. А вы пищете : «Очень жаль, что степень воцерковленности определяет теперь Гарри Поттер. Если против - значит ханжа...и не христианин вообще.» Может быть вы не совсем внимательно прочитали статью. Так же, как я «Гари Поттера», эпопею Толкина и соответственно Евангелие и некоторых отцов.
Мне было бы очень интересно послушать критику тех людей, которые не согласны с ценностями, на которые ориентирует Роулинг.«Верю, помогите моему неверию». То есть , в каком именно месте и какие оккультные доктрины подсовывает Роулинг. Какие именно поступки Гарри являются аморальными. Я готов поверить тем, кто критикует с любовью и по делу и без эмоций. «Правда без любви - ложь»(Григорий Богослов). Я об этом говорю потому, что сам пережил то состояние, когда ты переступаешь порог храма и тебе говорят, что всё самое светлое, что было раньше в твоей жизни - бесовщина. Но благо рядом оказались книги Кураева и хорошие люди.
00:31 27.08.2008 | Денис
продолжение ответа:
Смысл моей статьи – это не призыв к чтению Гарри Поттера, а попытка понять, почему его любят. Это попытка рассказать как церковь относится к окружающему её миру культуры. Это попытка напомнить, что Христос пришёл чтобы «взыскать и спасти погибшее». Может быть я не прав, но изучая в семинарии богословие именно такое представление сложилось у меня. Вы выбили у меня костыль, извольте подставить свою руку, что бы я не упал – обоснуйте, почему я не ортодоксально мыслю.
Зачем распределять церковь на нас «пугливых, темных, непродвинутых…»и вас, я кажется об этом совсем не говорил. Скажите в каком месте своей статьи я рекламирую Гарри Потера, то есть говорю, что это чтение полезно для души, и что те люди, которые их не читают «ханжи». Разве можно называть тех людей, которые думают о Поттере иначе «поттероманами». Такие заявления можно делать тогда, когда вы процитируете то место, где они говорят что у Гарри полнота истины. Конечно же я был бы весьма счастлив если бы все читали моего любимого душеполезного Григория Богослова. Но скажите мне честно, какой процент в церкви способен порассуждать об этом великом учителе церкви? Но зато мы спешим рубануть с плеча Гарри, даже не зная, как к таким вещам относился в свое время сам Григорий Богослов.
«Церковь – это единство разностей» (Льюис). И разные люди хотели бы найти себя в ней. Церковь это не только мы, это ещё и те, кто, пока что не с нами. Мне очень нравится на этот счёт мысль о. Павла Флоренского:«Истина-жизнь. Без истины жить нельзя. Осмелюсь ли я сказать, что все люди не имели и не имеют истины, и стало быть не живы и даже не люди».
00:25 27.08.2008 | Денис
Здравствуйте Дмитрий. Во первых благодарю за комплимент на счёт таланта и за вашу искренность. Постараюсь быть тоже искренним по отношению к вам. Поэтому никаких опровержений писать не хочется, а хочется , что бы вы просто успокоились. А для этого эмоции не совсем пригодная вещь «рассудок есть врач печали» (Василий Великий).
Каждому человеку присущ свой неповторимый взгляд на мир и опровергать его (как вы почему то просите) не совсем логично. По мысли блаженного Августина логичнее обмениваться взглядами, чтобы достигнуть полноты видения. Но у нас часто не хватает терпения и любви, что бы уважать тех, кто не мыслит так, как я, чтобы понять их мировоззрение, для того, чтобы посочувствовать и попытаться полюбить, тех, с кем нам приходиться жить рядом. У каждого человека есть частичка истины но только в любви друг ко другу возможна её полнота. Друг без друга мы обречены на заблуждения. Каждый из нас будет прав по-своему.
Христос уважал жизненную позицию Иуды и не дерзнул доказывать что он не прав, потому что любил его. Вспомните апостола Павла, разве он обозвал афинян язычниками: « И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17,23). И разве вы дерзнёте сказать, что Павел заигрывал здесь с миром, что он льстил афинянам, для повышения своего рейтинга, жертвуя истинной? «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»( 1Кор 9,22).
12:27 26.08.2008 | Дмитрий
Николай, ну что, где закопаемся? Может, где-нить на Крещатике? "Крещатинские закопанцы"...звучит. У Вас лопата лишняя найдется? Пусть знают наших!

Комментарий редакции:
Господа, поберегите столичный асфальт, Денис уже озадачен ответить страждущим. От редакции могу сказать следующее: статья появилась на сайте спустя столько времени по той причине, что мы "прочёсываем" архивы и обнаруживаем разницу между печатной и электронной версией журнала. Какие-то статьи попадают на сайт с большим опозданием, вот так вышло и с беднягой Гарри, написанным 3 года назад. Удивительно, что за эти годы взрослым дядям и тётям ещё не надоело спорить на эту тему:)

12:17 26.08.2008 | Николай
Дмитрий, по-моему, что Роулинг с Толкиеном как раз равнять и нужно. :) Или вы Толкиена уже считаете святым Отцом Православной Церкви?
11:05 26.08.2008 | Евгения
Ну если так... :)
10:26 26.08.2008 | Дмитрий
Евгения, не нужно передергивания. Видимо, Вы просто не нашли альтернативы слову "фанатизм"...
Еще раз повторю: не собираюсь доказывать здесь,добрая ли это сказка или нет. На мой взгляд, нет ничего добрее романов Стивена Кинга или "Дракулы" Брэма Стокера. А если приложить к ним талант о. Андрея - это станет вполне миссионерской литературой.
Я о другом:
1 - Книги Роулинг - это дешевая, умело распиаренная поделка, пустышка и равнять ее с Толкиеном...просто глупо.
2- Продолжать эту тему в православных СМИ - неправильно и провокационно, учитывая реакцию пусть даже таких "околохристанских ханжей" как Ваш покорный слуга. Очень жаль, что степень воцерковленности определяет теперь Гарри Поттер. Если против - значит ханжа...и не христианин вообще.
Вот Денис приводит слова Блаженного Августина о главном и второстепенном...Ну почему же только мы, "ханжи" должны их исполнять на деле? Да оставьте Вы в покое рекламу Гарри Поттера. Ради нас. Ради главного...
09:27 26.08.2008 | Евгения
Дмитрий, не нужно фанатизма. Нормальная добрая сказка. Вряд ли Вы предполагаете, что за попытку ребенка взмахнуть волшебной палочкой его нужно сразу же предать анафеме, а заодно и его родителей за то, что "не уберегли чадо". Помните из Того же Источника? "По плодам их судите их". Если ребенок поступает человечно, с душой, помогает ближнему и просто добрый, думаю, не особенно важно, какой именно сказкой его этому научили. Важен результат. А "околохристианских" ханжей и так полно, которые за красивыми словами о православии прячут осуждение и неспособность понять ближнего. Давайте не будем пополнять их ряды.

С искренним уважением,
Евгения.
20:42 25.08.2008 | Дмитрий
Хороший пересказ статьи о. Андрея "Гарри Поттер. Попытка не испугаться". Редакции "Отрока следует связаться с литературным агентом Джоан Роулинг для отчислений за рекламу.
Простите, Денис, если за одну руку Вас тянул Толкиен, а за другую Роулинг,то Вас должно было разорвать...И то что вы живы - это не заслуга Роулинг. Скорей, Толкиен сильней и спортом занимались...Как их вообще можно сравнивать? Волюнтаризм...свинство, простите.
С чего именно сегодня? Последний роман написан, последний фильм снят, маленький Дениска вырос. И пусть его, Гарри этого Поттера. Уже хотя бы потому, что он стал соблазном для миллионов "немощных" христиан. Нет, вынь да положь! Уважаемая редакция, ведь это не ради рейтинга, а?
Статья так насыщена цитатами из Нового Завета, святых отцов, что отзыв на нее просто неудобно не подкрепить Писанием."И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего" (1Кор 8:1-13).
Неужели недостаточно этого жареного мяса? Подавимся ведь...Тем более - пост.
Защищать нужно не Гарри Поттера, а нас, немощных в вере, пугливых, темных, непродвинутых, неграмотных. Мы ведь тоже - ваши братья и сестры.
Девять лет прошло после публикации статьи о. Андрея, а поттероманы до сих пор более никаких доводов в его защиту не придумали.
А о мнении православных писателей, психологов, священнослужителей против никто не вспоминает в таких статьях. Нечестно, Денис.

В общем, или Вы пишите опровержение, или я еду в пензенскую область...
С уважением. Почитатель вашего журналистского таланта. Дмитрий.

Добавить Ваш комментарий:

*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Rambler's Top100