Кинохроники № 4 (34)

Дневник сельского священника (1950)

Западноевропейская культурная традиция в ХХ веке подарила миру два достохвальных художественных произведения, в которых со всей возможной полнотой раскрывается образ священника-мученика, слабого, страдающего, сомневающегося, но следующего, выбиваясь из последних сил, узким, а не широким путём. Первое — это роман «Сила и слава» Грэма Грина, рассказ о малоизвестных, но не менее страшных от этого гонениях на мексиканских христиан в начале ХХ века. О втором же, где внутренняя драма разыгрывается во внешне спокойной обстановке небольшого французского села, пойдёт речь ниже.

Фильм «Дневник сельского священника» снят режиссёром Робером Брессоном в 1950 году по одноимённому роману Жоржа Бернаноса. В основу сюжета легла история молодого, смертельно больного, неопытного в общении с людьми священника, сталкивающегося с непониманием не только вверенных его попечению прихожан, но и других священнослужителей. Сгорающий от внутреннего недуга, измученный сомнениями и чувством богооставленности, безымянный сельский кюре является тем единственным человеком, встреча с которым вырывает людей из спокойного мирка, вынуждая их раз и навсегда решать: открыть ли своё сердце Богу или отречься от Него.

Современному зрителю, привыкшему к головокружительной динамике спецэффектов и желающему понять глубину киношедевра Брессона, придётся сделать над собой немалое усилие, научиться не только смотреть, но и слушать: фильм досконально следует литературной основе и по большей части состоит из мучительных споров о религиозных и нравственных проблемах.

Визуальный ряд «Дневника...» скуп, но в этом чёрно-белом мире лица людей словно сияют изнутри: так наша плотяная оболочка не может полностью скрыть Божественной искры, вложенной во все души их Создателем. За каждой вещью, за каждым поступком персонажей картины зримо и ощутимо стоит история Страстей Господних. Жизнь молодого кюре — легко прочитываемый в данных режиссёром образах путь к Голгофе, и возникающий в последних кадрах крест знаменуют не смерть, а рождение в жизнь вечную.

Когда деревья были большими (1962)

Картина Льва Кулиджанова по сценарию Н. Фигурновского увидела свет на волне интереса к простым человеческим историям, в эпоху «оттепели», в золотую пору нового расцвета отечественного кинематографа. Почти одновременно с ним на экраны выходят такие фильмы, как «Девчата», «Иваново детство», «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Среди добрых людей», «Дикая собака Динго», и во многих из них тоже так или иначе затронута тема недавней войны.

Именно она сломала жизни двух не знакомых пока между собой людей. Потерявший во время войны жену, Кузьма Кузьмич Иорданов не работает, пьёт, живёт случайными заработками и вот-вот будет изгнан из Москвы за тунеядство, пока случайно не узнаёт о том, что в далекой деревне живёт девушка Наташа, осиротевшая так рано, что и не помнит своих родителей. Кузьма решает поехать туда и выдать себя за отца Наташи. Поначалу всё складывается так, как он и задумал. Девушка принимает Кузьму за своего отца и искренне, неподдельно в это верит. Жизнь Кузьмы Иорданова теперь безоблачна и согрета заботой, но постепенно в бывшем слесаре просыпается совесть.

Главную роль в фильме получил Юрий Никулин, выступивший в непривычном для него драматическом амплуа и с блеском сыгравший эту сложную психологическую роль, а также молодая актриса Инна Гулая, создавшая образ тихой, нескладной, но исполненной каких-то внутренних очарования и силы Наташи.

Картина снискала всеобщую любовь и признание, а слова «когда деревья были большими» стали крылатыми. Теперь этим крылатым выражением очерчивают не только время безоблачного детства, когда мы были маленькими, а окружающий мир казался нам безграничным, но и всю советскую эпоху, такую, какой её рисовала волшебная кисть художников и режиссёров.

Лиричная задушевная история, рассказанная Кулиджановым, течёт неторопливо, как река, через которую перегоняет туда и обратно свой паром улыбающаяся Наташа. Это картина о преображающей силе веры в человека, о том, как человеческую душу исцеляет и спасает любовь.

Жизнь других (2006)

Начало 1980-х. Германская Демократическая Республика, Восточный Берлин. Несмотря на государственный контроль и цензуру, сломавшую судьбу многих его друзей, драматург Георг Драйман пока ещё наслаждается всеми благами жизни: свободой, творческим успехом и любовью прекрасной женщины. К несчастью, его возлюбленная, известная актриса Криста-Мария Зиланд, привлекает особое внимание министра культуры, который, стремясь полностью подчинить её своему контролю, поручает агенту секретной службы Герду Вислеру установить наблюдение за парой. Вислер опытен, дотошен и лишён сострадания к нарушителям закона, но, погружаясь в поначалу циничное наблюдение за развитием отношений Драймана и Зиланд, он переосмысливает и свою жизнь, превращаясь из палача в настоящего Ангела Хранителя.

Немецкая драма «Жизнь других» — дебют сценариста и режиссёра Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка — получила 7 призов Немецкой киноакадемии, 3 приза Европейской киноакадемии и Приз Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

За внешними обстоятельствами места и времени, за занавесом бесчеловечной политики разыгрывается вечная драма человеческой души. Ведь в какую бы эпоху ты не жил и сколь сильно не давила бы на тебя государственная машина, только ты сам ежедневно должен делать простой выбор между добром и злом.

«Жизнь других» — история преображения и спасения человеческой души. Режиссёр и сценарист Флориан Хенкель фон Доннерсмарк откровенно строит свою историю на христианской основе и признаётся в этом в интервью, данном им американскому журналу «Чайка»:

«Это как история о блудном сыне, или, даже точнее, как притча о хозяине, который нанимал работников в свой виноградник. Помните? О хозяине, который платит одинаково и тому, кто работал весь день, и тому, кто работал один час. Вы понимаете, если были хорошие намерения, этого уже достаточно. Это христианская идея, что если на смертном одре, в свой последний миг ты чувствуешь раскаяние — ты уже спасён».

Мы из будущего (2008)

Действие исторической военной драмы «Мы из будущего», снятой режиссёром Андреем Малюковым, разворачивается в двух временных пластах: команда современных «чёрных следопытов», буквально перерывающих поля сражений Второй мировой войны в поисках старого оружия и орденов, за которые можно выручить неплохие деньги на чёрном рынке, внезапно проваливаются в прошлое и сталкиваются лицом к лицу с теми, к кому они привыкли относится как к мёртвым, бесчувственным костям. Попав в самое пекло боёв 1942 года, недавно бравировавшие своей смелостью ребята оказываются совершенно не готовы к встрече с реальной опасностью. Даже если им известно, когда закончится война, спасёт ли их это знание?

Четверых охотников за военными трофеями до поры до времени связывали не дружеские, а прохладно-деловые отношения. Начитанный Борман, которому они подчинялись как лидеру, выбирал место для раскопок, скинхед Череп мечтал найти немецкое оружие, музыканту Спирту просто не хватало денег, а компьютерщик Чуха не замечал жизни за виртуальной реальностью компьютерных игр, в которые был погружён с головой. Теперь же, волею обстоятельств, они вынуждены встать в строй и сражаться вместе с советскими солдатами против фашистских захватчиков. Ребятам «из будущего» на своей шкуре, а не из книг или фильмов, приходится узнать, какова настоящая цена настоящей победы, что такое плен, допрос и смерть на поле боя. Можно ли, зная всё это, смотреть на мир прежними глазами?

Фильм «Мы из будущего» ждала самая счастливая судьба: редкую картину зрители совершенно разного возраста и взглядов принимают с таким единодушием, энтузиазмом и благодарностью, как эту. То, что создатели этой картины осознанно выстраивали её как серьёзный урок истории для современной молодёжи, нисколько не умаляет того факта, что урок этот получился на редкость занимательным. Секрет успеха, несомненно, в отсутствии занудной морали, в умелом вплетении в сюжет фантастических элементов, в тонком балансе юмора и пафоса, динамичного сюжета и ясно прочитываемой патриотической идеи.

Ранее опубликовано: № 4 (34) Дата публикации на сайте: 25 Сентябрь 2008

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 4 из 4
20:05 25.01.2012 | Ирина
"Мы из будущего"совершенно не понравился.Правда фальшивый и какой то глупый и глупо снят.Хотя идея не плохая.
P.S.Тоже хочется поблагодарить за работу журнал!Спасибо!!!
12:48 23.02.2011 | Юрий
"Дневник сельского священика" посмотрел, т.к. это один из любимых фильмов А. Тарковского. Скажу, что идея фильма хорошая, и мысль вроде бы понятна, операторская работа хорошая.. но нет теплоты веры. Согревающей теплоты веры. Какая-то искаженность присутствует,отчужденность, холод, уныние. Такое впечатление, что это совсем не священник показан, а какой-то философ-экзистенциалист. Хотя по-человечески я его понимаю. Посмотрите после этого "Один день из жизни монаха" и вы увидите разницу.
17:04 04.11.2009 | юра геспер
Фильм "дневник сельского священика" понравился своей постановкой и искреностью. Фильм "Жизнь других" тоже хороший фильм особено тем как меняется человек со своей идиологией. А вот фильм "Мы из будущего" мне не понравился, фальшивый какой то и история не внушает доверия, слишком старались вызвать гламурные эро чувства к героям, снят красиво но ... Не верю!
00:10 03.02.2009 | Никита
Я нашел ссылку на фильм "Дневник сельского священника". Кому интересно его посмотреть и сохранить, вот ссылки:

1. http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=94321

2. http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=958405

P.S. Спасибо вашему журналу. Вы делаете огромную работу которая, поверьте, не остаеться не замеченой. Спасибо!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: