Кинохроники № 3 (69): Журнал «Отрок.ua»

Кинохроники № 3 (69)

Жизнь прекрасна (1997)

Италия, 1939 год. Гвидо, простодушный, чудаковатый и находчивый весельчак, приезжает в город с мечтой открыть книжный магазин. Его мир полон чудес, а любая неприятность для него ― просто ещё один шаг навстречу счастью.

Когда в жизнь молодой семьи врывается концлагерь, отец делает всё, чтобы не только сохранить жизнь сына, но и не омрачить его сердце жестокостью. Известная сентенция «жизнь ― игра, а люди в ней ― актёры» обретает в этой трагикомедии удивительно мудрое прочтение: зло вокруг ― это всего лишь маска, а реальность всегда такова, какой её видишь ты.

Роберто Бениньи, который сам сыграл главную роль, удалось создать одну из самых светлых картин о войне в мировом кинематографе. Кстати, основа ленты во многом автобиографична: отец режиссера, в своё время переживший ужасы концлагеря, всегда рассказывал своим детям об этом так, что те смеялись до слез, не подозревая о чёрной правде действительности.

Этот трогательный, глубоко трагичный, но пронизанный нежностью и добрым юмором фильм ― глоток радости для уставшего путника. Жертвенный подвиг отеческой любви заставит каждого вспомнить о жизни нечто такое, что мы обычно прячем от себя в пыли повседневной рутины.

Наталья Жищенко

Мандарины (2013)

Война в Абхазии, опустевшее эстонское село. Жители переселены на историческую родину, но старик Иво остался в своём доме, он слишком прикипел к своей земле. В селе живёт несколько мужчин — один выращивает мандарины, второй мастерит ящики для них. Иво — настоящий седовласый старец, среди разрухи сохранивший здравый смысл и чуткое сердце. Когда стычки сторон произошли совсем рядом, Иво взялся выхаживать раненых. Так под одной крышей оказались чеченец и грузин. Оба потеряли друзей, обоим месть застилает глаза, оба страстно желают смерти друг друга. Сможет ли Иво хотя бы на время примирить врагов?

Фильм обращается к простой и старой теме — война абсурдна и чужда человеческой природе. В этом антивоенном фильме нет батальных сцен, всё действие разворачивается в рамках микрокосма нескольких героев. По словам режиссёра Зазы Урушадзе, картину не стоит воспринимать как политический манифест. Главное послание его фильма — о важности оставаться человеком.

Зрителей ждет неожиданная встреча: Лембит Ульфсак, сыгравший Иво — это тот самый Мистер Эй из «Мери Поппинс, до свидания!».

Ирина Малишевская

Тонкая красная линия (1997)

Режиссёр Теренс Малик, которого причисляют к визуальным поэтам кинематографа, снимает всегда об одном: о природе человека. Снимает, возможно, не без тумана, но рельефно, сильно и убедительно. Его «странное» кино требует времени и усилий, однако при этом даёт взамен очень многое. Если, конечно, зрителю не хочется постоянно плавать на поверхности. В свете актуальных событий, когда вдвойне опасен диктат поверхностных реакций, особенно оправдан этот труд — нырнуть на определённую режиссёром глубину, чтобы по-новому рассмотреть природу войны.

В данном случае воюют американцы и японцы — воюют за позиции на тихоокеанском острове. Но это не их война. Более того, в фильме нет американских флагов, он — о войне вообще, о её жутком безобразном нутре. И ещё он о войне внутри нас. Среди красочных, потрясающе отснятых джунглей разворачиваются, одна за другой, личные драмы «маленьких людей». Среди солдат и офицеров воюющего подразделения нет главного героя. Зритель постоянно слышит внутренние монологи нескольких персонажей и уже вскоре ощущает единственность и ценность каждого из них.

От философского кино в принципе несложно отмахнуться веером претензий. Скептики негодуют, мол, отчего это профессиональные военные бегают так медленно, чувствуют так остро, думают так глубоко и так поэтично. Ещё и Гомера цитируют.

Важно, однако, что в центре внимания картины — не конкретика обстоятельств, не логика военных операций и не бытовое измерение армейской жизни. Все это — добросовестно проработанный фон, на котором предельно выпукло выступает жизнь души, сложный рисунок человеческих переживаний. Борьба веры и отчаяния, низости и благородства. И крупным планом — страх и противоестественность смерти. И чужой смерти тоже: друга ли, врага ли.

Возможно, армия здесь — скорее даже метафора. В абсурдной войне кого-то против кого-то уставшему от риторической лжи человеку остаётся только одно — «уплыть на свой остров». Но и там нет покоя, мы ведь помним: каждый ведёт свою собственную войну.

Екатерина Ткачёва

Ранее опубликовано: № 3 (69) Дата публикации на сайте: 05 Май 2014

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 1 из 1
14:56 10.06.2014 | лена
и мандарины, и красная линия - очень хорошие фильмы. Спасибо

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: