Интермеццо № 5 (65)

Сергей Рахманинов. Всенощное бдение

Исполнитель: Государственный академический Русский хор, дирижёр Александр Свешников

«Всенощное бдение» Рахманинова в исполнении Русского хора под управлением Свешникова — двойной шедевр: композиторского и исполнительского искусства. «Всенощная» была окончена Рахманиновым в 1915 году, уже в зрелом возрасте. В основе песнопений — темы обихода, суровые, аскетичные знаменные распевы. Пожалуй, можно без преувеличения сказать, что это самое интересное произведение из духовной музыки, написанной к тому времени русскими композиторами.

Александр Свешников — замечательный хоровой дирижёр, начинавший свою деятельность регентом в храме. Наверное, поэтому запись «Всенощной» под его управлением оказалась эталонной. Звучание его хора потрясающе глубокое и прочувствованное, нежнейшие оттенки piano в «Богородице Дево, радуйся», энергия и искренность «Приидите поклонимся» навсегда остаются в памяти слушателя. Нельзя не сказать и о замечательных солистах, без излишнего вокального пафоса сдержанно выражающих смысл слова.

«Всенощная» настолько совершенна с точки зрения музыкальной, что, пожалуй, под неё сложно молиться, но отдельные песнопения исполняются в качестве концерта на литургии, что располагает к созерцанию, которое, в свою очередь, настраивает на молитву.

Пётр Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром

Исполнитель: Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина, солист Давид Ойстрах

Почти как послание будущим поколениям звучат слова Петра Ильича: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору». И действительно, музыка Чайковского способна говорить о волнующем и сокровенном. Концерт для скрипки с оркестром — одно из самых светлых и жизнеутверждающих произведений Петра Ильича. Его чарующий мелодизм — главное сокровище этого произведения. В этой музыке всё — упоение жизнью и радостью бытия, восхищение этим миром и надежда. Голос скрипки звучит здесь задушевно и просто, и в то же время аристократически благородно. Энергия стихии и одновременно тихая лирика сочетаются в этом произведении.

Если слушать скрипичный концерт в записи, то стоит обратить внимание на одну из лучших записей в истории — с Давидом Ойстрахом, пожалуй, самым ярким скрипачом советской эпохи, и маэстро Кириллом Кондрашиным.

Фредерик Шопен. Баллады

Исполнитель: Маурицио Поллини

Музыка Фредерика Шопена стала воплощением романтического идеала. Почти все его сочинения были написаны для одного инструмента — фортепиано. Казалось бы, камерный жанр, но именно в нём выразилась вся многогранность мировоззрения эпохи романтизма.

У всех на слуху знаменитые шопеновские ноктюрны, этюды и вальсы. Хотелось бы обратить внимание читателя на баллады, которые занимают особое место в наследии польского композитора. Шопен вошёл в историю музыки не только как сочинитель, пианист-виртуоз, но и как автор нового жанра — инструментальной баллады. Для патриота Польши этот жанр имел особый смысл. Именно в польской литературе XIX века баллада стала квинтэссенцией народных надежд на освобождение. Вечная тоска по истерзанной родине давала вдохновение композитору.

В репертуаре многих выдающихся пианистов есть произведения Шопена, но особое прочтение можно услышать в записях итальянского пианиста Маурицио Поллини. В восемнадцать лет он стал победителем Международного конкурса пианистов имени Шопена, а позже не раз покорял публику своей игрой. О его исполнении критики говорили: «...может быть, и можно было играть Шопена романтичнее, красочнее, значительнее, но трудно представить себе эти сочинения исполненными более одухотворённо».

Георг Фридрих Гендель. Concerti Grossi

Исполнитель: Мюнхенский баховский оркестр, дирижёр Карл Рихтер

Жизнь и творчество Генделя навсегда связаны с двумя государствами, и до сих пор ведутся споры: Гендель — английский композитор или всё-таки немецкий. Он родился в Германии в том же году, что и Иоганн Себастьян Бах, но, в отличие, от Баха, стал знаменитым и почитаемым композитором ещё при жизни. Родители мечтали, что сын станет юристом, а он в четыре года самостоятельно научился играть на клавесине, и никакие запреты не могли помешать его неистовой увлечённости. Он не мог не играть, не мог не писать музыку. Судьба была явно благосклонна к маленькому музыканту, в семилетнем возрасте он пленял своей игрой слушателей из аристократических кругов и с тех пор навсегда попал под покровительство особ высшего света.

Гендель прожил долгую жизнь и написал множество произведений, исполненных торжеством света; ветхозаветные и евангельские сюжеты были одними из основных тем в его операх. Оратория «Мессия» стала вершиной его творчества, сам композитор делился ощущением особого вдохновения во время сочинения оратории: «Я думал, что открылось небо и я вижу Творца».

Знакомство с музыкой Генделя можно начать, прослушав шедевр барочной музыки Concerti Grossi в исполнении Мюнхенского баховского оркестра.

Ранее опубликовано: № 5 (65) Дата публикации на сайте: 21 Ноябрь 2013

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 6 из 6
14:28 30.12.2013 | Андрей
Варвара, спасибо большое!

Николай, не будьте мартышкой из басни Крылова… А лучше послушайте - http://www.youtube.com/watch?v=rWKA7i_JJ2M
11:33 23.11.2013 | Николай
Валентина, я не против классической музыки (равно как и любой другой музыки). Это дело вкуса, кому нравится - пусть слушает. Но я недоумеваю, как можно было музыку, под которую нельзя молиться, назвать духовной? Духовная музыка - это византийские распевы, знаменная музыка. Когда все смиренно, без выпендрежа, без замираний, воздыханий, неуместных криков. И главное, когда разборчиво поются все слова (а это возможно только при одноголосом пении ИМХО). Вот это - духовная музыка. Профессор Осипов как-то назвал всякие "всенощные Рахманинова" и "литургии Чайковского" - язычеством в церкви. Радикально, конечно, но мне очень близка такая точка зрения...
16:24 22.11.2013 | Валентина
вернее, дабы не поняли неправильно, не грех становится красотой, а сама грусть, печаль и терзания человека, выраженные в музыке, как попытки восстановить потерянную гармонию жизни, надежда соединить разорванное в себе, осознание чувства оторванности от первозданной красоты, от Бога - уже все равно красивы и глубоки, потому что человека создал Творец и не отнял у него его глубины после грехопадения... как-то так
16:13 22.11.2013 | Валентина
поумничали - молодцы, возьмите с полки пирожок)

данная статья отражает идею того, что культура - это как жемчужина: для молюска попадание песчинки - это травма (как для человека разрушительным есть грех), но, продолжая жить, песчинка накатывает на себя перламутровую красоту от живого молюска и становится жемчужиной...как-то так...
Конечно, и бесспорно, из культуры культ делать не нужно, но автор как раз это и подчеркивает, если кто не понял
06:25 22.11.2013 | Михаил
Уважаемая Варвара Зуева.
Почаще и внимательней читайте о.И.Кронштадского, очень помогает.
21:19 21.11.2013 | Николай
> «Всенощная» настолько совершенна с точки зрения музыкальной, что, пожалуй, под неё сложно молиться

Ого. Звучит примерно как "нож настолько совершенен с точки зрения технологии, что им ничего отрезать невозможно".

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: