Интермеццо № 2 (68)

Преподобный Иоанн Кукузель. Псалмы, стихиры, кратима

Исполнитель: Греко-византийский хор под управлением Ликургоса Ангелопулоса

Великий пост — самое подходящее время для того, чтобы выключить радио в своём плеере. И побыть в тишине. Иногда, правда, наоборот — нужно прибегнуть к помощи наушников, чтобы уйти в изоляцию от мира. Тогда лучший саундтрек — византийские песнопения. Ангелопулос — один из самых известных знатоков византийского пения, архонт-протопсалт — главный церковный певчий Константинопольской архиепископии. Византийский хор под его управлением исполняет древние богослужебные песнопения, как реконструированные, так и бережно сохранённые церковной традицией.

На этом диске — авторские произведения преподобного Иоанна Кукузеля, афонского монаха XII века. В юности он получил прекрасное образование, в том числе и музыкальное, и своим пением украшал хор самого императора. Но не в услаждении слуха придворных видел Иоанн своё призвание. Он сбежал на Афон, где принял постриг. За своё проникновенное пение монах сподобился явления Самой Божией Матери, которая сказала ему: «Пой и не переставай петь. Я за то не оставлю тебя». Иоанн Кукузель сочинил множество музыкальных произведений, которые можно услышать в храмах и по сей день. В нашей стране свои традиции, и пение мощного византийского хора воспринимается скорее как экзотика. Но никогда не помешает вернуться к истокам и услышать, как звучало богослужение в древней Византии.

Аллегри Грегорио. Мизерере. Джованни Палестрина. Месса папы Марцелла.

Исполнитель: ансамбль «The Tallis Scholars» под управлением Питера Филлипса

Этот диск знакомит слушателя с итальянской музыкой XVI–XVII веков. Джованни Палестрина — итальянский композитор, повлиявший своим творчеством на утверждение многоголосного пения в западной церковной музыке. Всю жизнь он был придворным музыкантом Ватикана. Памяти папы Марцелла II посвящены шесть месс. Когда папа Пий IV услышал эту музыку, он воскликнул: «Это предчувствие того пения, что апостол Иоанн слышал в небесном Иерусалиме!»

А в XVII веке итальянскую школу композиторов пополнил Аллегри Грегорио. Его самое прославленное сочинение «Мизерере» — произведение для девятиголосного двойного хора, основанное на звучании григорианского хорала. Это песнопение на слова 50-го псалма должно было звучать на Страстной седмице исключительно в Сикстинской капелле на папском богослужении. Долгое время сочинение хранилось в тайне, никто не имел права исполнять его и даже копировать ноты. Рукопись так бы и осталась ещё одной тайной Ватикана, если бы не юный Моцарт, который услышал это произведение во время своего паломничества в Ватикан с отцом. Он запомнил его на слух и записал. Вот так, благодаря гениальному дарованию Моцарта, «Мизерере» стало доступно широкой публике.

«Отрок» рекомендует запись «Мизерере» в исполнении британского ансамбля «The Tallis Scholars», который блестяще исполняет самую сложную музыку, когда-либо написанную для человеческого голоса — сочинения эпохи Ренессанса.

Дитрих Букстехуде. Органные произведения (Orgelwerke)

Исполнитель: Тон Копман

Органная музыка по традиции всегда ассоциируется с именем Иоганна Себастьяна Баха. Но мало кто знает, что на Баха в своё время огромное влияние оказал Дитрих Букстехуде — немецкий композитор и органист. Из Арнштадта Бах шёл пешком почти пятьсот километров, чтобы в церкви святой Марии в северном городе Любеке услышать сочинения Букстехуде. Поражённый услышанным, он остался в Любеке на несколько месяцев, — учиться у мэтра. Букстехуде, как многие органисты-композиторы того времени, прожил довольно скромную жизнь: ежедневная игра на органе в церкви, воскресные концерты для прихожан. При жизни музыканта было издано не так много его произведений. Основная часть произведений стала известна широкой публике лишь после смерти композитора. Всё творчество Букстехуде — это органные обработки немецких протестантских хоралов. Его хоральные прелюдии, вариации и партиты стали образцом для Баха.

Слушать музыку Букстехуде лучше всего в исполнении Тона Копмана — музыканта-аутентиста, чьё исполнение наиболее приближает нас к звучанию произведений композитора эпохи барокко.

Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием, DVD

Исполнитель: оркестр Люцернского фестиваля, дирижёр Клаудио Аббадо

Однажды поздним вечером Моцарта навестил незнакомец, скрывающий своё лицо под маской и одетый во всё чёрное. Он просил композитора написать заупокойную мессу. Оставив приличную сумму задатка, заказчик оговорил срок выполнения работы и исчез, так и не назвав своего имени. Отказаться от такого предложения Моцарту не приходило в голову, он остро нуждался в деньгах, поэтому поспешно взялся за сочинение, но его не оставляло предчувствие, что эта работа станет для него последней. «…Чувствую — моё состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств… Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения», — это фрагмент из письма Моцарта, написанного в сентябре 1791 года, а в самом начале декабря душа его переселилась в вечность. «Реквием» так и остался незаконченным. Ученик композитора Франц Зюсмайер дописал незавершённые части, используя моцартовский стиль и не нарушая замыслов гения.

Запись «Реквиема» мы рекомендуем прослушать в исполнении оркестра Люцернского фестиваля под управлением великого итальянского дирижёра — Клаудио Аббадо, который в этом году отошёл в мир иной. По версии британского журнала «BBC Music Magazine», он входит в число лучших дирижёров всех времён.

Варвара Зуева

Ранее опубликовано: № 2 (68) Дата публикации на сайте: 15 Май 2014

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов

Интермеццо № 2 (68)

Журнал «Отрок.ua»
Преподобный Иоанн Кукузель. Псалмы, стихиры, кратима.
Аллегри Грегорио. Мизерере. Джованни Палестрина. Месса папы Марцелла.
Дитрих Букстехуде. Органные произведения (Orgelwerke).
Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием, DVD
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: