Место встречи

Мы часто хвалимся: «Святая Русь, православная Русь».
О, когда бы нам быть и остаться навсегда святыми
и православными, или хоть любящими святость и Православие!
Какой верный залог несокрушимости имели бы мы в этих титулах!
Свт. Феофан Затворник

Удивление — мать философии. Глядя в телескоп или микроскоп, удивляться нетрудно. Гораздо труднее удивляться обычным вещам. Например, многоэтажному зданию. Что это? По количеству жителей — хорошее многолюдное село. Село, неведомой силой поднятое в воздух, окаменевшее и застывшее в форме правильного параллелепипеда. Так, кажется, и видишь, будто на ускоренной киноленте: ручейки людей стекаются с разных сторон, с муравьиной поспешностью роются котлованы, забиваются сваи, вырастают пустоглазые, как после бомбардировки, стены. Плёнка трещит и крутится быстрее. Вот дом готов. В него заносят мебель, забегают, заезжают на лифте, вешают занавески, создают уют, зажигают торшеры и люстры. Стоп. Плёнка переходит на обычную скорость. Перед нами — стандартная многоэтажка с обшарпанным лифтом, почтовыми ящиками, забитыми рекламой, и доброй сотней квартир, тех, что прежде были сельскими хатами.

В каждом селе все знают друг друга как облупленных уже после одного-двух лет соседства. В многоэтажке можно родиться, прожить свою меру дней и выплыть из неё на плечах родственников вперёд ногами, так и не узнав при этом большей части своих соседей. Да что там большей части, даже соседей по лестничной клетке. Но главное отличие села от дома — не в этом. В каждом селе есть храм. Если даже принять во внимание недавнюю борьбу с религией, то храм всё же будет один на два-три села. Иначе и быть не может.

По этой логике вещей возле каждого многоквартирного дома или, по крайней мере, блока домов должна быть церквушка. Она должна быть внутри двора, чтобы звон её небольшого колокола созывал на молитву сотни людей, строивших её, крестившихся и венчавшихся в ней. Она будет ещё органичнее, ещё востребованнее, чем спортгородок или песочница.

Многие православные общины на Западе строят детские площадки вблизи своих храмов, для того чтобы мамы могли спокойно молиться на литургии, а дети — играть друг с другом и кататься на качелях под наблюдением очередной дежурной мамаши. То есть там площадки достраивают к храмам, а нам надо бы пристраивать храмы к площадкам.

Современные микрорайоны спланированы очень человеколюбиво: почта, химчистка, школа, аптека… Всё, кажется, учтено для нормальной комфортной жизни. Но кого? Человека с гуманистическим мировоззрением, человека, мыслящего в центре мира — себя. Если бы в центре мировоззрения строителей наших городов и живущих в них был Господь, то в каждом микрорайоне было бы здание особой архитектуры, чей увенчанный крестом купол указывал бы на Евхаристию.

А так ныне, чтобы помолиться, мало выйти из дома. Нужно садиться в маршрутку или спускаться в метро. Нужно, словом, совершать целое паломничество, потому что место встречи с Создателем в наших городах «человеколюбиво» не предусмотрено. Это ещё и индикатор нашей религиозности. Большинству крещёных людей Бог нужен раз в год — на Пасху, или два раза в год (добавим Рождество). Плюс несколько дней в году нам что-то нужно от Бога: воды набрать, фрукты посвятить. Этим исчерпывается религиозность масс. А если мы придём когда-нибудь, точнее вернёмся, к здоровой религиозности, то у нас появится вполне естественное желание ежедневно или несколько раз в неделю выслушивать вечерню. Услышав звук колокола или била во дворе, мы поспешим на службу, и любимую нами, и понятную нам, а значит, и не тяжёлую, как бы длинна она ни была. Это будет лучшим доказательством того, что мы — христианская страна, что мы не только были, но и вновь стали Святой Русью.

Есть у Крылова басня про гусей. Гонит мальчишка хворостиной гусей, а они недовольно гогочут: «Мы Рим спасли, не смей нас трогать». Мальчишка им резонно отвечает: «Так то ж не вы. То ваши далекие предки. А вы-то сами что сделали?» И продолжает хворостиной подгонять их, вроде бы даже на кухню. Хвалиться прежним — дело похвальное, но не самое главное. Уподобиться древним, повторить их славу — дело гораздо более высокое. Покуда каждый блок многоэтажек не украсится маленьким храмом, мы не сможем пользоваться именем Святой Руси со всей ответственностью. Наша страна будет не «христианской страной», а страной, где живут отдельные христиане. Разница существенная, и есть над чем трудиться.

Ранее опубликовано: № 2 (21) Дата публикации на сайте: 11 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 2 из 2
15:30 30.04.2009 | Елена
Спасибо Вам, батюшка. Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи. А с Вами, Валерий, я не согласна. Да, то о чём Вы пишете, к сожалению, присутствует в нашей жизни.Но вот недавно мы с сыном ходили на Вербное Воскресенье святить вербу, и сын (а ему 13 лет) с удивлением отметил, что в церкви очень много молодёжи (а он, видимо, ожидал увидеть там более старшее поколение!). И что самое интересное, так это то, что эта молодёжь находится здесь "СО ЗНАНИЕМ ДЕЛА", а не из праздного интереса. И возле икон стоят и молятся, и взгляд просветлённый. А вот вчера после работы я зашла с подругой в церковь поставить свечку за упокой. Так на службе была вообще ОДНА МОЛОДЁЖЬ!!! И ни одной бабушки! Да и у нас на работе всё большее количество людей находят счастье в Боге. Так что я думаю не всё потеряно!Спаси Вас, Господи!
17:14 13.12.2008 | Валерий
...Звучит, как далёкая несбыточная мечта... Десятилетиями гнали Христа безбожники на Руси, громили храмы, истребляли верующих, насаждали сатанинские учения... А Вы, батюшка, пишете так, как будто этого ничего не было. Только вот храмы позабыли строить в микрорайонах... Посмотрите, в какой Руси(?) мы сейчас живём? Какое сейчас общество? Какое христианство? О чём Вы пишете?.. Расколы, безбожие, сектанство, униатство, национализм, мещанская потребительская философия, навязывание антихристианских ценностей и приоритетов жизни через СМИ, развратная реклама и прочее - вот черты нашей современности. Где ж тут место храмам Господним?.. Скорее по десять казино строить в каждом районе начнут, чем по одному православному храму... Сейчас наступает время, когда нужно верующему человеку брать на себя всецело ответственность самому быть Храмом Божиим, как и написано: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы"1Кор.3:16,17 и " Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" 2Кор.6:16.
...Лучше уже не будет. Мы ведь уже в предантихристову эпоху живём. Поэтому верующим лучше о храме своей души больше заботиться. А священникам - помогать прихожанам в этом благом деле. Простите, если чем обидел! Спаси, Господи!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: