Интермеццо № 2 (68)

Преподобный Иоанн Кукузель. Псалмы, стихиры, кратима

Исполнитель: Греко-византийский хор под управлением Ликургоса Ангелопулоса

Великий пост — самое подходящее время для того, чтобы выключить радио в своём плеере. И побыть в тишине. Иногда, правда, наоборот — нужно прибегнуть к помощи наушников, чтобы уйти в изоляцию от мира. Тогда лучший саундтрек — византийские песнопения. Ангелопулос — один из самых известных знатоков византийского пения, архонт-протопсалт — главный церковный певчий Константинопольской архиепископии. Византийский хор под его управлением исполняет древние богослужебные песнопения, как реконструированные, так и бережно сохранённые церковной традицией.

На этом диске — авторские произведения преподобного Иоанна Кукузеля, афонского монаха XII века. В юности он получил прекрасное образование, в том числе и музыкальное, и своим пением украшал хор самого императора. Но не в услаждении слуха придворных видел Иоанн своё призвание. Он сбежал на Афон, где принял постриг. За своё проникновенное пение монах сподобился явления Самой Божией Матери, которая сказала ему: «Пой и не переставай петь. Я за то не оставлю тебя». Иоанн Кукузель сочинил множество музыкальных произведений, которые можно услышать в храмах и по сей день. В нашей стране свои традиции, и пение мощного византийского хора воспринимается скорее как экзотика. Но никогда не помешает вернуться к истокам и услышать, как звучало богослужение в древней Византии.

Аллегри Грегорио. Мизерере. Джованни Палестрина. Месса папы Марцелла.

Исполнитель: ансамбль «The Tallis Scholars» под управлением Питера Филлипса

Этот диск знакомит слушателя с итальянской музыкой XVI–XVII веков. Джованни Палестрина — итальянский композитор, повлиявший своим творчеством на утверждение многоголосного пения в западной церковной музыке. Всю жизнь он был придворным музыкантом Ватикана. Памяти папы Марцелла II посвящены шесть месс. Когда папа Пий IV услышал эту музыку, он воскликнул: «Это предчувствие того пения, что апостол Иоанн слышал в небесном Иерусалиме!»

А в XVII веке итальянскую школу композиторов пополнил Аллегри Грегорио. Его самое прославленное сочинение «Мизерере» — произведение для девятиголосного двойного хора, основанное на звучании григорианского хорала. Это песнопение на слова 50-го псалма должно было звучать на Страстной седмице исключительно в Сикстинской капелле на папском богослужении. Долгое время сочинение хранилось в тайне, никто не имел права исполнять его и даже копировать ноты. Рукопись так бы и осталась ещё одной тайной Ватикана, если бы не юный Моцарт, который услышал это произведение во время своего паломничества в Ватикан с отцом. Он запомнил его на слух и записал. Вот так, благодаря гениальному дарованию Моцарта, «Мизерере» стало доступно широкой публике.

«Отрок» рекомендует запись «Мизерере» в исполнении британского ансамбля «The Tallis Scholars», который блестяще исполняет самую сложную музыку, когда-либо написанную для человеческого голоса — сочинения эпохи Ренессанса.

Дитрих Букстехуде. Органные произведения (Orgelwerke)

Исполнитель: Тон Копман

Органная музыка по традиции всегда ассоциируется с именем Иоганна Себастьяна Баха. Но мало кто знает, что на Баха в своё время огромное влияние оказал Дитрих Букстехуде — немецкий композитор и органист. Из Арнштадта Бах шёл пешком почти пятьсот километров, чтобы в церкви святой Марии в северном городе Любеке услышать сочинения Букстехуде. Поражённый услышанным, он остался в Любеке на несколько месяцев, — учиться у мэтра. Букстехуде, как многие органисты-композиторы того времени, прожил довольно скромную жизнь: ежедневная игра на органе в церкви, воскресные концерты для прихожан. При жизни музыканта было издано не так много его произведений. Основная часть произведений стала известна широкой публике лишь после смерти композитора. Всё творчество Букстехуде — это органные обработки немецких протестантских хоралов. Его хоральные прелюдии, вариации и партиты стали образцом для Баха.

Слушать музыку Букстехуде лучше всего в исполнении Тона Копмана — музыканта-аутентиста, чьё исполнение наиболее приближает нас к звучанию произведений композитора эпохи барокко.

Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием, DVD

Исполнитель: оркестр Люцернского фестиваля, дирижёр Клаудио Аббадо

Однажды поздним вечером Моцарта навестил незнакомец, скрывающий своё лицо под маской и одетый во всё чёрное. Он просил композитора написать заупокойную мессу. Оставив приличную сумму задатка, заказчик оговорил срок выполнения работы и исчез, так и не назвав своего имени. Отказаться от такого предложения Моцарту не приходило в голову, он остро нуждался в деньгах, поэтому поспешно взялся за сочинение, но его не оставляло предчувствие, что эта работа станет для него последней. «…Чувствую — моё состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств… Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения», — это фрагмент из письма Моцарта, написанного в сентябре 1791 года, а в самом начале декабря душа его переселилась в вечность. «Реквием» так и остался незаконченным. Ученик композитора Франц Зюсмайер дописал незавершённые части, используя моцартовский стиль и не нарушая замыслов гения.

Запись «Реквиема» мы рекомендуем прослушать в исполнении оркестра Люцернского фестиваля под управлением великого итальянского дирижёра — Клаудио Аббадо, который в этом году отошёл в мир иной. По версии британского журнала «BBC Music Magazine», он входит в число лучших дирижёров всех времён.

Варвара Зуева

Ранее опубликовано: № 2 (68) Дата публикации на сайте: 15 Май 2014

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: