Марк Аврелий

«Общее дело будет процветать, когда править будут философы, а правители станут заниматься философией», — именно эта фраза Платона была одним из любимых высказываний римского императора Марка Аврелия. Возможно, в Римской империи тех лет не было другого такого человека, который смог бы примером собственной чистоты и доброты противостоять надвигающемуся хаосу. «Он проявлял исключительный такт, когда нужно было удержать людей либо ото зла, либо пробудить их к добру. Он делал одних людей хорошими, а хороших превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых», — так пишут о нём римские историки. Конная статуя императора, выполненная из бронзы и покрытая позолотой, чудом сохранилась. По легенде её не переплавили в Средние века, как многие другие, лишь потому, что перепутали с изображением Константина — первого римского императора, принявшего христианство.

С юности увлечённый поисками истины, Марк Аврелий был аскетом по натуре, как император он мог обладать любой роскошью, но скорее тяготился обязанностью участвовать в увеселениях и пиршествах, презирал земную славу и не стремился к ней. В правление Марка Аврелия гонения на христиан не прекратились, хотя и не усиливались. К сожалению, несмотря на мировоззрение, очень созвучное христианству, император так и не обратил свой ум ко Христу. Однако его мысли и наблюдения, его образ жизни во многом достойны подражания и служат примером самообладания и благородства.

Марк Аврелий Антонин (121–180) — римский император, прозванный ещё при жизни «философом на троне», правил Римской империей девятнадцать лет, двенадцать из них провёл в военных походах. Был приверженцем философских воззрений стоиков. Законы, изданные Марком Аврелием, были направлены, прежде всего, на благо простых людей империи. Вёл дневниковые записи, которые потомками оценены как философский труд. Марк Аврелий был последним императором из плеяды великих правителей Древнего Рима — Траяна, Адриана и Антонина Пия, — это время стало настоящим «золотым веком» в истории империи.

1. Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого.

2. Поутру следует сказать себе: «Сегодня мне придётся столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Эти свойства проистекают от незнания ими добра и зла. Я же, познавший прекрасную природу добра и постыдную — зла, понимаю и природу тех, кто заблуждается. Они мне родственны не по крови и происхождению, а по божественному соизволению и разуму. Я защищён знанием от их зла. Они не могут вовлечь меня во что-либо постыдное. Но нельзя и гневаться и ненавидеть тех, кто мне родственен. Мы созданы для совместной деятельности, как ноги и руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу — противно природе; а досадовать и чуждаться таких людей и значит им противодействовать».

3. Будет удача, если каждое дело исполнишь как последнее в своей жизни, освободившись от безрассудства, подогреваемого страстями, пренебрежения к велениям разума, лицемерия, себялюбия и недовольства собственной судьбой.

4. Пусть не рассеивает тебя приходящее к тебе извне! Создай себе досуг для того, чтобы научиться чему-нибудь хорошему и перестать блуждать без цели.

5. Нелегко указать на кого-либо, кто стал бы несчастным от того, что был невнимателен к происходящему в чужой душе. Но неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной души.

6. Время человеческой жизни — миг; её сущность — вечное течение; ощущение — смутно; строение всего тела — бренно; душа — неустойчива; судьба — загадочна; слава — недостоверна. Одним словом, всё относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе — сновиденью и дыму. Жизнь — борьба и странствие по чужбине; посмертная слава — забвение.

7. Не расточай остатка жизни на мысли о других, если только дело не идёт о чём-либо общеполезном. Ведь раздумывая о том, кто что делает и ради чего он это делает, кто что говорит, замышляет и предпринимает, ты упускаешь другое дело: всё подобное отвлекает от забот о собственном руководящем начале. Надлежит удалять из своих представлений всё бесцельное и праздное, а в особенности всё, внушаемое любопытством и злобой.

8. Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая направляет действия на пользу людей. Во-вторых, умей изменить своё мнение, если кто-то указал на твою ошибку или сумел переубедить тебя. Но изменять своё мнение возможно лишь в соответствии со справедливостью, общей пользой и тому подобным, а не потому, что новый взгляд кажется более лёгким, приятным или сулит славу.

9. Всё случающееся с тобой было изначально суждено тебе и сопряжено с тобой в силу устройства Целого. Вообще же жизнь мимолётна, надо разумно и справедливо использовать настоящее.

10. Не забывай при всяком событии, повергающем тебя в печаль, опираться на основную мысль: «Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его — счастьем».

Использованы фрагменты из книги «Наедине с собой»

Ранее опубликовано: № 6 (78) Дата публикации на сайте: 13 Июнь 2016

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: