Искушаемые искусством

Дорогой батюшка!

Меня очень встревожила новость о том, что Вашу церковь обокрали. Рад был узнать, что все быстро раскрылось и благополучно разрешилось.

Сразу о наболевшем. Есть у меня один вопрос, вроде, не особо серьезный, но тем не менее… Меня начала очень привлекать столичная арт-тусовка. Не какое-то определенное направление искусства, а именно люди. Я уже знаком с некоторыми ребятами — музыкантами, художниками, дизайнерами. Странно, наверное, у Вас спрашивать, можно ли мне с ними дружить, но вот в чем загвоздка. Во-первых, у них неоднозначное отношение к моей вере (в смысле, я не обсуждаю с ними свое вероисповедание. Просто знаю их позицию. Она, увы, глубоко нецерковная). Во-вторых, сам образ их жизни не вписывается ни в какие самые произвольные каноны благочестия. Хотя… Они просто живут согласно законам современного мира. То, что мы называем блудом, пьянством и хулой, для них всего лишь стиль жизни, который зачастую принимает гораздо более извращенные формы, чем sex, drugs & rock'n'roll. Не они виноваты, но то, что их окружает. Я задумался о том, имею ли я право на дружбу с арт-тусовкой после того, как увидел, как из лика Иисуса делают поп-арт, а о Богоматери рассказывают пошлые анекдоты. Где та граница, которую мне нельзя переступать в общении с ними? Или нужно совсем изолировать себя от этих интересных мне личностей, ведь нельзя не отравиться, когда пьешь из отравленного ручья?.. Но мне очень близок дух творчества, который окружает их… Жду Вашего совета.

Еще одно. Моя давняя знакомая, хорошая, но совсем нецерковная девчонка, влюбилась в девушку, со всеми вытекающими греховными последствиями. Как мне себя вести? Читать ли ей морали, оставить в покое, перестать с ней общаться? Понимаете, она и раньше не жила по церковным канонам, она — за оградой Церкви. Может, тогда и спрос с нее другой? В общем, теряюсь, как себя повести. Наставлять я ее не решаюсь — она ранимый и обидчивый человек. А смотреть, как она кубарем катится все ниже и ниже, тоже не могу, — какой я после этого друг?

И последнее. Познакомился я с прекрасным человеком, художником из другого города. Неделю гостил у него в мастерской, общались с утра до вечера. Такое ощущение, что мы родственные души, — говорим одними словами и ведем себя одинаково. Единственное, в чем мы расходимся, — вера. Он увлекается какой-то эзотерикой, занимается практиками вроде йоги, я не вдавался в подробности. Мы много беседовали на темы веры и религии. Он видит, что я много читаю, — и ему интересно со мной спорить. Но мне это не очень приятно. Я не боюсь, что он подорвет своими убеждениями мою веру, — просто я пока не силен в полемике. И неинтересно мне это. Но художник просит почитать то ту, то эту книгу. Я достаю рецензии на эти книги, читаю — и выясняю, что это эзотерика либо «новейшая психология» и т.д. — и отпадает охота тратить на них время. Как стоит поступать? Идти ли на дискуссии — а вдруг Господь приведет его в Церковь, раз тот сам так стремится подискутировать со мной? В общем, жду ответа и советов.

Поклон матушке и детям.

Ваше непутевое чадо Александр.

Здравствуй, Саша!

Прости, что за множеством приходских послушаний не смог ответить тебе так скоро, как следовало бы. А поспешить стоило, поскольку твоя душа находится в большой опасности.

Прочитав твое письмо, я сразу вспомнил, что слова «искусство» и «искушение» имеют один корень. Уже одно то, что ты пишешь о грешниках: «Не они виноваты, но то, что их окружает», — говорит о том, что ты стремишься хотя бы отчасти оправдать образ жизни, который сам же называешь «блудом, пьянством и хулой». И это очень и очень тревожно. Но самое опасное в том, что тебе «очень близок дух творчества, который окружает их». И здесь напомню тебе слова апостола Иоанна: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4, 1). Дух, который заставляет человека совершать то, о чем ты пишешь, несомненно антихристов.

Если бы ты смог, то я посоветовал бы тебе со всех ног бежать от этих людей, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2 Кор. 6, 14). Однако бежать не всегда получается. И тогда помни, что искушение означает испытание. Испытание твоей веры и верности Христу. Его-то ты и не должен предавать ни в коем случае.

В своем письме ты сам определил границу общения с этой «тусовкой». Граница эта проходит по нашим святыням, по тому, что дорого для нашего сердца. Ты привел вопиющие примеры. Ни в коем случае нельзя соучаствовать или молчаливо поощрять кощунство.

Нужно понять, в чем же привлекательность этих людей для тебя. Тебя привлекает творчество? Найди творческих людей, произведения которых осенены Божией благодатью, а не окутаны смрадом греха. В большом городе это не так трудно сделать. Это избавит тебя от кардинальной изоляции, о которой ты пишешь.

Что касается других твоих друзей… О твоей знакомой девочке нужно молиться. Она наверняка крещена. Попробуй подать поминовение о ней в храм и молись сам. Молитва веры имеет подчас неведомую для нас самих силу и действенность. Чтение морали тут вряд ли уместно, но, будучи спрошен, позиции своей не скрывай. Открыто говори и о причинах такого отношения к связи своей знакомой.

А с художником попробуй гомеопатический метод. На его книги отвечай своими. Не возлагай только на себя миссии приведения человека ко Христу. Это дело Божие. Апостол Павел пишет: …никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12, 3). А потому положись на молитву Церкви об этом художнике и помощь хороших книг. Твое дело только организовать такую молитву и предложить нужную литературу. Сейчас на прилавках и в Сети немало хорошей полемической литературы. Ты слышал об о. Андрее Кураеве, А. Л. Дворкине, о. Максиме Козлове? Поищи их работы. В Интернете найди сайт В. Ю. Питанова. Там тоже неплохая библиотека. Еще проще зайти в храм, подать сорокоуст и помолиться самому о родственной душе. Это тебе вполне по силам.

И самое главное — не унывай и не расслабляйся! У греха много красивых оберток и ложных имен. Святые Таинства и молитва поддержат тебя в минуты искушений. Напиши, кстати, как проходит твоя духовная жизнь? Как давно ты исповедовался и причащался?

Нас с матушкой перевели на новый приход, количество послушаний возросло. Но ты не пропадай, пиши! Для тебя я всегда найду место и время.

Матушка с чадом шлет тебе ответный поклон.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Ранее опубликовано: № 6 (30) Дата публикации на сайте: 18 Февраль 2008

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Искушаемые искусством

Искушаемые искусством

Журнал «Отрок.ua»
То, что мы называем блудом, пьянством и хулой, для них всего лишь стиль жизни, который зачастую принимает гораздо более извращенные формы, чем sex, drugs & rock'n'roll. Не они виноваты, но то, что их окружает. Я задумался о том, имею ли я право на дружбу с арт-тусовкой после того, как увидел, как из лика Иисуса делают поп-арт, а о Богоматери рассказывают пошлые анекдоты…
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 9 из 9
22:22 23.11.2015 | юля
поющие трусы-вот честное название для нынешнего "искусства", они же и такая же "богема" и тд и тп. нечего себя дурить.
15:26 19.12.2011 | Andrei Ch
Саш, если по-чесноку - ты сам такой. Тебе это манИт, и ты хочешь этой тусовки. А батюшкой твой прав - хочешь быть с Богом - вали оттуда, и побыстрее. Не свалишь, - будешь с другими, но не с Ним. А все твои "простите" и "как Вы думаете" - от малодушия... Христианство - религия любви. Кого люблю, за тем и иду. Хорошо, если это Христос.
08:59 15.11.2011 | West_Remi
Было бы не грехом наверное сказать, судя по комментариям, что проще верблюду пройти сквозь игольные уши чем человеку искусства в Царство Небесное.
22:25 08.10.2009 | Юрий
В своё время сам увлекался разно экзотерикой... тайны... разные чудеса... вера в избраность... А сейчас понимаю это так однобоко, познание Христа вот где настоящая глубина бытия.
21:12 07.08.2009 | ilia
«Искушаемые искусством» – может показаться, что автор этой эпистолярной подборки удачно заклеймил современных прожигателей жизни, прикрывающихся личиной богемы, чтобы вести аморальный образ жизни. На самом деле слово искусство как производное от «искусъ» - испытание, проба, попытка - уже подразумевает некоторый процесс испытания, то есть, приобретения опыта в некоторой области; и сказать «искушаемый искусством» этимологически будет то же, что и – скажем, «делаемый деланием», то есть, плохая тавтология.

Другое дело, что автор, конечно же, имеет в виду религиозный или нравственный аспект слова «искушение» - «соблазн, прельщение, желание чего-то запретного, недозволенного». Назвать искусство (не все, конечно, а такое, пример которого приведен в письме, т.е. светское) искушением, то есть, чем-то запретным, греховным, конечно, можно, и приятно при этом показаться сведущим батюшкой, «искусившимся», в свою очередь, и в светских науках – этимологии, морфологии – и все-таки устоявшего и взирающего теперь на мир трезвым православным взглядом. Но как раз лексическая сторона вопроса, так высоко оцененная автором, что он счел уместным свою удачную языковую находку вынести даже в название, здесь неточна – «искушение» - по смыслу – впадение в грех, падение, проигрыш, поражение; «искусъ» - приобретение опыта, и производное от него - искусство - длительное противостояние, приобретенное знание, умение, т.е. победа, выигрыш.

P.S. Иссушаемые искусством – вот более точное название.
22:02 02.02.2009 | Sergey
Не совсем понятно о произв.искусства. Т.е. если византийские фрески, то хорошо, а вот Матисс и Модильяни - уже плохо... А что тогда неверующий Серов, написавший гениальный портрет Николая II? По-моему, надо рассматривать жизнь автора отдельно от его произведений.
14:17 30.05.2008 | Анна
И меня тоже очень привлекает богемная тусовка, богемные мужчины, и я тоже вынуждена от них бежать. Решила общаться, но очень редко, чтобы себя их философией не перегружать. Дух творчества, о котором говорилось в письме, вряд ли "тот самый дух", дело в том, что для творческого человека общаться с себе подобныим - это то же самое, что крестьянину общаться с крестьянами, домохозяйке с домохозяйками и т.п. Можно, конечно, найти творческих христиан, но не всегда именно этот человек станет твоим другом, сердцу, к сожалению, не прикажешь, вот и приходится разрываться между молотом и наковальней.
А что касается споров о книгах, не надо быть так уверенными, что именно христианин проигрывает любой спор. Слабые места есть во всех теориях, надо только их поискать.
13:31 11.04.2008 | Александр
Да действительно полезно.Спаси Господи!
11:09 21.02.2008 | Марина
Спаси Господи за письмо и ответ! Очень помогло!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: