«Миллионер из трущоб»

Последний фильм режиссёра Дэнни Бойла — оскароносная криминальная мелодрама «Миллионер из трущоб» — видится мне чем-то вроде лакмусовой бумажки. Для одних история простого индийского паренька, волей судьбы становящегося национальным героем и обладателем колоссального состояния, — нечто пошлое и предсказуемое, для других — трогательный и захватывающий воображение рассказ о чуде.

Джамаль Малик, попав на телевизионную игру «Кто хочет стать миллионером?», неожиданно для всех безошибочно отвечает на все вопросы ведущего. Подозревая паренька в мошенничестве, ведущий сдаёт его в полицию.

Успех настораживает. Нам, зрителям, мировое торжество этой картины подозрительно так же, как полиции подозрителен главный герой, слишком легко отвечающий на все вопросы шоу. Всепроникающая ирония научила нас всегда задумываться: кто за это платит и кому это нужно? Если копать глубоко, то «Миллионера из трущоб» легко заподозрить в защите ислама только потому, что главные герои — братья Малик — мусульмане по рождению, рано теряют мать, погибшую во время погрома от рук индуистов. Но разве это верно? Ведь, с другой стороны, мы увидим, что не Джамаль, который скоро выиграет миллионы, а именно его брат, пошедший по кривой дорожке преступлений, перед новым «делом» будет молиться Аллаху.

Разгадка, пожалуй, проще, и правы не те, кто ищет подвоха, а те, кто готов поверить сказке и порадоваться за другого, кем бы он ни был — «лопоухим губошлёпом», миллионером или удачливым разносчиком чая.

Внимательный зритель с первых же кадров «Миллионера» вспомнит о других ребятишках из трущоб — о подростковых бандах «Города Бога» (2002), а памятливый читатель, разумеется, помянёт Диккенса. Но общего у этих историй не так уж и много. «Миллионер из трущоб» — всё-таки не социальная, а развлекательная картина, в которой всё строится по закону мелодрамы. Это значит, что зло наказывается, а добро торжествует здесь и сейчас, в рамках экранного времени.

На поверхности картины — самые простые вещи, на которые эмоционально отзывается любой человек. Можно пожурить режиссёра за то, что он строит картинку из таких простых кирпичей: это неожиданная удача, всепобеждающая любовь, торжество справедливости, — а можно похвалить его за удачное их сочетание. Можно было бы сказать: «Да это просто исполнение американской мечты, история обогащения». Но это не так. Потому что каждый из нас узнает в Джамале Малике Иванушку-дурачка и поймёт, что главный герой этой сказки — не доллар и банковский чек, а человек.

Напоследок хотелось бы сказать, что львиная доля успеха этого фильма, безусловно, принадлежит очень удачному саундтреку. Именно эта динамичная и современная музыка превращает незамысловатую, в общем-то, картинку в нечто большее. И в этом — своя правда, ведь говорить об Индии в кино без музыки просто невозможно. Не так ли?

Ранее опубликовано: № 3 (39) Дата публикации на сайте: 24 Август 2009

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 3 из 3
12:34 27.09.2010 | StanislavE
История, рассказанная в фильме, стара, как мир, максимально предсказуема и стандартно цитирует вечные жизненные ценности - бедный, но порядочный и честный простолюдин проходит жесткие испытания судьбы и в награду получает «полцарства и принцессу». В варианте Дэнни Бойла это бомж Джамаль Малик, оставшийся без родителей и переживший предательство родного брата. Случайно Джамаль попадает на игру «Кто хочет стать миллионером?» и выигрывает баснословную сумму денег.
09:02 01.09.2009 | Yarick
По моему фильм - смакование западного стиля жизни, насаждаемого в Индии и везде. На наших глазах создается геенрация новых людей, которые хотя и будут называть себя индусами, христианами, магометанами, кришнаитами, но будут исповедовать одну идеологию.

Очень знаковыми были раскованные пляски в конце если бы героиню одеть не в обтягивающие штаны, а в минишортики, то этот фильм еще больше понравился бы исповедающим "общечеловеческие ценности".

По моему фильм о том как здорово быть всем едиными, нет не во Христе в "Культуре" в "Общечеловеческих ценностях".

Как говорил о. Серафим (Роуз) "Осталось позже чем мы думаем. Апокалипсис уже соврешается"
10:32 25.08.2009 | Паломник
Фильм преследует ряд идеологических и коммерческих целей. В Индии крайне велико социальное неравенство, и фильм предлагает иллюзию о том, что и простой хлопец из трущоб может стать мультимиллионером. Такие рецепты социального умиротворения с помощью игры светотени на экранах часто предлагали западные кинокомпании, по стопам которых идут индусы.Или вот политическое шоу: негра избирают президентом самой сильной державы мира в период экономического кризиса, дабы самые обездоленные слои этой страны - негры, не вздумали бунтовать, дабы они верили в справедливость своей системы, где их сородич может пролезть наверх.

Никакой "защиты ислама" здесь нет, как впрочем и защиты индуизма. Главный герой говорит: если бы НЕ РАМА И НЕ АЛЛАХ, то моя мать была бы жива. То есть, он не похож на настоящего мусульманина, он говорит как АГНОСТИК. Агностицизм же теперь есть господствующая идеология, навязываемая всеми СМИ подряд, да и системой воспитания тоже.

Главная героиня теряет невинность, что по меркам любого традиционного общества, в том числе индийского, является
катастрофой. В фильме же это не мешает хеппи-энду. В фильме страшно понижены и другие хорошие идеалы индийского общества: злодеи не наказаны,или наказаны не сильно, присутствуют сомнительные сцены. Да, на первый взгляд кажется, что этот фильм более реалистичен, чем старые индийские фильмы, там есть много реальных трущобных сцен, нет дурацких спецэффектов, но на деле он - сказка, пропагандистская фантазия о невозможном.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: