Главное, что роднит «Хористов» (2004 год) французского режиссера Кристофа Барратье с «Республикой ШКИД» Григория Полоки, снятой в 1966 году, — это педагогическая теория, согласно которой при правильном подходе из любого подростка может получиться хороший человек.
Действие «Хористов» разворачивается в 1949 году, вскоре после окончания Второй мировой войны, герои «Республики ШКИД» попадают в свою alma mater в 1922-м, после войны гражданской. И там, и там зритель погружается в тяжелую атмосферу исправительных заведений для трудных мальчишек, выход из которой лежит через внутреннее перерождение и преображение героев. Но, несмотря на трагические ноты, реалии «Хористов» в сравнении с жизнью питерских оборванцев могут показаться даже мягкими, а отечественная история, скорее всего, будет ближе и понятнее.
Отметим, что оба фильма следуют устоявшейся традиции и продолжают ряд близких по духу и сюжету кинолент: кто-то непременно вспомнит «Педагогическую поэму», «Общество мертвых поэтов», «Музыку сердца» или одну из серий «Ералаша», в которой учитель (Геннадий Хазанов) обуздывал буйных итальянских школьников, стреляя из рогатки по мухам. «Хористы», с одной стороны, построены на знакомых штампах (деспотичный директор школы, обаятельный и неуклюжий воспитатель, талантливый мальчишка-бунтарь), но, с другой, все банальности сюжета переплавляются трогательной игрой юных актеров и, конечно же, просто завораживающей музыкой в настоящую драму.
«Хористы» заслуженно получили всеобщую любовь и признание у себя на родине, были номинированы на несколько международных премий, в том числе и на «Оскар». Этот фильм смело можно рекомендовать к семейному просмотру, поскольку темы, затронутые в нем, вечны, а исполнение виртуозно.
Если главной силой, преображающей сорванцов в милых юношей, согласно поющих «Кирие элейсон», в «Хористах» выступает музыка, то в «Республике ШКИД» это, безусловно, идеология. Как бы ни любили мы эту ленту, как бы ни смеялись над проделками мальчишек, с позиций нынешнего дня отнести этот фильм к чисто комедийным было бы большой ошибкой. Среди воспитанников реально действовавшей в Петрограде двадцатых годов школы имени Достоевского встречались не только малолетние уголовники, но и выходцы из разрушенных революцией благородных семей, бывшие ученики элитных гимназий. Та самая советская власть, которую беспризорников призывают благодарить за пару белья и пайку черного хлеба, и вырвала их из семей, бросив страну в хаос смуты и гражданской войны.
На экран попала далеко не полная версия повести Григория Белых и Алексея Пантелеева, не обошлось тут без классовой борьбы, воспевания революции и единения пролетариев. Но рассказать эту историю в 60-х годах иначе было бы просто невозможно. Тем не менее, этот фильм, ставший уже киноклассикой, любят и ценят многие поколения наших соотечественников. Заложенный в нем заряд оптимизма, юмор и задор не оставят равнодушным даже закоренелого скептика. «Республику ШКИД», без всяких сомнений, современным детям стоит смотреть хотя бы для того, чтобы вспомнить, что добро побеждает зло во все времена.