«Хвалите Его во псалтыри и гуслех»

«Псалом да будет всегда в устах твоих»
Свт. Василий Великий

фрагмент Киевской псалтириВ древности человек гораздо чаще, чем сегодня, поднимал глаза к Небу. Был ли он печали или в радости, собирал ли виноград, качал ли колыбель — в любое время он готов был благословлять Бога: благим, добрым словом славился Господь, и через это благословение человек сам открывался благодати Божией. Этим объясняется многочисленность и разнообразие гимнов, которые пелись в храме Иеруслима преимущественно в сопровождении псалтыри — музыкального инструмента, напоминающего арфу. Сегодня собрание ветхозаветных гимнов, названное Псалтырью, является достоянием Христовой Церкви, и каждый христианин в богослужении, частной молитве, в мыслях о Боге, так или иначе, возвращается к древнему опыту общения с Единым Богом.

Примечательно, что Церковь, новозаветная община, восприняла всю книгу целиком. Если из других книг Ветхого Завета за богослужением читаются лишь отрывки, то Псалтырь читается полностью. Ведь ни в одной книге Библии не раскрыт так полно религиозный опыт ветхозветной общины. В словах псалмов описана и измерена словом вся жизнь ветхозаветного человека, все его душевное расположение, все движения его помыслов.

Порой кажется, что Евангелие нам доступнее, чем Ветхий Завет. Однако некоторые места становятся ясней, если рассмотреть их через призму Ветхого Завета. Псалтырь написали люди, которые по-особому думали; так же думали и те, кто поверил в Христа, а позже написал Евангелие.

Христианская Церковь включила псалмы в свое богослужение без изменения слов, но со значительным обогащением смысла: учение Христа, Тайная Вечеря, Крестные муки и Воскресение углубили понимание псалмов, подтвердили их пророческие прозрения, исполнили с избытком все чаяния ветхозаветного человечества.

Многое в Псалтыри нас коробит: проклятие врагов, призыв к отмщению, суду. Но важно не измерять ветхозаветную мораль мерками нашего времени, а попытаться понять, в каких обстоятельствах рождались слова псалмов. Псалмопевцы жили во время, наполненное жестокими кровопролитными войнами. Гнев, проклятие, злоба древних иудеев, не всегда понятные нам, открываются нам по-другому, стоит лишь вспомнить, что гнев бывает и праведным, когда он направлен на зло, а не на его носителей («Гневайтесь, но не согрешайте»). Кроме того, если зло не вызывает в нас негодования — это тревожный симптом для духовного состояния человека.

Всего псалмов 150. Значительную часть из них (73) написал царь Давид. Давид считается величайшим псалмопевцем. Когда он состоял на службе у царя Саула, он играл на псалтыри и пел для царя, которого часто одолевали печаль и уныние. Своей искусной игрой и пением отроку Давиду часто удавалось развеять печаль царя. Уже став царем, Давид не оставил псалмопения. В самые острые, переломные моменты своей жизни Давид делает то, что на первый взгляд показалось бы странным — поет псалмы. Скрываясь в пещере от преследования Саула, подвергаясь там смертельной опасности, Давид поет в псалме, что Бог — его единственный Защитник и Спаситель.

Десять псалмов написали сыны Кореевы — начальники левитских хоров. Двенадцать псалмов — творения певца Асафа, современника Давида, принадлежавшего также к роду Корея. Псалом 88 написал Эман, брат Асафа. Псалом 89 написал Моисей, псалом 72 — Соломон. Авторы остальных псалмов неизвестны.

Под музыку псалмы пели либо отдельные певцы (солисты), либо хор, а иногда все молящиеся повторяли за ними заключительные слова псалма (например: яко век милость Его. Аллилуйя). Сопровождение состояло не только из псалтыри, но и из других инструментов, которые составляли оркестр ветхозаветного храма. Псалмы исполнялись распевным речитативом — псалмодией, которая послужила прототипом для церковного пения. Заглавия псалмов часто связны с музыкальными особенностями храмового богослужения: «при появлении зари» — псалом поется на мелодию утренней песни, «начальнику хора» — псалом взят из сборника руководителя храмовых музыкантов, «песнь восхождения» — псалмы, которые пели паломники, идя в храм. Эти псалмы послужили прообразом для т.н. «степенных» тропарей на полиелее («От юности моея»).

Сам Христос пел псалмы. С двенадцати лет Он ежегодно сопровождал Своих родителей в Иерусалим в пасхальное паломничество.

От Назарета до Иерусалима паломники пели псалмы восхождения (120…134). В подтверждение своего посланничества Он приводил свидетельства псалмов чаще, чем другие тексты Ветхого Завета. В Евангелии говорится, что после Тайной Вечери Он с Учениками вместе пел псалмы по дороге в Гефсиманский сад. Это были благодарственные пасхальные псалмы. Даже на Кресте Христос говорит словами псалма: Боже, Боже мой, зачем Ты Меня оставил? (Пс. 21, 1).

Читая псалмы, мы можем погрузиться в атмосферу священнодейства, происходившего в Иерусалимском храме, где живо ощущается присутствие Того, Кого боялись называть каким-либо именем. Как много общих черт с нашим богослужением: шесть псалмов, которые пелись на утренней службе, послужили прототипом нашему шестопсалмию. Библейские песни постепенно трансформировались в канон. Вся литургическая поэзия выросла из псалмов. Поняв и полюбив их, мы начнем лучше понимать наши богослужения. Мы увидим, что поэзией дышат не только стихиры, тропари, каноны, но и само здание храма, росписи, узоры резьбы, своды, украшенные ризы, богослужебное пение, которое безгранично богато своими красками и оттенками.

Читая псалмы, возвращаясь к Ветхому Завету, мы увидим, сколько Господь брал оттуда образов, приемов, иносказаний. Он облекает свои речи в такую ритмическую, почти напевную форму, что их просто невозможно забыть: «просите, и дано будет вам, ищите, и найдете, стучите, и отворят вам». Когда Тот, кто замыслил Себе и нам на радость прекрасный, как стихи, мир, умалился до человеческой речи — речь эта стала подобна стихам, ведь поэзия — малое воплощение: она дает плоть не видимому и не слышанному доселе.

Ранее опубликовано: № 5 Дата публикации на сайте: 08 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: