И увидел Бог свет, что он хорош

В жизни мы часто видим нечто фальшивое, что хотя иногда и манит внешней пестротой, внутри остается безликим и мертвым. Кажется, мы тянемся к чему-то чистому и живому — но при более близком рассмотрении наваждение улетучивается, и вот перед нами очередная подделка, ложь. Ложь, словно врожденная болезнь, так глубоко укоренилась в недрах человеческой натуры, что многие носители этого недуга даже и не подозревают о его существовании. Привольно обитая в нас, ложь рано или поздно дает о себе знать; и это, к сожалению, сказывается на всех сферах человеческой жизни, в частности, на творчестве. О нем пойдет наш разговор с известным киевским художником, прихожанином Ионинского монастыря Борисом Егиазаряном.

 

— Борис, что Вы могли бы сказать о творчестве?

— Думаю, смысл и значение творчества как такового легче будет понять, если мы прочтем первые стихи книги Бытия: Сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его (Быт. 1, 27). Создание человека, мира и Вселенной, всей жизни — все это творчество Божие. Он — Творец. Такое творчество определяет гармонию творения и ведет к его беспредельному совершенству.

 

Мы же привыкли называть творчеством все то, что сами мыслим или производим своими собственными силами. Можно ли назвать это творчеством? Конечно, милостивый Бог по бесконечной Своей любви к человеку позволяет нам называть это так. И более того, Он дал нам способность и возможность понимать и продолжать тот творческий акт, который Он Сам начал. Вспомним хотя бы, как Господь заповедал Адаму по своему собственному усмотрению давать имена приходящим к нему животных, ухаживать за Эдемом, следовательно, быть хозяином всего того, что доверено человеку в заботу. То есть человеку предопределено сотрудничать с Богом: участвовать в Его творческом процессе и, гармонично преобразовывая свой внутренний мир, приближаться к Божественному совершенству.

Борис Егиазарян. Любовь

Но человек оступился. И, к великому сожалению, во многом утратил свои первостепенные творческие способности. Совершив грех, отколовшись от полноценного сотрудничества с Богом, человек «спрятался в кусты», т.е. замкнулся на своей самости, стал одиноким и ограниченным. Опять же, по беспредельному своему милосердию Господь благодаря искупительной жертве Христа вновь дал человеку шанс возродиться и обрести то совершенство, которым он некогда пренебрег. Становясь христианином, человек вновь приобретает общение с Богом, вновь становится сотрудником Божьим.

— Разумеется, творчество не сводится лишь к созданию человеком материально-культурных ценностей. Оно также может быть направлено и вглубь человеческой души, преобразовывать личный внутренний мир. Но две этих творческих линии, внешняя и внутренняя, содействуют друг другу, и поэтому результат творческого замысла наверняка зависит от духовного настроя человека. Что руководит личностью в процессе творчества и почему правда у разных художников такая разная?

— Во все времена, как и сегодня, в мире наряду с чем-то прекрасным творилось нечто негативное, порой даже опасное для души человека, что хотя и называется творчеством, таковым быть в принципе не может. Ведь и любовью люди часто называют то, что любовью не является. Так и с творчеством. Поэтому, во-первых, сегодня нам следует научиться правильно называть вещи своими именами, то есть прежде всего очистить свои мысли и свою речь. А во-вторых, необходимо научиться хранить эту драгоценную чистоту нашего ума, чтобы суметь отличить свет от мрака. Я думаю, что творчество — это то, что ведет к утверждению жизни. А все, что разрушает… я бы назвал, мягко говоря, негодным.

Этот вопрос, на мой взгляд, осложняется еще тем, что некоторые часто сетуют: «А как же свободная воля? А где же свобода самовыражения?». Да, действительно, Бог наделил человека свободной волей. Но не следует отождествлять свободу со вседозволенностью или безрассудством. Дело в том, что когда человек безвольно и бесконтрольно потакает своим сознательным или бессознательным желаниям, он свободным быть не может. Он, наоборот, впрягает себя в ярмо тщеславия, снобизма или, если хотите, отрицания жизненных ценностей. Такая свобода очень опасна.

Настоящая свобода — это умение себе в чем-то отказывать (порой даже весьма во многом) ради доброго творческого плода. Это способность самоотдачи. Поэтому путаница с понятием свободы приводит к творческому абсурду. Почему и созидательным творчеством может обладать лишь человек просветленный, способный выявить фальшь. Причем просветление — это не односторонний акт. Это и есть совместный творческий процесс человека и Бога.

Что касается художников, намерения которых, казалось бы, устремлены на благо, они часто приходят к страшному духовному кризису и даже теряют рассудок. Должно быть постоянное борение. Всегда существует великая опасность уйти в гордыню. У Германа Гессе в произведении «Степной волк» есть мысль о том, что художник — это человек, который ходит по самому краю: он видит грань между тьмой и светом жизни, и ему выбирать. Ведь у художников восприятие мира обостряется попыткой проникнуть в суть вещей. То есть через чувственное рассматривание Божьего творения они познают величие его Творца. Рано или поздно это происходит с каждым настоящим художником. Это дар Божий. Господь открывает Себя в Своем творении: ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы… (Рим. 1, 20). И если художник, получив это откровение, безрассудно отвергает его — это страшная ошибка.

Борис Егиазарян. Ноев ковчег

Действительно, если проникать в смысл красоты и красоту смысла Божьего творения, невозможно не упасть на колени и не прославить Бога. Поэтому и душа художника утончается от этой радости познания и благоговения. Вы знаете, я в молодости очень любил писать пейзажи. У меня сердце останавливалось от трепета. Может быть, поэтому я и не стал пейзажистом. Тогда я еще не понимал, что происходит. Но теперь, с возрастом, я понимаю, что испытывал, например, Ван Гог. Очень странные и порой страшные вещи происходят с художником, когда он испытывает то, чего не может осознать и вместить. Тогда художник, конечно же, пытается спрятаться, забыться. Один начинает пить, другой — принимать наркотики лишь для того, чтобы окончательно не сойти с ума. Но важно понять, что творчество — это совместный богочеловеческий процесс. И выдержать творческое напряжение, вместить в себя огонь Божественной благодати человек способен лишь тогда, когда его ум и сердце глубоко пронизаны взаимной любовью к Богу. Это просто. Это естественно. Это как детский смех…

— Выходит, чем ближе художник к Истине, к Богу, тем чище и светлее его полотна. Один из классиков писал, что живопись — это жизнь, отраженная на холсте от души художника через призму его темперамента. Поэтому каждой творческой личности присущ определенный художественный жанр, то видение мироздания, которое максимально помогает художнику свидетельствовать о тех или иных глубинах, в которые он погружен. В чем сила жанра и как она способствует художнику?

— Следует понимать, что творчество касается не только искусства. Творчество объемлет всю область человеческой деятельности. Но в рамках беседы об искусстве я бы хотел отметить следующее. Есть, например, музыка. Музыка — она не рассказывает. Музыка поет. Она построена на гармонии. Литература — повествует. А вот от живописи почему-то часто ожидают, что она должна именно рассказывать. Нет, и в живописи есть жанры повествующие: натурализм, реализм… Реализм, в частности, сам в себе бывает весьма многообразным.

Но есть произведения в живописи, которые сродни музыке. В них главное — гармония. И если в произведении присутствует гармония, оно созидательно. Главное, чтобы не было дисгармонии, чтобы не было гордыни в этой живописи. А в смысле формы, так называемого художественного языка, то она может быть разнообразна. От избытка сердца говорят уста, — сказано в Писании. Кого что переполняет, тот это и изливает из себя. И это очень важно: о чем хочет говорить художник, чем наполняет он свое сердце, как будет он воспроизводить то, что ему открыто. Поэтому творческий жанр в данном случае следует воспринимать по двум критериям: первое — что художник привносит в мир со дна своих внутренних переживаний. И второе — это язык, на котором он говорит. К этому мы должны относиться предельно аккуратно.

Творчество художника, конечно, должно быть несущим свет. Существуют картины, которые позволяют человеку хоть на миг остановиться и глубоко задуматься; или другие, от которых человек получает чувство умиротворения или трепета, словно крыло ангела коснулось зеницы его сердца. Есть произведения, которые говорят о боли, тревожат душу. Они сообщают это человеку с целью очистить его через сострадание. Но ведь можно говорить о боли и так, чтобы подавить человека, нагнетая страх и депрессию. Это вопрос ответственности. Художник не только восхищается гармонией. Он уже и несет ответственность за то, что он воспринял от Бога. Его задача теперь — бережно внести это духовное открытие в мир. Здесь речь идет, выражаясь сегодняшним языком, о концепции творческой личности, о внутренних намерениях. То ли художник хочет лишь самоутвердиться какой бы то ни было ценой — то ли, услышав звон мироздания, он поделится с людьми этой радостью, этой жизнеутверждающей силой в своих полотнах.

— Борис, какой совет вы могли бы дать своим коллегам, особенно молодым, начинающим художникам?

— О, мне есть, что сказать! Мой самый практический совет… открываем послание апостола Павла к Филиппийцам и читаем: Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте (Флп. 4, 8).

Ранее опубликовано: № 1 (6) Дата публикации на сайте: 13 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: