Интермеццо № 1 (67)

Иоганн Себастьян Бах. Рождественская оратория. Исполнитель: Дрезденская государственная капелла, хор Лейпцигского радио, дирижёр Петер Шрайер, 1990

Даже среди великих композиторов Иоганн Себастьян Бах занимает особое место. Бетховен считал его «истинным отцом гармонии». А сам Бах был убеждён, что музыка — это выражение Божественного, и «целью и смыслом существования любой музыки должно быть прославление Господа и отдых ума».

Бах был истинно религиозным человеком, его единственным вдохновителем стал Господь. Именно Ему композитор посвящал все свои произведения, и каждая партитура начиналась с надписи: S. D. G. (Soli Dei Gloria) — «Одному Богу слава» или I. N. J. (In Nomini Jesu) — «Во имя Иисуса». Всю жизнь композитор служил в церкви, и, в общем-то, «работой» его было сочинение и исполнение музыки для богослужений. Казалось бы, скромное ремесло… Но в своей музыке Бах сумел открыть двери в вечность. Великий виолончелист Пабло Казальс высказал такую мысль: «Бах достиг сердца каждого благородного движения души, снял покровы человеческой природы, пока не стали ясны её Божественные атрибуты. Он сделал Божественное — человеческим, а человеческое — Божественным».

Процесс погружения в наследие немецкого гения бесконечен, но в праздничные дни стоит прослушать одно из самых грандиозных произведений — Рождественскую ораторию. Ликующим торжественным хором, прославляющим рождение Христа, начнётся это размышление о тайне пришествия Спасителя в мир.

Игорь Стравинский. Петрушка. Исполнители: Андрис Лиепа; Симфонический оркестр Большого театра, дирижёр Андрей Чистяков, 2002

Известно, что Русские сезоны Дягилева определили развитие искусства в XX веке. Над спектаклями для дягилевской антрепризы трудились лучшие музыканты, художники, хореографы Серебряного века. Чтобы напомнить о концентрации творческой энергии Русских сезонов, можно обойтись без пафосных фраз, достаточно перечислить лишь несколько имён: Рахманинов, Римский-Корсаков, Шаляпин, Бакст, Бенуа, Коровин, Анна Павлова и Игорь Стравинский. Для Русских сезонов Стравинский написал три балета, один из которых самый трогательный в истории хореографии — «Петрушка». Сам композитор вспоминал о том времени: «Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи…» Этот образ преследовал Стравинского, пока он не определился окончательно: «Петрушка! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, — я нашёл ему имя, нашёл название!». Над сценарием для «Петрушки» трудились Стравинский и Дягилев, главным художником и сценографом стал Александр Бенуа, хореографом Михаил Фокин, а вдохнул жизнь в матерчатую куклу Вацлав Нижинский. Этот метафорический рассказ о судьбе ярмарочной куклы наполнен подлинной лирикой, это история о чистом сердце, беззащитности и ценности свободы.

Пётр Чайковский. Щелкунчик. Исполнители: Леонид Сарафанов, Ирина Голуб; оркестр Мариинского театра, дирижёр Валерий Гергиев, 2007

Балет Чайковского «Щелкунчик» не нуждается в долгих представлениях. Одна из самых прекрасных рождественских сказок обрела своё продолжение в музыке русского композитора. Мир гофмановских героев оживляли в многочисленных постановках режиссёры и хореографы в Европе и США, в дореволюционной России и Советском Союзе. Но, пожалуй, одним из самых удачных воплощений немецкой сказки стала постановка Михаила Шемякина, художника, который создал свой неповторимый мир, достоверный и волшебный одновременно. Художник провёл детство в Германии и с юных лет был пленён миром Гофмана. Сам Шемякин своего «Щелкунчика» определяет как «разумное сумасшествие для детей и взрослых». Юмор, гротеск и фантасмагория. Шемякинская постановка вызвала немало споров, но время доказало её несомненные художественные достоинства и неиссякаемый интерес публики. В дни рождественских праздников принято дарить подарки. Семейный просмотр этого спектакля как путешествие в сказочную страну, скорее всего, оценят все поколения. Конечно, многие эффекты спектакля рассчитаны на живое восприятие действа в театре, но и у DVD-записи есть свои преимущества.

Три тенора. Christmas. Исполнители: Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас; Венский филармонический оркестр, дирижёр Стивен Меркурио, 1999

На Украине долгожданные рождественские колядки венчают праздник пришествия Спасителя. В Европе свои традиции… Но если вы послушаете этот рождественский концерт, то узнаете знакомые мелодии, вот только тексты — на немецком, английском, итальянском.

Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти открывают сезон рождественских и новогодних праздников традиционным концертом в Венском Концертхаус. На этом диске — музыка, прежде не записывавшаяся тремя тенорами вместе: избранные песни со всего мира. Каррерас, Доминго и Паваротти — три наиболее известных оперных певца, чьи совместные выступления имели феноменальный успех в истории классической музыки. Детским задором и нежностью наполнено исполнение этих песен. И радуется сердце, когда слышишь, как на разных языках христиане прославляют Рождение Младенца и Его Пречистую Матерь.

Варвара Зуева

Дата публикации на сайте: 03 Март 2014

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: