«Я иду по своей земле к Небу, которым живу»

Еще несколько десятилетий назад Православие и рок-культура представлялись явлениями безусловно несовместимыми. Сегодня же, когда вера отвоевывает себе место в душах, многие из тех православных, кто в молодости увлекался рок-музыкой, ощущают некий дискомфорт от осознания того, что они по-прежнему любят музыку своих «шальных» лет. Сможет ли новое поколение воцерковленных людей найти точки соприкосновения между гармонией в душе и тем, что зачастую создавалось при помощи таких богопротивных стимуляторов как наркотики, алкоголь, тщеславие и плотское влечение? Или таких точек не может быть в принципе, и поиск этот — не что иное, как торг за часть души, не отдаваемой Богу?

Стоит вспомнить, что любой новый стиль в рок-музыке всегда создавался как «честная музыка», противостоящая всегда царившей «попсе».

Таким изначально был рок-н-ролл, бунтовавший против сладкоголосых мужских квартетов и певиц «американской мечты». Таким было «британское вторжение», сметающее респектабельных баритонов. Таким был панк, плюющий на отъевшихся к тому времени «рок-звезд». Таким был гранж…

Но в идеологическом наполнении все эти движения объединяло одно — ненависть к «непреходящим» буржуазным ценностям с их культом потребления и выгоды. А в основе этого культа лежал протестантский Иисус Христос, совершенно отличный от истинного Господа Иисуса Христа.

Почти все рок-идолы к моменту своего возвеличивания были практически детьми. Они не могли знать истинных ценностей в окружавшем их мире. Но они их искали. Не потому ли по мере взросления взоры одних устремлялись к «неиспорченному буржуазной цивилизацией» индуистскому и буддийскому востоку (Джордж Харрисон объяснял это примерно так: «Мой бог мне милее, когда я вижу, как добропорядочный христианин, придя домой, методично загоняет в гроб свою жену»), другие спонсировали левые движения (как Джон Леннон), а третьи обличали лицемерие магнатов-телеевангелистов (Фрэнк Заппа)?

Протестантские проповедники не остались в долгу и написали уйму работ, доказывающих, что практически все рок-музыканты были сатанистами — оттого и музыка их была вдохновлена соответствующим персонажем.

Мне кажется, хороший ответ дан в замечательном фильме «Мертвец» бывшего панка Джармуша. Индеец, столкнувшись с протестантским миссионером, заявляет ему: «Иисус, Которого проповедуешь ты, является моим личным врагом». Тот миссионер, кстати, считал своим долгом убить индейца.

Когда Джон Леннон заявлял, что «Битлз» популярнее Христа, то лишь горько иронизировал над миром, потерявшем ценностные ориентиры. И отказ от концертной деятельности с четырехлетним уходом в студийную работу был не чем иным, как попыткой самих «Битлз» остановить безумие битломании.

Когда Мик Джаггер пел «Симпатию к дьяволу», то симпатизировал он булгаковскому Воланду и предпочитал его булгаковскому же Иешуа. А многие ли из нас не симпатизировали Воланду? Для большей части постсоветской интеллигенции он продолжает оставаться кумиром.

Могли ли честные ребята довериться перевранному Христу? Ведь Истинного они не знали…

Не находя ответа, самые неравнодушные (Джимми Хендрикс, Джим Моррисон, Джэнис Джоплин…) сжигали себя в психоделических поисках. Более образованные целиком отдавались «творческой работе» и черпали вдохновение в музыке великих предшественников, открывая новые пласты в творчестве (Фрэнк Заппа, Кит Эмерсон, «Yes», «Deep Purple»…). Традиционалисты возвращались к музыкальным корням (Иэн Андерсон и Ричи Блэкмор). В тех единичных случаях, когда музыканты уходили в протестантизм, музыка неизменно теряла в качестве (Марк Фарнер, Лайэн Патилло). Большинство же, со временем, разменивали свои таланты на блага цивилизации и успокаивались (Пол Маккартни, Род Стюарт и прочие, не счесть им числа).

Но был ли их изначальный протест так уж богопротивен?

Ведь таков был и протест советских рокеров в 80-х против фальши «общества развитого социализма». Более того, люди, посвящающие себя нонконформистским идеалам, сознательно шли на гонения со стороны власти в лице ли начальника ЖЭКа или прокурора. С падением же режима самые «непримиримые» пошли не в сторону либеральных ценностей, а повели свою «паству» (вместе с «Муз-обозом» Ивана Демидова) к истокам. Начиная с евразийских озарений «Калинова моста» и заканчивая нынешними выступлениями Кинчева, Бутусова и др., рок становится самым действенным средством по защите Традиции. А путь традиции — это всегда дорога к Храму Истины. С другой стороны, рокеры никогда не предавали молчанием то, что считали истиной. И, возможно, именно эмоциональный накал рока как раз и уместен там, где речь идет о защите традиции.

Похоже, беда тех англо-американских отцов рока, безвременно закончивших свой земной путь на игле или еще неприглядней, в том, что они не смогли перейти от эмоциональности душевной к эмоциональности духовной. Наши же органично перешли в Православие и тем не просто спасли себя, но и обрели смысл творчества.

Получается, что рок — это не «творение», а уж тем более не «исчадие», а — как любой другой стиль в искусстве — форма или средство. И вопрос лишь в том, в чьих руках.

«Звуковая» сторона Бога так же бесконечна и бездонна, как и любая другая его грань. Джаз и рок обогатили музыку ритмом. Будучи исконно африканским, он-то и усилил ее эмоциональность. Наши протестантские оппоненты решительно отказывают Создателю в правах на эту богатейшую часть этнической культуры, называя ее творением Его противника. Но способен ли тот творить?

Скорее, Господь просто попускает «творчество» ему в угоду. Попускает «творить» тем, кто, получив талант, «лепит» нехитрые мотивчики и тексты, сообразуясь с веяниями века сего. Имя которым «попса».

Те же, кто своим творчеством отрицает служение маммоне, признают, что сами не знают, как рождаются их песни…

Ранее опубликовано: № 6 (17) Дата публикации на сайте: 11 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов

«Я иду по своей земле к Небу, которым живу»

Дмитрий Скворцов
Журнал «Отрок.ua»
«Звуковая» сторона Бога так же бесконечна и бездонна, как и любая другая его грань. Получается, что рок — это не «творение», а уж тем более не «исчадие», а — как любой другой стиль в искусстве — форма или средство. И вопрос лишь в том, в чьих руках.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 3 из 3
15:17 30.07.2010 | Анна
Прожить состояние внутренней войны нужно обязательно! Отечественная рок-культура в большинстве своем является теми кочками, по которым прыгая душа может выжить в розовом болоте потребительского мармелада. Душа сгнивает в мире...дух еще не нашел Бога...как жить? Человек подключается к созвучному протесту...и с Божьей помощью может найти дорогу к Истоку. Души большинства людей спят...их нужно будить именно апокалиптической музыкой...чтобы очнулись и увидели грядущую катастрофу, а не спали в липком розовом тумане иллюзий мирских. Зарубежный рок меньше понимаю...но славянские души даже орудие сатаны в Божьих целях способны использовать...разрушительная музыка? да! нужно разрушить фальш
23:30 20.02.2010 | Катя Синица
Валерий, не стоит так... "Православие" и "рок" порой действительно стоят совсем рядом, для некоторых рок становится мостиком в Православие, а не последней каплей для суицида.

И потом, нельзя же все воспринимать столь буквально и категорично. Например, слово "бунт". Можно взбунтова или против пошлостей современной жизни. Каждому свое, ведь у каждого свой характер и свой путь. Один читает богословские труды, другой слушает песни Алисы и ДДТ. А кто из этих двух получит бОльшую благодать при Причастии - не нам судить...
17:33 13.12.2008 | Валерий
...Эта статья выглядит жалкой (и бездоказательной) попыткой "обелить" рок, как некий устоявшийся стиль в музыке... В основе любого рока - бунт. Напоминаю автору статьи, что первым бунтовщиком во вселенной стал Херувим осеняющий, которого сегодня все знают как Люцифера, сатану и дьявола. И ритмы джаза, рока, рэпа и им подобным НЕСПРОСТА произошли. Их вдохновитель - сатана. Повидимому, Дмитрию не известно, что падшие ангелы (демоны) всё ещё наделены гораздо большими разумом и творческими способностями, чем человек. Плюс - сверхъестественная сила. Им гораздо легче "творить" разрушительную музыку... Эта музыка на практике доказала своё разрушающее действие. Вы не интересовались статистикой, Дмитрий, сколько приступов суицида совершалось после очередного рок-концерта, сколько волн насилия и беспорядков? Неужели Вы думаете, что Бог Всевышний может участвовать в таких делах? Очень странное представление о Боге... Рекомендую автору статьи и всем симпатизирующим сатанинским напевам и ритмам обратиться к чтению творений святых и святоотеческой литературы. Опять же практика показывает: кто начинает читать, того эта порочная привязанность попускает... Спаси, Господи!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: