Главное — готовность вернуться в исходное положение

Разговор о богатстве

Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал». С этой точки зрения наш сегодняшний собеседник — человек весьма состоятельный. Непросто уговорить на интервью хорошего человека, если он не является личностью публичной. Алексею Омельяненко, молодому бизнесмену, члену наблюдательного совета «Укргазбанка», депутату Киевсовета, отцу пятерых детей и постоянному прихожанину Ионинского монастыря, пришлось давать интервью, что называется, «за послушание», да и тема попалась не из приятных. Деньги, богатство, глянцевый мир больших капиталов — с одной стороны, и евангельские ценности, категоричные слова Спасителя о богатых — с другой… Размышления не теоретика, но практика мы предлагаем вниманию читателей.

Богатство — это благо или тяжёлый крест?

По моему мнению, богатство — это испытание. И если ты христианин и хочешь спастись, то каким бы ни было богатство, ты должен выстраивать свою жизненную позицию определённым образом — по Евангелию.

То есть сочетание богатства и жизни по Евангелию принципиально возможно?

Я считаю, возможно. В том же Евангелии про богатого: «Что мне сделать, чтобы войти в Царство Небесное?» Христос сказал: «Раздай всё». И хотя юноша не смог раздать всё и ушёл опечаленный, нигде не сказано, что он не вошёл в Царство Небесное. Не смог, потому что это очень сложно. Сложно жить по-евангельски и ощущать на себе давление богатства… Нельзя служить двум господам — Богу и мамоне. Если богатство не является богом, которому ты молишься и ради которого живёшь — у тебя нет проблем. Как только позиция меняется, ты живёшь только поддержанием своего богатства — тогда начнутся и проблемы. К сожалению, их не все замечают.

Какие они — богатые люди Украины?

Они самые разные. Много людей порядочных, много таких, которые через богатство свою жизнь изменили. Есть и такие, кто живёт ради богатства — чтобы тратить деньги, наслаждаться жизнью. В общем, нарисовать общий портрет богатого человека невозможно, они разные. В любом случае богатый человек отягощён своим богатством, вынужден тратить много сил, чтобы его поддерживать. Деньги делают деньги, и если этим совсем не заниматься, то их в скором времени не станет. Проблема нашего общества в том, что в своё время многие получили своё богатство просто «с неба», потому не ценили то, что им было дано, не знали, что с этим делать. Деньги, которые получаешь без особого труда либо неправедным путём, как правило, быстро уходят.

Сейчас существует типаж «новый русский», или он остался только в анекдотах?

Думаю, малиновых пиджаков и толстых золотых цепей уже нет, потому что, как правило, такие люди своё богатство растеряли. Тот, кто не умеет управлять своими ресурсами, очень быстро с ними расстаётся. Я знаю немало подобных примеров, когда деньги, заработанные в 90-х, проигрывались в казино, «прогорали» в результате неправильных вложений да и просто отнимались за всякие сомнительные дела… Поэтому те люди, которые сумели сохранить своё богатство, уже не покупают малиновых пиджаков, у них другие культурные запросы, они эстетически образовываются, коллекционируют, осуществляют свои траты, скажем так, более изысканным манером.

Музеи, театры пока не строят?

О новых Терещенко я пока не слышал. Думаю, это следующий этап. Пока строят церкви, школы, детские дома.

Насколько меняется психология человека по мере роста его благосостояния?

Психология меняется сильно. Тяжело, привыкнув к чёрной икре с шампанским, потом кушать глазки кильки, запивать «Живчиком» и представлять, что это шампанское с чёрной икрой. Стиль жизни накладывает отпечаток на людей, и достаточно сложно потом откатывать назад. Понятно, что не все родились богатыми. Многие из нынешних богатых людей в своё время жили бедно и тяжело работали. Оценочный ряд, по которому можно судить, насколько человек отдалился от Бога, имея богатство, — это насколько он готов вернуться в исходное положение и при этом благодарить Бога, что есть возможность и так пожить. Если можешь так — проблем нет. Но когда человек не готов расставаться со своими благами жизненными, статусом и прочим — это уже проблема. А если человек живёт по Евангелию — ему не страшно жить, потому что он знает, что на всё воля Божия.

И в отношениях с людьми этот червяк — богатство — будет грызть, ведь все мы люди, нас только где-то похвали — мы сразу воспряли духом. Почему святые отцы считали врагами тех, кто хвалил их? Потому что человек так устроен, что от похвалы и лести сразу гордость начинает выпирать… Здесь то же самое: когда ты можешь себе позволить то и это, однажды тебя может посетить мысль, что ты избран Богом, ты велик и тому подобное.

Так что психология действительно сильно меняется, но кому удаётся удержать своё восприятие мира в прежних рамках — у того проблем гораздо меньше. Кто контролирует себя, тот будет себя нормально чувствовать, а кто изменится — тому будет тяжело.

Многие состоятельные люди не знают даже, чем живёт обычный человек, народ. Офис, дом, ресторан, фитнес-зал — и везде на хорошей машине. От реалий жизни они очень далеки. Как может у человека быть адекватная реакция на окружающий мир, если он его не видит и не знает: в метро не ездит, в очереди на маршрутку не стоит, на базар за картошкой не ходит. Поэтому состоятельные люди, как правило, действительно неадекватны относительно большинства.

Как определить разницу между богатством и достатком?

Сложно сказать. Атрибутика богатства: машина, дом, костюм и часы «за дорого», весь этот внешний антураж… Но многие этим работают. У нас существует народная пословица: встречают по одёжке, провожают по уму. Если ты в соответствующем костюме, туфлях, часах, приехал на такой-то машине — ты крутой, с тобой можно иметь дела, тебе можно верить на слово. Это твоя презентация, грубо говоря. Многим приходится жить в своей «презентации», чтобы соответствовать запросам того общества, в котором они вращаются. Почему у меня такие дорогие часы? Я ими работаю, и покупались они не для того, чтобы потешить своё самолюбие, а чтобы, придя на переговоры, положить руки на стол и снять лишние вопросы. Хотя это, понятно, действует не на всех.

Разница между богатством и достатком — очень субъективная вещь. Человеку с зарплатой три тысячи гривен что нужно? Бензин в машину, еду хорошую, ну шмотки… Для него 10 тысяч гривен — существенные деньги. А у другого 10 тысяч гривен — это только зарплата охранника, которых нужно четверо, плюс восемь нянек дома, плюс обед в ресторане за две тысячи гривен, потому что деловые переговоры… Расход тут исчисляется сотнями тысяч гривен в месяц, и трудно определить, называется ли это богатством. Когда человек начинает с ума сходить — ванны шампанского, маски из чёрной икры за 600 евро, которые тут же выбрасываются, — это, видимо, уже излишества. А когда человек тратится на организацию и поддержание своего имиджа — возможно, высокие траты оправданы. Главный критерий того, погряз ли ты в излишествах, повторяю, — это готовность вернуться в исходное положение.

Сейчас в Украине активно начинает зарождаться средний класс. Люди стали гораздо больше зарабатывать. Бюджет того же города Киева состоит на 80% из налогов, которые платят горожане. Каждый год эта сумма удваивается. 2006 год — 7 миллиардов гривен, 2007 — 12 миллиардов собрали, на 2008 заложили 20 миллиардов гривен. Это говорит о том, что доходы населения растут, и по Украине в целом происходит то же самое. Потом, кредиты сейчас может взять кто угодно, и берут. Я считаю, что этих денег достаточно для того, чтобы у нас зарождался нормальный средний класс. Но средний класс — это не те люди, которые имеют доступ к деньгам, а те, у которых голова нормально работает, которые профессионально могут выполнять свои обязанности и получать за это хорошие деньги. Это даёт толчок и к образованию и прочее… Так вот, достаток человека из среднего класса и богатство — конечно, разные категории.

Каковы непременные атрибуты среднего класса?

Мы все принимаем за образец европейские стандарты жизни: машина, чёткая зарплата, масса социальных гарантий, медицинская страховка, возможность обеспечить образование детей, не думать, где завтра взять деньги. Правда, у европейцев от такой жизни духовные проблемы появляются. Думаю, этот список и есть критерии среднего класса. Но запросы и стандарты постоянно растут, и когда это остановится — я не знаю, но то, что средний класс у нас зарождается, — это точно.

Правда ли, что «лишних» денег не бывает?

Если у человека есть мозги — конечно, не бывает. Деньги всегда нужно стараться правильно использовать. А если человек не знает, что с ними делать, — лучше ему лишних денег не иметь. Начинаются игровые автоматы, казино. Лишние ли деньги — зависит от того, у кого они в руках.

Почему состоятельные люди тратят очень много времени на развлечения? Скучно жить, когда всё доступно?

Пожалуй, это так. Даже жалко людей, которые при некотором количестве денег начинают выдумывать себе всё более и более изощрённые развлечения, поскольку рано или поздно придётся понять, что всё это не имеет никакого смысла. Один мой знакомый говорит: хочу во всех 126-ти странах побывать! Ну а если, говорю, они начнут делиться, их же станет больше, чем 126, придётся «отмечаться» и там, и там… Думаю, эти развлечения богатых — это удел тех, кому лишних денег иметь как раз не надо. Конечно, отдыхать нужно, но нужно думать ещё и о тех людях, которые ждут, как Лазарь, крошек со стола евангельского богача. Потому что потом некому будет омочить конец перста своего в воде и прохладить язык любителя развлечений, который мучится в адском пламени.

Вместе с ростом возможностей притупляется ли у человека способность радоваться простым вещам — рассветам, закатам, пению птиц?

Эти вещи могут вызывать радость у всех. Только кто-то радуется рассвету в палатке у костра, а кто-то встречает его на борту собственного самолёта. А чувства при этом — одинаковые. Но если смотреть в глубь вопроса, то, конечно, притупляется радость. Например, для обычного человека покататься на яхте, пожарить на острове шашлыков — впечатлений на целый год! А этот думает — «поехать, может, сегодня покататься на яхте, пожарить шашлыков?..» Совсем другая реакция — естественно, притуплённая. Думаю, что когда наступает пиковый момент этого притупления, когда всё перестаёт доставлять радость, когда ванны шампанского не приводят в чувство — тогда человек уже начинает задумываться. Усталость от удовольствий — это путь к тому, чтобы человек задумался о смысле своей жизни.

Именно способность возвращаться в исходное положение, о которой мы уже говорили, не позволяет терять умение радоваться. Другое дело, если чувства притупляются от усталости, когда ты много работаешь. Усталость от жизни и усталость от работы — разные вещи.

Есть ли у Вас ощущение, что бедные в нашей стране ненавидят богатых?

Не ненавидят. Просто завидуют. «Почему я не такой?» Ведь в нашей стране начало пути практически у всех было одинаковым. Кто-то получил колоссальное «лавэ» — а кто-то пьёт беспробудно. И начинается: «Ах негодяй, украл!» Хотя была бы у него такая же возможность — точно так же украл бы, ездил бы на яхтах: «А кто это там мне с берега кричит?»

По Вашим наблюдениям, среди богатых людей брак по любви — редкое явление?

Такая сложная тема. Моё видение такое. Богатый человек — он же не родился богатым. У него была какая-то жизнь до этого. Если человек сумел сохранить свою семью такой, как она была у него ДО — это адекватная ситуация. Но, к сожалению, действительно слишком много случаев, когда человек, приобретя определённый статус, начинает подгонять под новые рамки свою семью. «Я же такой молодой, красивый, богатый»… Относительно молодой, конечно, но, скажем, пятидесятилетний мужчина и пятидесятилетняя женщина — это разные вещи. Если мужчина в 50 лет полон сил и драйва от приваливших денег, молод душой и телом — а его жена, хоть и пытается хорохориться, выглядит уже не так, как Дарья Жукова, — человек без зазрения совести подчиняет себя своему новому статусу: мне нужна молодая и красивая жена. В этом основная проблема.

То есть статусные браки любви не предусматривают?

Моё мнение — нет. Очень многие из знакомых мне богатых людей женаты вторым, третьим браком… Дом крутой, машина крутая — и жена крутая. Хотя бывают, конечно, и исключения, но это по милости Божьей.

Бытует мнение, что трудом праведным не наживёшь палат каменных. Неужели это верно?

Процесс обогащения — процесс длительный. Если мы говорим о серьёзном богатстве, то его не сравнишь с кладом капитана Флинта или выигрышем в лотерею. Один мой знакомый говорит: первый миллион даётся трудно, потом, до десяти, — гораздо легче, а после десяти они начнут падать пачками. И, в общем, всё зависит от того, каким был период накопления. Разумеется, далеко не все наживают деньги праведным путем. Любое обогащение — это кому-то плюс, но кому-то минус. Когда ты продаёшь, скажем, еду, ты закладываешь в цену прибавочную стоимость. Если это три копейки — тебе неинтересно, а двадцать — интересно, при этом ты в сосиски начинаешь добавлять сою, пищевые красители и тому подобное. Это праведный бизнес? Нет. Но предприниматель скажет: я продаю сосиски, имею рентабельность 30%, плачу налоги, — что неправильно? Я же не украл… Или, скажем, люди всю жизнь торговали курами. В Америке по окорочкам контролируют уровень гормонов и срок годности, и вот когда они там 11 месяцев полежат в морозильнике, срок заканчивается, наши компании их покупают на утилизацию, перемалывают и добавляют в сосиски. Вот ты смеёшься, а это огромные деньги. Там они получили деньги за утилизацию, провезли, не растамаживая, и здесь добавили в колбасу и взяли с нас деньги за то, что мы это скушаем.

Или, например, фармацевтические компании — думаю, не надо рассказывать, как они добиваются успеха. С игровым бизнесом всё понятно… Или вот, например, банки. В Писании чётко сказано, что ростовщичество — грех. Но заработать на человеке один процент разницы — это одно дело, а когда ты начинаешь лупить с людей — совсем другое. Потому я считаю так: праведно нажитые деньги — это когда человек зарабатывает такую сумму, которая даёт ему возможность понять, что он заработал, а потребителю чувствовать себя комфортно и радостно.

Спаситель однажды сказал, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное. Как следует понимать эту притчу?

Я был в Иерусалиме и сам видел «игольные уши». Так называется отверстие в стене, через которое прогоняют овец. Это делается для того, чтобы их удобно было считать. Так вот, отверстие это довольно большое, и верблюда туда протолкнуть в принципе можно. Тяжело, но можно. Я думаю, что здесь вкладывается тот смысл, что если верблюд не жрёт и не пьёт столько, что не может пролезть, а нормально себя чувствует, в меру упитан, что может и за овцу сойти, — тогда он пролезет сквозь игольное ушко. Опять-таки, насколько ты готов вернуться в исходное состояние? Готов — всегда пролезешь, не готов — застрянешь, как Винни-Пух в норе, и придётся потратить время для того, чтобы прийти в норму.

Беседовала Екатерина Ткачёва

Ранее опубликовано: № 2 (32) Дата публикации на сайте: 05 Июнь 2008

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 15 из 15
11:28 06.03.2011 | Fruzenshtein
Уважение
11:13 16.12.2010 | Татьяна
Лицо у автора статьи светлое. Некоторые моменты статьи спорны, для человека не богатого. И только потому что нет у него того опыта денежного достатка который есть у автора.Статья написана не зря.С уважением.
16:06 04.09.2009 | Светлана
Не напрасно написано интервью "за послушание" - сколько осуждения. И ничего не сказано о благотворительности Алексея, хотя в ней я ни капли не сомневаюсь. Думаю она есть и в таких количествах,которые критикующим и не снились. Правильно говорил Господь. Пришел Иоанн Креститель, не пьет вина, пророк, а фарисеям не угодил, пришел Сын Человеческий - друг мытарям и грешникам (тоже не то). И оправдана премудрость чадами ее. Так и здесь: хороший человек - то не так, то не эдак, не очень хороший - и того хуже. Бревно мы у себя не видим, только соломинки в чужих глазах, забывая расхожую детскую поговорку - по себе людей не судят:)
22:25 02.02.2009 | Sergey
Все в принципе правильно и справедливо. НО! "Не ненавидят. Просто завидуют. «Почему я не такой?» Ведь в нашей стране начало пути практически у всех было одинаковым. Кто-то получил колоссальное «лавэ» — а кто-то пьёт беспробудно. И начинается: «Ах негодяй, украл!» Хотя была бы у него такая же возможность — точно так же украл бы, ездил бы на яхтах: «А кто это там мне с берега кричит?»" Значит же УКРАЛ!! Не осуждаю, констатирую.
22:17 23.07.2008 | Ирина
Сплошное лицемерие,неискренность,скользкость!
18:27 30.06.2008 | Сергей
Слава Богу,что такие люди есть. Особенно сейчас мир полон завистливых и злых людей,здорово,когда находятся личности способные пересмотреть жизненные приоритеты и начать жить жертвенно,воцерковляться.Внемай себе, а чужая душа потёмки-это касается злых коментарий.Спаси Вас Господи.
17:03 25.06.2008 | Bayard
Вполне адекватная статья. Главное - оставаться с Богом, исполнять его Заповеди, не зависимо от материального положения. Ведь, так же как и богатому порой сложно войти в Царствие Небесное, и возгордившемуся бедняку сложно сделать это.
Спасибо автору за статью!
09:22 25.06.2008 | Roma
неоднозначне враження.якось красиво так все у пана Банкіра.В житті щоденному не так просто виходить.Є багато таких ,хто не крав,коли можна було-совість у людей була.А в нагороду -залишився майже на дні суспільства.і працює далі і пробує якось вижити ....і важко неймовірно.Може зміг би цей багатий дядечко поділитися своїм статком?на скільки десятків сімей цього вистачило?не все так просто.Ситий голодного не зрозуміє...
22:51 09.06.2008 | vit
Дядя знает, куда деть деньги. У него же 5 детей!

Какие могут быть здесь обвинения? Не на себя же тратит...

И в Ионинский ходит, а там дел разных много, все молятся, чтоб Бог спонсора послал... Например, я каждый день слушаю по радио Эра передачу Ионинского монастыря. Эфир ведь не бесплатный.

Короче, молодец дядя.
20:12 08.06.2008 | Алла
Простите за опечатки. Конечно, социальных, неприятно, "заколачиваешь".
20:09 08.06.2008 | Алла
Мне довелось общаться с людьми разных соцыальных слоёв. Мне непрятно, когда люди колют глаза своей нищетой, неприятно, когда кичатся достатком. Разве колличество денежных знаков может спасти? Я по себе чувствую: когда деньги "зараколачиваешь", все, больше ни о чем думать нельзя. Деньги портят всех. Я бы хотела пойти в монастырь!
00:43 07.06.2008 | Dmitry
Средний класс никогда не сможет стать основой общества, ведь зарождается он от лишних денег - кредиты, сверхприбыли ТНК и прочее. Он нужен как красивый фасад для "сильных мира сего" - вот это мол и есть американская (украинская, да любая с учётом культурных особенностей) мечта, чтобы указать на заведомо ложный путь.
15:26 06.06.2008 | sergei kozmin
А разве христианство поощряет ростовщичество? Или Украгазбанк не "отдает в рост брату твоему.."? Интересно, чтобы на это ответил наш молодой ростовщик.. пардон банкир???
12:48 06.06.2008 | vladimir.osaulenko
Спасибо за статью. Познавательно.
09:52 06.06.2008 | Александра
Молодому человеку было велено раздать все, потому что ему на данный момент так нужно было. Вот если бы он раздал, его отношение к собственному богатству изменилось бы, он стал бы свободнее. Потом он мог бы опять разбогатеть или остаться нищим, но это его уже не должно было больше заботить, для это стало бы уже не важно. М.б., он так и сделал потом, мы ведь не знаем.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: