«Мне стали слишком малы твои тёртые джинсы…»

Наверное, те, кто стоял в километровых очередях в наши первые «Макдональдсы», сегодня вспоминают об этом с такой же грустной иронией, как и те, кто в «те годы» охотился за джинсами и американскими пластинками. И те, и другие хотели не так уж много — вдохнуть хоть глоток «их» свободы, подышать другим воздухом... Сегодня приобщиться к «свободе по-американски» может любой. Только воздух не так уж свеж — и иллюзий всё меньше.


Помнится, несколько лет назад старый хиппи Грэг, заметив на моём тогдашнем разрисованном рюкзаке нелестные слова в адрес USA, сказал, что «в его время» прогрессивные люди меня бы за такие надписи заплевали. Америка для всех инакомыслящих СССР была исключительно символом свободы. Даже советские рок-н-ролльщики, кажется, не понимали, что музыка, которую они правдами-неправдами протаскивали сквозь железный занавес, рискуя при этом вылететь с работы или из института, родилась именно как протест против пороков страны, ставшей для них идолом.

Лично для меня Америка начиналась с Фенимора Купера и — где-то одновременно, а может, чуть попозже — с голливудских боевиков и диснеевских мультсериалов. Мокасины и меткое ружьё Зверобоя, тёмные очки и шестиствольный пулемёт Терминатора, цилиндр и денежные ванны дядюшки Скруджа МакДака — все эти образы до сих пор сидят где-то в глубинах черепной коробки, время от времени всплывая и вызывая насмешливо-грустную ностальгическую улыбку. Потом была музыка, книги — не об индейцах уже, а о битниках, переписка с товарищами «оттуда»… Не помню, хотел ли когда-нибудь жить в Соединённых Штатах. Понятно — съездить хотелось, но, видимо, не очень: я даже сколько-нибудь ощутимых усилий к этому не приложил. Вместе с тем, невзирая на полную платоничность, отношения с Америкой складывались хорошие. Наверное, это была любовь.

А потом она стала меняться. Точнее, медленно поворачиваться ко мне другой своей стороной. Войны в Ираке и Афганистане, кровавые нефтедоллары, сверхприбыли собственников оружейных заводов…

Америка — это символ глобального капитализма. Это непомерно массивные корпорации, обладающие огромными бюджетами и мало перед чем останавливающиеся в погоне за своими миллиардами. На их счету уничтожение тропических лесов, выселение целых народов с исконных земель, сотрудничество с диктаторскими режимами, беспощадная эксплуатация рабочих в странах третьего мира, бесцеремонный захват общественного пространства. О заработках на войне и с помощью войны я уже упоминал. Деньги, конечно, не пахнут, и рассуждать о морали в вопросах, связанных с круговоротом n-значных сумм, среди «взрослых» людей как-то не принято. Но есть один интересный момент: по меньшей мере, к половине вышеперечисленных «общественно полезных» деяний причастны совсем уж «невинные» компании а-ля Coca-Cola и McDonald’s.

Думаю, название McDonald’s — слишком громкое, чтобы ограничиться простым его упоминанием. Эти закусочные с их джанк-фудом и агрессивным маркетингом есть практически в каждом уголке мира. Казалось бы, ну и пусть: нравится — ешь, не нравится — не ешь. А ведь едят же!.. И дело не только в ожирении и химикатах. Постепенная «американизация» питания в странах, где этим, по идее, даже пахнуть не должно — например, в Индии и Китае — имеет ещё и более глубокие негативные последствия, чем нарушенное здоровье любителей гамбургеров. Возрастающее потребление мяса, связанное с переходом на «классическую» американскую диету, в глобальном масштабе непосредственно влияет на ухудшение продовольственной ситуации. Увы, это не просто очередные вегетарианские страшилки. Растущее поголовье скота требует для откорма огромных объёмов зерна, которое могло бы использоваться (но не используется) в пищу непосредственно людьми. Для выращивания килограмма мяса необходимо от 6 до 20 килограммов зерна — в зависимости от вида животных, а возрастание спроса на последний из продуктов на 5 % в одном только Китае поглотит весь существующий мировой экспорт.

Честности ради стоит отметить, что повальная «украинизация» гастрономических склонностей глобального сообщества имела бы аналогичное влияние. Для того чтобы «полноценно» (по нашим меркам) питаться, ресурсов планеты едва ли хватило бы и для половины нынешнего её населения. Конечно, это не значит, что количество биомассы homo sapiens надо срочным образом уменьшать, как это утверждают некоторые «филантропы». Проблема в другом: регулярно переедающих на земле в 2-3 раза больше, чем страдающих от голода. Такая вот жёсткая взаимосвязь между чревоугодием одних и нуждой других.

Теперь о людях. Судя по рассказам друзей-нелегалов, «там» люди такие же, как и здесь, — живые и тёплые, умеющие и плакать, и смеяться. Не роботы и не супергерои. Естественно, свои национальные (или, лучше сказать, многонациональные) особенности тоже имеются.

Оказывается, насчёт свободы советские хипстеры в чём-то были правы. В большинстве американцев действительно живёт это чувство. Говорят, им намного легче, чем нам, бросить работу, продать дом или вообще переехать куда-нибудь — сразу и навсегда. Никаких особенных сантиментов, никаких привязанностей. Может быть, это потому, что все американцы — кроме, естественно, коренного населения — потомки переселенцев? Вернер Зомбарт, известный немецкий учёный, по этому поводу сказал так: «…чужбина пуста. Она как бы лишена души для пришельца. Ок­ружающее не имеет для него никакого значения. Самое большее, он может использовать его как средство к цели… Это наблюдение, что единственное отношение янки к окружающему миру есть отношение чисто практической оценки с точки зрения полезности… уже часто делалось, особенно теми, кто посеща­л Америку в начале XIX столетия». Может быть, такое отношение к земле изгнания, долженствующей в своё время быть уничтоженной огнём, даже правильно — если, конечно, оно не распространяется и на людей тоже? Может быть. Но, кажется, распространяется. Индивидуализм — та болезнь американского общества, о которой пишут даже некоторые из наиболее чутких его представителей. Обратной стороной свободы «по‑ихнему» является одиночество…

Тем не менее, не стоит обвинять Америку во всех грехах, как это у нас очень любят делать. Лучше уж честно присмотреться к самим себе.

Например, соотношение количества абортов и родов в Украине составляет 40:100, тогда как в США — «всего» 24:100. Чтобы пресечь попытку объяснить сие тлетворным вражеским влиянием (мол, нас развращают, а себя берегут), отмечу, что по сравнению с 1991 годом — когда такое влияние, по идее, должно было бы начаться в полную силу — количество абортов в нашей стране, слава Богу, уменьшилось. К тому же, более чем в четыре раза. Впрочем, вряд ли динамика абортов вообще как-то связана с американизацией.

По объёмам выпитого алкоголя мы тоже «догнали и перегнали» (что, в принципе, не удивляет). Согласно официальной статистике, в Украине потребляется 12 литров алкоголя в год на душу населения — в эквиваленте чистого спирта. Остаётся лишь догадываться, какой будет эта цифра с учётом выпитого самогона. По данным некоторых исследователей, она составляет около 20 литров. Для сравнения, в США — 8,6.

В общем, особо превозноситься нечем.

Не удержусь, чтобы не зацепить ещё одну ржавую струну антиамериканского сознания. Многие не любят янки за то, что они (якобы) навязывают миру свою культуру. А ведь среднестатистический американец делает для продвижения своей культуры ничуть не больше, чем среднестатистический житель любой другой страны. Как он вообще может вести пропаганду, сидя где-нибудь в своём Техасе или Северной Дакоте? И хочет ли? Честное слово, никогда не приходилось видеть ковбойских крестовых походов! Экспансия происходит не со стороны обычных людей, а со стороны тех, кто имеет от этого выгоду. Более того, как раз американская нация и послужила корпоративным монстрам полигоном для первых испытаний того суррогата, который получился в результате перемешивания до полной неразличимости культуры и товарных отношений. Как раз американская нация стала первой жертвой ожирения от джанк-фуда, отравлений и мутаций от некачественных медикаментов, промывки мозгов с помощью дегенератских телешоу, а также — тотальной брендизации общественного сознания. Кстати, в одной книжечке, посвящённой защите глобального капитализма, встретил весьма забавную мысль: мол, развивающиеся страны, благодаря усвоению опыта своих старших в экономическом плане братьев, могут перепрыгивать через некоторые стадии процесса развития и брать для себя только всё самое лучшее из уже достигнутого. Интересно, почему же тогда не перепрыгивают? Почему идут всё по той же проторенной дорожке? Вопросы, конечно, риторические.

А вообще — хватит рефлексировать. Основное, с грехом пополам, уже сказано. Любовь прошла. «Гудбай, Америка!» Я больше не хочу ни в прерии, ни в Диснейленд, ни в Сиэтл девяностых, ни в Хейт-Эшбери шестидесятых. Но и видеть в каждом жителе США врага тоже не собираюсь. Во-первых, считаю, что почти все негативные явления, исходящие оттуда, коренятся в капитализме. Во-вторых, нам бы самим ещё надо брёвнышки из глаз повынимать… А то успокаивать свою совесть, кивая на кого-то другого, легче всего. Не так ли?

Ранее опубликовано: № 4 (46) Дата публикации на сайте: 25 Октябрь 2010

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
«Мне стали слишком малы твои тёртые джинсы…»

«Мне стали слишком малы твои тёртые джинсы…»

Сергей Турович
Журнал «Отрок.ua»
Многие не любят янки за то, что они якобы навязывают миру свою культуру. А ведь среднестатистический американец делает для продвижения своей культуры ничуть не больше, чем среднестатистический житель любой другой страны. Как он вообще может вести пропаганду, сидя где-нибудь в своём Техасе или Северной Дакоте? Экспансия происходит не со стороны обычных людей, а со стороны тех, кто имеет от этого выгоду.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 9 из 9
12:53 03.11.2010 | Зловещий аноним
В американской культуре есть поговорка:"Was never good" (Никогда не был хоршим). Так вот и совок воз невер гуд и пендостан тоже воз невер гуд. А идеализация чего-либо - это лишь результат слабости и глупости человека... Идеален ведь ТОЛЬКО Бог, да и то, если Вы не атеист...
13:28 28.10.2010 | Турович
заробіток як головна мета ведення господарства.
11:42 28.10.2010 | Никита
Что не так с капитализмом?
10:20 28.10.2010 | Турович
2 Никита
"и что же вы предлагаете? Возродить власть Советов?"
Не треба нічого відроджувати. Справа не тільки (і не стільки) в системі. Потрібно міняти свідомість - насамперед свою власну. Ну і - вести посильну антикапіталістичну пропаганду:)
Взагалі-то, зараз існує ціла галузь знання під назвою "філософія господарства", яка займається пошуком нового ідейного підгрунтя для економічної діяльності. Є різні школи, в т.ч. і російська школа Осипова, яка продовжує традицію, започатковану С.Булгаковим.
"Ссылаясь на каких-то дореволюционных деятелей и мыслителей критики не желают понимать, что это было ТОГДА."
Згоден на всі сто.

2 Оптимист
Ага, то у них, виявляється, в поліції працює така сама "планова" система, як і в нашій міліції?:) Дякую. Буду знати.
18:14 26.10.2010 | Оптимист
В первом приближении может и свобода:)Но как только узнал, что рядовому копу, в обязательном порядке, нужно выявить 10 нарушений правопорядка на участке...:((
Тут,как говорится, и заканчивается свобода, демократия, оптимизм...

17:46 26.10.2010 | Никита
"коренятся в капитализме."

и что же вы предлагаете? Возродить власть Советов?

что касается американофобии и евроненавистничества - по-моему это какой-то комплекс неполноценности.
Ссылаясь на каких-то дореволюционных деятелей и мыслителей критики не желают понимать, что это было ТОГДА.
ТОГДА нас превосходили в экономическом плане, но мы держались за свою веру и культуру. Именно это отличало русского от европейца - верность традициям.
СЕЙЧАС мы во многом отстали в моральном плане от запада. То же количество абортов, наркоманов, алкоголиков, бездомных.
А уж в экономике между нами пропасть немыслимая.
Нам действительно надо посмотреть сначала на себя, на то, в какой канаве находимся мы. А потом уже и других критиковать.
16:56 26.10.2010 | Турович
2 Євген
Дякую за коментар.
Взагалі-то, це ще одна стаття із "американського номера". Тема така була:)
За банальщину прошу вибачення. Намагався писати про те, що мене справді хвилює. Як вдалося - це вже інше питання...
16:10 26.10.2010 | Євген
Дуже дивно, знову стаття про Америку... Щось по кількості згадувань про ту нещасну Америку, Отрок починає бити рекорди, до того ж, самі згадування в стилі "гудбай Америка" писані, почасти, тими хто там ніколи не був, це така редакційна політика, чи що? Невже мало актуальних тем, чи мо', раптом у нас покращення наступило, а я і не помітив, чи може високо-кульрний і високо-нравствєнний північний сусід став для нас достойним зразком для наслідування. Дивні справи твої, Отроче, здалась Вам та Америка, так скоро може ще й статті про дикунства людожерів з'являться "гудбай Африка", не вже більше не лишилося об'єктів для критики під власним носом (щоб не сказати на власному носі)? Я не є прихильником, чи противником Америки, просто дивує чому наших людей так переймає Гондурас, Албанія, Косово чи Америка. Стаття нормальна, в ній є слушні моменти, але в цілому вона банальна до відрази, може краще писати про те, що краще знаєш, і що більше болить, і головне про те, що ми, тут, або в собі можемо змінити? Вибачайте як кого образив, не хотів.
22:30 25.10.2010 | Tatiana
точно... лучше на себя посмотреть

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: