Христос без Креста

Продолжение дискуссии

Как-то так случилось, без усилий с моей стороны, что многие мои статьи вызывают шквал эмоций и бурные обсуждения. Часто это касается тех работ, где прямо или косвенно затрагивается протестантизм. Меньше всего в жизни я люблю спорить. Но раз молчать нельзя, а споры возникают сами, то придётся продолжать тему. К тому же, я хорошо знаю, что самая бурная негативная реакция возникает у тех, кого «зацепило», кто чувствует правду сказанного, но не готов согласиться. Отсюда пафос сопротивления и ломка копий о чужой щит. Кто молча прочёл и молча забыл, тот, скорее всего, долго останется без перемен. А кто возмущён и молчать не может, тот, того и гляди, через годик напишет: «Вы были правы. Спасибо».

В качестве продолжения духовного пиршества я хочу предложить вам изысканное блюдо, которым насладился много лет назад и вкус которого забыть не могу. Это ёмкая фраза, состоящая из немногих слов, описывающая современный протестантизм. Автор слов — протоиерей Фома Хопко, клирик Американской Православной Церкви. Он пишет: «Что такое современный протестантизм? Это вера в то, что некий Бог (без гнева) спасает некоего человека (без греха) и вводит его в некий рай (без суда) при помощи некоего Христа (без Креста)». Прежде чем читать дальше, перечитайте эту фразу ещё разок-другой и помолчите.

А теперь можем продолжать. Можем постараться «разжевать» смысл этой ёмкой и для многих обидной фразы. Бога не хотят бояться. Его сразу хотят любить. Хотя второе без первого невозможно. «Сначала я боялся Бога. Теперь я люблю Его». Это слова Антония Великого. Это голос Православия. Протестантизм же (современный, подчеркнём) начинает строить дом с крыши. Самому Богу протестантизм отказывает в гневе, делая вид, что это не Он навёл на мир воды потопа и не Он сжёг Содом и Гоморру. Сказать, что был другой Бог, мстительный Бог Ветхого Завета, означает попасть в гностики, то есть в ересь. Сочетать любовь и наказание трудно. Иногда и Апокалипсис с описанием казней трудно читать. Поэтому будем говорить только о любви, попросту, нальём молоко в миску из-под дёгтя. Будем делать вид, что живём любовью, хотя сердце для любви не очищено. Тут смиренный голос Православия устами святых отцов скажет нам, что жить нужно между страхом и надеждой, что уныние врачуется мыслями о любви Бога, а грех умирает от страха Божия. Но всё это нужно кающемуся. Гордящемуся это неинтересно. Гордящемуся интереснее иной тезис. Бог без гнева спасает человека без греха.

Православный человек всегда скажет, что грешен. Протестант же может сказать, что он «был грешен». Грех считается побеждённым, коль скоро человек не пьет и не курит. Не ругается матом и не изменяет жене. Всё это вещи очень хорошие, но никак не являющиеся святостью. Святость — это иное. Богословие протестантизма, как ни странно, похоже в этой части на богословие ислама. Ислам считает человека хорошим, для ислама грех человека не испортил. И протестантизм, сдувая пыль с поверхности, считает, что человек уже хорош. Православие глубже, а значит, драматичнее. Истина в том, что человек именно испорчен, глубоко испорчен грехом, и, как говорил Гоголь, «не видно добра в добре». Тщеславие и самохвальство так тесно сплетены со всяким добрым делом, что истинные мудрецы те, кто оплакивает свои добродетели наравне с грехами.

Протестантизм юридичен. Была вина — простили. Был долг — он заплачен. Была пропасть — её засыпали. Остаётся только радоваться. И великое дело, в самом деле, о Воскресшем Господе порадоваться. Но неужели совесть не шепчет, что внутри души грех не побеждён, что голова змея мною не растоптана, что, по Павлу, я «имею начаток Духа», но всё ещё «бедный я человек»? Генеза протестантизма совпадает с генезой капитализма. А капитализм — это выход вовне, опьянение от внешних побед, захват пространства и утрата внутренней целостности. Чистая рубашка, белая улыбка, Библия в портфеле, нет вредных привычек, вот тебе и новый тип святости. И Бог — Любовь, и я без греха.

Верующий на Суд не приходит. Это вам всякий протестант скажет и приведёт главу и стих из Евангелия. Рай приобретает черты неизбежной реальности, некоего Богом проплаченного счёта в швейцарском банке. Без слёз, без взлётов и падений, без болезненного снимания старой кожи, без преображения. Только по факту уверования. А ведь вроде ту же Библию читаем, но как-то по-разному читаем. Мы читаем, что «Царство Божие силою берётся», что «многими скорбями надлежит в него войти», что многие пророчествовавшие и творившие чудеса в оный День услышат: «Отойдите от Меня». А они прочли, что «на суд не приходит» — и всё, можно успокоиться. Но ведь там же дальше написано, что таковой «перешёл от смерти в жизнь». Неужели можно, находясь в здравом уме и правой вере, сказать, что ты уже совершил переход. Что в тебе нет ничего мёртвого, то есть греховного и ветхого, но всё, что в тебе, — это жизнь, то есть Бог! Не говорит такого Православие. Оно тихо говорит нам, что в раю нет не распятых. Оно утешает скорбящих, устрашает беспечных, смиряет разгордившихся. Оно предлагает нам для ободрения и укрепления жизненные примеры великих святых и их святые мощи. Оно говорит нам: вот те, кто стал храмом Бога живого. Те, кто не жалел себя ради Господа. Оно говорит нам: «Отдай кровь и прими Дух». Но это духовная пища для имеющих уши. Но те, кто злоупотребляет словом «любовь» и убеждён в личном безгрешии, уверен также в неминуемом вхождении в рай без всяких судебных процедур.

Ну и последняя, четвёртая часть. Та, что о Христе без Креста. Павел писал коринфянам, что пришёл к ним как бы не зная ничего, «кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2, 2) И апостольская вера такова, что крестом знаменуются, Кресту поклоняются и крест свой жизненный несут. Причём, до конца и не сбрасывая. А когда крест несут, то тут ни до гордости, ни до наслаждения собственной святостью. Чтобы совершить быстрый прыжок в воображаемое царство благодати, нужно изменить отношение к крестоношению или даже вовсе от Креста отказаться, как это сделали лжесвидетели из «Сторожевой башни». Иисус протестантских брошюр добр и весел, аккуратно подстрижен и расположен к дружеской беседе. Но мы, зная, что могут «проповедовать другого Иисуса, которого апостолы не проповедовали» (см. 2 Кор. 11, 4), чтобы не ошибиться, будем, подобно Фоме, искать на Его теле «раны от гвоздей». Придёт ведь однажды обманщик, который захочет быть вместо Иисуса и захочет всемирной славы, только распинаться не будет.

Теперь ещё раз перечитаем слова отца Фомы Хопко полностью. Они сказаны о современном протестантизме. Классический протестантизм — это англиканство и лютеранство, и они другие. Они серьёзнее и глубже, поскольку их связь с Апостольской Церковью не порвана так решительно и навсегда. Лютеранство, к примеру, родило Баха, а англиканство Льюиса, а это многого стоит. Речь идёт о бесчисленных конфессиях, появившихся в результате того распада, который продолжается и будет продолжаться в протестантизме. Есть протестанты, молящиеся долго и тихо, склоняющиеся перед Крестом, читающие отцов, понимающие сложность борьбы с грехами. Есть протестанты, стремящиеся к тому типу благочестия, которое можно назвать неосознанным Православием. Это — наши люди и завтрашние братья наши. Их много. Я их люблю. Но есть другие. Шумные, гордые, не могущие проповедовать, стоя на одном месте, но скачущие по сцене туда и сюда. Половина их проповедей о десятине и о земном преуспеянии. Мир для них уже во зле не лежит. Мир расстилается перед ними, как арена наслаждений и поле реализации амбиций. Они хорошие шоумены и хитрые бизнесмены, лукавые пиарщики и прирождённые менеджеры по работе с персоналом. Их влияние в мире сравнимо с действием оружия массового поражения. Многие «наши» протестанты на эти слова скажут «аминь».

Я опять повторю то, что говорил уже неоднократно. «Наши» протестанты, «интуитивно православные» протестанты, это люди, с которыми можно и нужно общаться, можно вместе трудиться, можно говорить о Господе. Они ведь протестанты только потому, что никто не потрудился раскрыть перед ними двери в Церковь. Теперь они взрослые, и когда созревают, открывают её сами. В Православной Церкви, в которой их научили видеть золушку и замарашку, они постепенно узнают Принцессу, которую любит Небесный Принц. Эта статья не должна их ранить, поскольку она не о них. Ну а кого ранило, стоит призадуматься.

Дата публикации на сайте: 22 November 2010

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 26 по 50 из 54
11:17 04.12.2010 | Любовь
Прочла все коментарии, жалко вас,не православные, ведь вы как котята слепы. Пытаетесь спорить, пыжитесь доказать свою правоту,осуждаете труды о.Андрея.Вам не понять (Господь не избрал вас, молитесь об избрании)ЖИВОЙ Православной веры. Живой настолько, что чувствуешь ее дыхание. С праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы,всех вас братья и сестры!
Георгию:«Не в православии ли одном сохранился Божественный лик Христа во всей чистоте? И может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтоб сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придёт время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои!» (Ф. М. Достоевский).
11:17 04.12.2010 | Любовь
Прочла все коментарии, жалко вас,не православные, ведь вы как котята слепы. Пытаетесь спорить, пыжитесь доказать свою правоту,осуждаете труды о.Андрея.Вам не понять (Господь не избрал вас, молитесь об избрании)ЖИВОЙ Православной веры. Живой настолько, что чувствуешь ее дыхание. С праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы,всех вас братья и сестры!
Георгию:«Не в православии ли одном сохранился Божественный лик Христа во всей чистоте? И может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтоб сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придёт время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои!» (Ф. М. Достоевский).
01:27 04.12.2010 | славик
Верх-то они может и возьмут , а всё равно останутся места (совсем близко от нас) , где сохраняться островки православия , куда уйдёт Облачённая в Солнце .
22:45 03.12.2010 | георгий
как-бы там ни было,а протестанские взгляды - возьмут верх над православным учением... а как иначе придет (гений из гениев)? эй! протестанствующие сегодня - хорош уже подпиливать ветку (дикой маслины)...
14:35 01.12.2010 | студент
В миссионерских записках часть 8 , и в проповедях ( сейчас не вспомню точно каких ) ; кстати немецкая экспедиция около сотни лет назад обнаружила в раскопках ареопага жертвенник с надписью "неведомому богу ..." - лишнее подтверждение истинности Евангелия .
11:17 01.12.2010 | студент
VOWA -
*"Для православного поступок апостола Павла, когда тот назвал языческое капище "неведомому богу" жертвенником Богу своему - богохульство и идолопоклонство."* ? ? ? ?
Андрей Ткачёв много и хорошо говорил об находчивости Павла (кажется в Афинах) , где предусмотрительные горожане , кроме многочисленных языческих изваяний , позаботились о статуе "неведомому Богу" .
То ли о.Андрей не православный , то ли вы читаете его статьи не внимательно ; Вообще очень интересный факт - в разговорах с протестантами постоянно слышу - "Ткачёв вот здесь не прав ...там он не то ...тут не это ..." Зато об опусах Ховинда , Маршалла и проч идеологов сытой жизни можно не трудиться спрашивать , своих они не читают . ( Конечно я не говорю о бойцах инфофронтов )
03:10 30.11.2010 | vowa
Православный ищет соринку, подвох во всём (что вскрывает на самом деле его глубокое неверие), потому что он верит в глубине души что не вера спасает человека и не искренние убеждения (даже если они совсем не противоречат всем догматам Вселенских соборов), судя по критике призывов к любви у протестантов, - спасение для православного и не в любви к Богу и ближнему. Спасение в механической, магической принадлежности к Православной Церкви - вот где спасение! Именно поэтому критику православного воспринимать всерьёз никогда не стоит, он и не стремится ничего всерьёз обнаружить, он стремится лишь утвердить/оправдать позицию своей Организации исходя при этом из того, что Она всегда права.

Я прошу прощения за этот комментарий, я очень уважаю отца Андрея, но я уже просто сыт по горло...
03:09 30.11.2010 | vowa
Вообще же читать православную апологию сложно. Потому что авторы обычно не стремятся ни на йоту отобразить, что есть на самом деле, ведь для этого нужно найти общую для всех линейку. Православный уже ИСХОДИТ оз того, что его Церковь права, а другие не правы. В любом моменте он всегда исходит из того, что его Церковь считает лучше. То есть, есть вещи, которую православный никогда не скажет: в чём его оппоненты правы, какие идеи его оппонентов правильные и точно подмеченые (хотя могут и не найти при этом поддержки своих собратьев), или упомянёт их мимоходом, между прочим, в качестве исключения. Для православного поступок апостола Павла, когда тот назвал языческое капище "неведомому богу" жертвенником Богу своему - богохульство и идолопоклонство. Православный неспособен быть "с беззаконными как чуждый закона", хотя только так он смог бы изменить своего оппонента изнутри, став частью с ним.
03:08 30.11.2010 | vowa
да уж, воистину православные непонятно откуда берут информацию о других конфессиях. Протестанты-де виноваты в юридизме, католики тоже. Хотя на поверку это всё есть лишь отдельные школы/высказывания. ПРавославным-то невдомёк, что догматы и каноны - это у них, а у протестантов это лишь мнения, и что даже как Лютер считал никто верить не требует.

Однако интересно как уважаемый о. Андрей прокомментирует в этом ключе первое послание Иоанна, где прямым текстом говорится то, что Православие своим "смиренным голосом" признать не хочет. Православие смиренным голосом может только в ад всех отправлять (парадоксально попутно обвиняя всех остальных в гордости). Жить без греха уже для православного оказалось мало, ему нужно напридумывать себе всякие борьбы со страстями, прелести и проч. Ясно, что заповеди уже все исполнили, это ж раз плюнуть.
15:24 29.11.2010 | студент
Nino , Вы пишете : "Лелику: "от поражения к поражению" - так не бывает. Нет в Православии такой формулы.
"Когда брат упал, подняться надо!"
15:11 29.11.2010 | студент
Nino - Вы говорите о страстях или о том что комментарии располагаются в порядке "снизу - вверх" ?
15:04 29.11.2010 | Nino
"Вы правы , Владимир . Кстати авторство этого "слогана" принадлежит Поэту Литургии , а не баптисту Лёлику , как показалось Nino" - в каком месте это мне показалось?
15:02 29.11.2010 | Nino
студенту - ну, это уж Вы загнули.
Но если Вам нравится бобслей, так это Ваше дело.
22:13 28.11.2010 | студент
АНДРЕЙ , разве может человек стать святым , прежде не освободившись от страстей ?
18:58 28.11.2010 | Андрей
Да где отец Андрей таких протестантов видел, которые верят, что не грешны? Он подменяет понятия.
Свят может означать и безгрешного и грешного. Неужели это не понятно? В Библии говорится и будьте святы, как я свят, и послания написаны святым. То есть святых призывают быть святыми. Вроде тавтология, а на самом деле нет. Мы святы благодаря Христу, мы становимся святыми благодаря Христу. И мне это понятно. А ему нет.

Его проблема в том, что он с протестантами общается через книжки и через каких-то адептов, обиженных в протестантской церкви. Пообщался бы с теми, кто счастлив во Христе, может бы и заметил, что по поведению, посвящению и вере, они не слишком уступают православным.
22:02 25.11.2010 | Ирина
Спасибо за статью! Прочитав сразу,никаких мыслей,но чуть позже в голове или в сердце возникли мысли или воспоминания:смотря по телевизору на пасторов вызывает чувства прыгать с ним по сцене, веселиться и кричать с ним аллилуия! Но Слава Богу! Бог миловал, пришлось повстречать такого батюшку, который впервые наставил меня в православной вере, скорее всего эти чувства останутся навсегда в моей жизни(Дай Бог!),рядом с ним ощущаешь себя красиво,спокойно,уверенно, защищенной.Дай Бог ему многие лета и вам батюшка.Больше воспитывайте сыновей и я думаю православные семьи устоят перед всякими трудностями.
20:33 25.11.2010 | .
Вы правы , Владимир . Кстати авторство этого "слогана" принадлежит Поэту Литургии , а не баптисту Лёлику , как показалось Nino .
14:23 25.11.2010 | Владимир
Продолжение(см.часть1-19:02 23.11.2010)
формула спасения : " от поражения к поражению" отражает православный опыт духовной жизни, по которому, верно идущий по пути духовного совершенствования идёт не "от победы к победе", как в других традициях, а от "смирения к смирению".
09:55 25.11.2010 | Константин
Статья демонстрирует весьма поверхностное, неглубокое и предвзятое владение предметом с абсолютным отсутствием аналитической или хотя бы логической части. В сочетании с хлипкой аргументационной базой это приводит к недостоверному представлению действительности.
11:04 24.11.2010 | Юрий Л.
Отец Андрей,спасибо за статью.Вы точно показали,что не все протестанты на одно лицо,что из них есть близкие нам по духу.Очень понравилось высказывания о Кресте и о том,что у Христа будем,подобно Фоме,искать на Его теле "раны от гвоздей".Не забывать,что только через Крест Христов можно войти в Царствие Небесное."Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса,который вместо предлежавшей Ему радости,претерпел КРЕСТ,пренебрегши посрамление,и воссел одесную престола Божия".(Евр.12,2).
00:05 24.11.2010 | студент
Nino
"от поражения к поражению" - более честная характеристика нашего движения . Например нам следовало бы говорить "Наши злые дела" . Это у монахов взлёты и падения , а наша плоскость всегда наклонная .
23:07 23.11.2010 | Nino
Лелику: "от поражения к поражению" - так не бывает. Нет в Православии такой формулы.
"Когда брат упал, подняться надо!"
Скорее: "То взлет, то посадка".Почитайте Катехизис Филарета Московского (Дроздова) о Вере-Надежде-Любви. Природп наша грешна, и потому, делая даже добрые дела, тут же и падаем (например, внутри похвалили себя замечательного), а-то и на внешнюю лесть поддались...
22:27 23.11.2010 | Оптимист
"Христос без Креста"
Заглавие содержит весь смысл.
Это как путь, не пройденный до конца.
19:02 23.11.2010 | Владимир
Эта формула отражает представление Церкви о том, что жизнь "по Евангелию"(посты,молитвы,добрые дела) должна приводить к видению свего несовершенства(смирению), что можно назвать "поражением".Продолжающий усилия обретает Смирение и Спасение.
Формула созвучна словам прп.Силуана(Афонского)-"Держи ум в аду и не отчаивайся".Более подробно - в статьях например А.И.Осипова "О духовной жизни".
18:41 23.11.2010 | Лелик
Приветствую Вас, брат. Хотя я из баптистов, но могу с уверенностью назвать Вас братом, так как нас съединяет кровь Христа и вера в Него. Мне хотелось бы внести некоторые ясности для читателей, что, например, баптисты НЕ являются протестантами, как принято считать и исторически и догматически. Вы мудрые вещи говорите, НО очень прошу Вас, не ровняйте и не обобщайте всех верующих во Христа и верящих всем сердцем, как написали "наших" со всеми остальными. Ведь Вы помните, что в Евангелии не написано, что одни православные спасутся или одни баптисты или только протестанты. Давайте с Вами больше находит общего во Христе. Спасибо за статью

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: