Отрок.ua

This page can found at: https://otrok-ua.ru/sections/art/show/na_rabote_kak_v_cerkvi.html

На работе – как в Церкви

Епископ Обуховский Иона

— Отец Иона, приходя к вере, молодые люди начинают тяготиться светской работой, прежде такой любимой. В чем тут дело?

— Думаю, дело в смене приоритетов. К чему стремится рядовой житель мегаполиса? К карьерному росту, стабильности, увеличению зарплаты… Когда же Господь дает сердцем услышать слово Евангелия — не заботьтесь, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф. 6, 25), душе открывается новое понимание счастья. Душа приходит к тому, что счастье — не в посадке дерева или построении дома, а в приближении к Богу. Прежние цели становятся смешны, перспективы — не так заманчивы. В это время меняется весь строй душевной жизни. Душа становится чутка ко лжи, фальши, болезненно переживает жестокость и несправедливость.

Мало в каких организациях сегодня работа строится на евангельских заповедях. В современных коллективах часто царит зависть, идет естественный отбор, действует «закон джунглей». Работа, построенная на принципах карьеризма, тяготит церковного человека. Да и методы работы многих фирм не всегда чистоплотны. Сложно не поддаться общим настроениям, не расслабиться и не отступить на те позиции, с которых начинал духовную жизнь. Потому молодежь ищет работу при церкви или у православных людей — хоть мало платят, зато душе спокойнее. Особо опасные сферы — торговля, реклама, шоу-бизнес. Здесь нормой считается игра на низменных чувствах, и сознательно помогать этому христианин не должен ни в коем случае.

Однако есть масса примеров, когда воцерковившийся человек, оставшись на своей работе, одухотворяет ее евангельским смыслом: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Если христианин живет и работает достойно, не скрывая своей веры, то многие окружающие по его примеру приходят ко Христу. Проповедовать не обязательно, достаточно жить по-христиански, и пример такой жизни без слов обратит к Богу многих.

— Удается ли ребятам совмещать работу с церковным послушанием? Что сегодня молодой человек может сделать для Церкви?

— Если человек молод, не обременен семейными делами и работа не поглощает все его время, то есть смысл посвятить часть досуга церковному послушанию. Радостно видеть, что многие ребята, горя верой, имея ревность о Господе, не могут довольствоваться только посещением богослужения раз в неделю. Человеку, уверовавшему во Христа, хочется послужить Ему и ближним. Благо, возможность такая есть: почти в каждом храме необходима помощь в уборке; при многих приходах производится социальное служение.

Например, в Кирилловской церкви прихожане оказывают помощь пациентам психиатрической больницы, в храме св. великомученицы Варвары при киевском онкоцентре желающие могут уделить время детям, больным раком. Многие храмы все еще лежат в руинах, и ребята из молодежного центра «Реставросъ в Украине» организовывают трудовые экспедиции по стране для помощи строящимся провинциальным храмам и монастырям. Разумеется, помогать храмам нужно не самочинно, а с благословения настоятеля и своего духовника.

— Если все же молодому человеку совсем невмоготу оставаться на мирской работе, каковы его шансы найти работу в Церкви? Какие профессии на сегодняшний день наиболее востребованы?

— Сегодня постоянную оплачиваемую работу в Церкви получить сложно. Возрождение религиозной жизни началось более пятнадцати лет назад, и за это время воспиталось не одно поколение людей, желающих трудиться при храме. Есть, впрочем, ряд занятий, всегда востребованных. В приходских изданиях и типографиях нужны редакторы, журналисты, верстальщики, печатники. В храмах, которые восстанавливаются — представители строительных профессий. Там, где есть автомобиль для церковных нужд, требуются водители. Необходимы также певчие, художники, архитекторы. Но чтобы получить работу при храме, нужно быть воцерковленным человеком.

— Какие проблемы связаны с церковной работой? Каковы ее преимущества?

— Многих смущает низкий уровень оплаты труда. Увы, сегодня Церковь не имеет возможности обеспечивать высокие зарплаты, поскольку находится на стадии восстановления. Кроме того, не обойтись без искушений. Враг рода человеческого, которому не доставляет радости, что человек находится при храме, проповедует, служит Господу, непременно будет показывать неприглядные стороны церковной жизни. Нужно помнить мнение Святых отцов, что если за добрым делом не последовало искушение — оно не принято Богом, и относиться ко встретившимся соблазнам с терпением и любовью.

Кроме того, необходимо постоянно помнить о высокой мере своей ответственности. Когда человек имеет шанс своим трудом непосредственно помогать делу Божию, он обязан стараться это делать так, чтобы не получить вместо благословения осуждение. Нужно помнить: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10).

Есть и такая опасность церковной работы, как привыкание к святыне. Если труждающийся не причащается, не исповедуется, не имеет духовника, то есть формально работает при храме, но над своей душой не трудится, то работа такая неспасительна.

Главный плюс работы в храме — ни с чем не сравнимая радость: Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его (Пс. 26, 4).

— Есть ли у молодого человека, работающего в церковной организации, возможность проявления инициативы, пространство для творческого и профессионального роста, ведь известно, что в Церкви все делается по благословению и по послушанию?

— Благословение — это испрашивание благодати Божией для творения всякого доброго дела. Поэтому любая добрая инициатива, осуществляемая с благословения священноначалия, способствует росту, как духовному, так и профессиональному. Но расти надо так, чтоб этот рост не привел к тщеславию и гордыне. Труждающийся в храме не должен чувствовать себя особенным, неким столпом Церкви. Благословение нужно и для смирения, и для осознания того, что ты трудишься во славу Божию по послушанию. Святые отцы учили, что благодать возвращается к человеку тем путем, которым покинула его. Человек пал в Адаме, когда тот ослушался Творца, и именно непослушание стало основой греха. Наша воля может быть исцелена только послушанием Церкви, священноначалию, духовнику. Только так мы можем оказать послушание Христу, во славу Которого приходим трудиться в Церковь.

Беседовала Екатерина Ткачёва

Ранее опубликовано: № 5 (10) Дата публикации на сайте: 09 Сентябрь 2007