Отрок.ua

This page can found at: https://otrok-ua.ru/sections/art/show/kinokhroniki_No_5_65.html

Кинохроники № 5 (65)

Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами (2012)

Наверное, самое неблагодарное занятие для актёра — играть святого. Здесь бессильна даже гениальная система Станиславского. Как можно изобразить человека, исполненного Святым Духом? Возведение очей к небу, проникновенный молитвенный шёпот и неестественно сидящая монашеская ряса непременно выдадут актёрские штампы и жалкие потуги на изображение аскета. Возможно, в истории кинематографа всё же найдется несколько счастливых исключений, когда актёрам удалось не играть, а естественно существовать в предложенной ситуации. Картина Александра Столярова «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами» как раз пример такого редкого счастливого совпадения.

В наше время, на фоне родных пейзажей оживают истории Древнего патерика, что лишний раз подтверждает — человеческие страсти консервативны, мало что изменилось с тех времён. Прототипом главного героя картины, несомненно, послужил Паисий Афонский — греческий старец, почитаемый всем православным миром. Это прочтение биографии святого напоминает, как примером своей жизни преподобный может изменить жизнь многих людей.

Барбара (2012)

Когда кажется, что жизнь не удалась, стоит оглянуться вокруг, — наверняка найдутся рядом люди, которым намного хуже, чем тебе. Они нуждаются в помощи, и именно ты сможешь помочь им. Господь даёт шанс человеку совершить подвиг, но остаётся самое трудное: решиться или всё же отступить. И тем тяжелее решиться, когда есть куда и зачем отступать...

Фильм немецкого режиссёра Кристиана Петцольда рассказывает о судьбе молодой женщины-врача в послевоенной Германии. Надо сказать, что в сознании многих немцев жизнь в Восточной Германии была сравнима с жизнью заключённых концлагеря. Кристиан Петцольд пытается взглянуть с другого ракурса на советскую Германию, показать, что счастье было возможно и в ГДР. И перед зрителем встаёт вопрос — а что есть свобода на самом деле? Может, герои фильма не там её ищут?

«Барбара» — это история о необходимости выбора, которая рано или поздно возникает в жизни каждого человека, и о величии подвига, о котором сказано, что нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя.

Дочь землекопа (2011)

Картина «Дочь землекопа» — режиссёрский дебют знаменитого французского киноактёра Даниэля Оттоя. Действие фильма разворачивается в Провансе, на фоне деревенской идиллии — оливковых рощ и виноградников, залитых солнцем. Большая семья скромного землекопа Паскаля, который давно овдовел и один воспитывает шестерых девиц. Старшая дочь Патрисия влюбляется в Жака — сына состоятельных родителей, красавца и ловеласа, но романтика заканчивается буквально через несколько дней — начинается Первая мировая война, навсегда изменившая мир. В этом вихре военных событий Паскаль пытается спасти свою семью и сохранить её честь.

Это история о святости семьи, воспитании детей, наивности и доверчивости, которые так свойственны молодым людям, о юношеской любви и ошибках, которых можно избежать, если прислушиваться к советам родителей. Фильм с ярко выраженным педагогическим акцентом, снят он невероятно целомудренно. Радостно, что в Европе, где сейчас бушуют страсти вокруг ювенальной юстиции, однополых браков и прочей пропаганды греха, всё-таки находятся трезвые талантливые режиссёры, способные снять доброе и красивое кино об истинных человеческих ценностях.

Сергей Белкин

Счастливые люди (2010)

Четыре серии фильма — по одной на каждое время года — охватывают полный годовой цикл непрерывных забот и редких праздников жителей сибирского посёлка Бахта. Отсюда 150 километров до ближайшего врача или милиционера. Дороги отсутствуют, добраться до посёлка можно только по реке Енисей (зимой по льду, летом на корабле) или на вертолёте. По признанию режиссёра, первоначальным замыслом было снять фильм о суровой жизни сибиряков, и главная идея умещалась в призыв: «Люди добрые, помогите!» Но в результате получился фильм о счастливых людях, которые не нуждаются в жалости. Если присмотреться внимательно, эти выкованные среди простых и понятных забот цельные люди вызывают уважение, а может, даже и зависть. На фоне их жизни и отношения к ней сама собой напрашивается переоценка и собственной жизни зрителя.

Пожалуй, лучший комплимент фильму сделал известный европейский документалист Вернер Херцог, назвав его «экстазом правды», в противовес основной массе документалистики, которая является только «бухгалтерией правды». Херцог даже выпустил сокращённую версию фильма, адаптированную для западного зрителя, но нашему зрителю всё же советуем посмотреть полную четырёхсерийную версию.

Иеромонах Савва (Гамалий)

Ранее опубликовано: № 5 (65) Дата публикации на сайте: 18 Октябрь 2013