Крест и утешение

Размышление о Таинстве брака

Единственный язык, на котором можно говорить о супружестве, — это язык Писания, язык Божественного Откровения. Не хотящий или не умеющий говорить на этом языке вынужден описывать брак при помощи или пошлого, или наукообразного лексикона. Язык двух наук используется более прочих. Это язык биологии и социологии. Люди, говорящие на этих языках, расскажут вам о гормонах, железах, комплексах. Расскажут о подростковых прыщах и возрастных перестройках в организме. А еще — о правах и обязанностях, о брачном контракте, о ячейке общества… Этими речами можно наполнить океан, но о самом браке в них — ни слова.

Люди стали политически грамотны. Люди стали психологически подкованы и широко образованы. Но разве брак от этого стал крепче? И разве земля не трясется до оснований от того, что справа и слева на всех континентах существующие семьи рушатся, а еще не начавшие жить — убиваются в зародыше?

Очевидно, что надо говорить о браке на единственно правильном возвышенном языке Писания, на языке пророков и Евангелия. И только тогда малая часть свежих капель от этого потока просочится в нашу действительность.

Например, слово «жених». Это одно из имен Иисуса Христа. Вспомните притчу о десяти девах (Мф. 25, 1-12) и песню на вседневной полунощнице: «Се Жених грядет в полунощи…» Вспомните богослужение Страстной седмицы или крестовоздвиженской недели: «Венцем от терния облагается Жених церковный». А Пасха — «яко Жених исходяй от чертога Своего…»? Это красная нить церковных молитв, и значит, церковного мировоззрения. И великий Павел на каждом венчании напоминает нам: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь (Еф. 5, 25).

С невестой все еще наглядней, а значит и ясней. Белый цвет ее одежды не есть ли цвет невинности, цвет крещения, цвет верности? Сам брак не есть ли нечто библейское — и торжественно открытое, и сладко утаенное одновременно? Бог как невесту украл Израиль, увел народ из дома рабства и повел в Свой дом, в землю, текущую молоком и медом. Бог, как ревнивый муж, был страшнее медведицы, лишенной детей, когда Израиль блудодействовал и ходил вслед «богов иных». Это ли не язык брачных таинств и брачных переживаний?

Долгие годы книжники спорили: включать или нет Песнь песней в канон священных книг? Одни говорили «нет», а другие считали, что день, когда была написала эта Песнь, равен дню выхода из египетского рабства. Если ум твой чист, а сердце, как ветрянкой, уже переболело болезнями юношества, то ты увидишь в этой Песни, как в зеркале, любовь Творца и отдельной души, любовь Христа и Его Церкви. И все это в земных словах, в земных категориях. Если мы «не в теме» и абсолютно глухи к тайне брака, что мы вообще понимаем в Священном Писании?

Из всего, что есть на земле, круг священных чувств и понятий, рожденных любовью и браком, максимально близок к миру Божественных истин. Более близких аналогий под солнцем нет. Даже монашествующих, пламенеющих любовью к Богу, насколько я помню из Лествичника, можно сравнивать по степени чувства с юношами, до конца и безраздельно влюбленными.

Тема брака рождает грусть. Это грусть ученого, описывающего исчезнувшие растения. Грусть археолога, раскопавшего великолепный город, погибший то ли от болезней, то ли от нашествия варваров. Так и брак нужно воспевать, но время от времени вплетать между «осанной» и «аллилуйя» — «вечную память». Он умирает, этот нежный цветок, облагоухавший мир и родивший все чудное. Его убивает тысяча врагов, не похожих друг на друга, собравшихся вместе только чтобы воевать против общего врага. Измены, аборты, разводы. Безответственность, глупость, безделье. Трансвеститы, голубые, розовые. Феминистки, наркоманы, алкоголики. Все собрались. Никто не опоздал, не увильнул, не дезертировал. С кем воюем, господа нечестивцы? С беременной женщиной, с трудолюбивым отцом, с многодетными семьями. С Авраамом и Саррой, с Иоакимом и Анной, с Петром и Февронией…

Естественное стало редкостью. И то, что раньше было обычным, повседневным, сегодня стало почти экзотическим. В такое время мы пришли в этот мир. В такое время Бог призвал нас из небытия в бытие и повелел жить. Наше время не хуже других, просто с ним и в нем следует разобраться. «Спастись не трудно, но мудро» — сказал некто. Создать нормальную семью, выстроить внутри нее здоровые и правильные отношения, жить своей семьей как крестом и одновременно утешением — это задача и труд для нынешней эпохи. Труд, сопоставимый со столпничеством или иным подвижничеством минувших эпох.

Чтение женских журналов, доверчивое отношение к голосам ток-шоу или общественного мнения, раболепные оглядки на западный опыт, на «их» нравы приведут человека туда, куда привела бабку из сказки неуемная спесь — к разбитому корыту.

Есть у Ходасевича стихи:

Пробочка над крепким йодом,
Как ты быстро перепрела.
Так вот и душа незримо
Жжет и разрушает тело.

Человек, выпавший из пазов, из колеи правильного движения, всегда будет несчастен. Живи по моде, верь в науку, смейся над прошлыми поколениями, обколись пирсингом по всей площади тела, спи с кем хочешь — и убеждай себя, что ты счастлив. Все равно душа будет и болеть, и ныть от этой неестественности. И ничем ты ее, душу, не убедишь, пока не станешь жить правильно. Пока не захочешь взять на себя ответственность за чужую жизнь. Пока не отдашь свою жизнь в жертву и всесожжение. Это и есть жизнь семейная в ее идеальном варианте.

Ранее опубликовано: № 3 (27) Дата публикации на сайте: 01 Ноябрь 2007
Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 5 из 5
12:13 08.09.2009 | Вікторія
Все вірно: поки не живеш так як має жити людина згідно із задумом Творця- спокою не знайдеш. Виходить, що найбільше шкоди ми самі собі і завдаємо.Може це не зовсім по темі,але такі вже в мене переживання.
Дякую автору.Храни Вас Господь!
21:51 07.08.2009 | ilia
Ничего хлесткого тут нет. Разве что хлесткость плети самоистязателя: «живи по моде, верь в науку, смейся над прошлыми поколениями, обколись пирсингом по всей площади тела, спи с кем хочешь» - автор впадает в небольшую истерику, вызывающую, правда, сочувствие – действительно, невозможно, обращаясь в мире / в миру, имея дело с символами этого мира и говоря на его языке, не имея возможности говорить, скажем, на языке отшельника, отринувшего мир, и к тому же имея «профессиональную» обязанность противиться соблазнам, - невозможно время от времени не впадать в эту тоску-отчаяние – ну когда же вы от меня отстанете, привязчивые «женские журналы», «голоса ток-шоу», «их западные нравы и опыт».
16:25 11.03.2009 | Денис
Хлёсткий текст. Как всегда без возни и сюсюканий.Содержание и тема актуальны до невозможности. Противоестественное стало правилом лично в моём восприятии и в восприятии большинства моих знакомых,даже церковных...
Внутренне хочется вырасти в меру этих взглядов,хотя рационально со всем согласен.
13:19 28.10.2008 | Сергей
Прекрасная статья.Мне очень понравилась и вообще мне нравится как протоиерей Андрей Ткачев пишет и ведет телепередачи на телевидении все очень доступно и понятно его слова ложатся на душу благодатным дождем и помогают и вразумляют и наставляют спасибо большое за ваши труды и Слава Богу что есть возможность вас видеть читать и слушать. О семей ной жизни хочется сказать ( не люблю слово БРАК )да это большой труд и мы за частую даже не представляем что это такое и что за штука эта совместная жизнь, а родители за частенько ещё больше подливают масла в огонь( невестка не такая зять не такой) и нередко бывают виновниками разводов своих детей.Мне лично в семейной жизни помогает три принципа (если можно так выразится но это проверено годами).1 и самое главное в жизни это ВЕРА заповеди и церковь.2 совет отца чисто житейский "пришел на рыбалку выбрал понравившееся место сиди жди подкармливай рыба клюнет, а будеш бегать с места на место ни чего не поймаеш. 3 Совет полученый от одной благочестивой и мудрой женщины в целом я им руководствуюсь по жизни вообще( царство ей небесное и вечная память)она мне сказала -" ТЕРПЕНИЕ,СМИРЕНИЕ,КРОТОСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ".Вот пожалуй и все. Еще хочется добавить вывод из собственного опыта и наблюдений за жизнью друзей и знакомых ЖИЗНЬ БЕЗ БОГА ПУСТА И БЕССМЫСЛЕННА.
07:29 05.11.2007 | Тамила
У меня семьи не біло. Родители развелись, меня оставили у бабушки, где я жила 3 года без мамы. А сейчас я замужем и мечтаю измениться, создать хорошую семью,иметь много детей. Знаю, будет нелегко, и к этому надо готовиться. Отдать свою жизнь в жертву и всесожжение!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Отрок.ua в: