Неправильная профессия

На вопросы Юлии Самариной отвечает протоиерей Андрей Ткачев

К 25 годам человек обычно определяется, кем ему быть. Более того, в 25 лет он обнаруживает, что уже что-то окончил и кем-то стал. Христианская молодёжь — это тоже молодёжь, и, конечно, мы все на кого-то учимся и кем-то работаем. Интересная ситуация возникает тогда, когда ты обнаруживаешь, что у тебя какая-то «неправильная» профессия.

Позвольте мне внести свою лепту в разговор о вере в нашей жизни. Говорить будет человек «неправильной» профессии — редактор глянцевого журнала, поэтому не принимайте его рассуждения всерьёз: он просто шутит.

В нашем мире часто происходит так, что христианином пытаешься стать уже после того, как выбор сделан, высшее образование получено. Хорошо, если ты учитель, врач или пожарный. Эти люди учат, лечат, спасают, их не в чем упрекнуть. А что делать, если сама профессия предполагает сделку? Выходит, эта профессия «неправильная»?

«Все профессии важны, все профессии нужны», — сказал Владимир Маяковский. Но когда он писал стихотворение «Кем быть?», некоторых профессий ещё не существовало. Допустим, у тебя всегда была пятёрка по литературе и английскому, ты сочинял стихи, читал Марселя Пруста и в конце концов поступил на филологический. Широкая специальность «филолог» позволила тебе найти неплохую работу: ты стал рекламистом. Это значит, что твоя задача — составлять хорошие рекламные тексты, великие рекламные тексты, которые будут привлекать покупателей. Для того чтобы привлечь покупателей, нужно им что-то пообещать. Например, заботиться о них («Тефаль»), изменить жизнь к лучшему («Филипс»), подарить им полную свободу, красоту, счастье. Реклама — это искусство обещать. Обещать нужно талантливо, искренне — это и будет успехом твоей профессии. С тобой заключит контракт компания «Кока-кола», и тогда всё, что тебе нужно для безбедной жизни, — это придумывать одно-два предложения в год.

Вопрос: Как, будучи христианином, можно всерьёз говорить о том, что «каждый должен стремиться к роскоши, которая даёт нам свободу и независимость»?

Ответ: Во времена Маяковского реклама уже существовала. Не было неона, телероликов и многого другого, но были призывы к покупке того или иного товара, были расхваливания услуг и приглашения ими пользоваться. Занимались этим скорее художники, чем филологи. Но реклама существовала и раньше. Например, пышный приём иностранных гостей во все времена был рекламой богатства государства, а военные парады — рекламой его могущества. Мусульмане недаром запрещали в покорённых христианских странах колокольный звон и крестные ходы, потому что это не что иное, как своеобразная презентация веры, благозвучная и благоуханная проповедь, конкуренцию с которой ислам не выдерживал. В животном мире существуют краски и запахи — это тоже реклама, призыв, демонстрация.

Я не согласен с тем, что реклама изначально греховна. Как и у всех явлений жизни, у неё есть возможность быть благочестивой (анонс духовных передач или реклама новой духовной книги), у неё есть паскудная крайность (то, что возмущает автора и далее, вплоть до рекламы алкоголя, табака и ночных заведений). Но у неё есть и некая подвижная середина с трудно определяемыми гранями. Туда может поместиться реклама минеральной воды, детских подгузников, суперклея и т.п. Допустим, что рекламировать, вам скажут. Но у вас остаётся возможность решать вопрос «как рекламировать?». Не задевайте и не раздражайте господствующие в человеке страсти — похоть и тщеславие, избегайте обнажённой натуры и двусмысленных жестов. Список рекомендаций можно продолжить, но он будет невелик. При их соблюдении нравственных коллизий у рекламиста будет меньше.

Ты — молодой юрист. Поскольку молодых юристов сейчас очень много, найти хорошую работу непросто. Но тебе повезло: тебя взяли работать в городской суд. Помогать судье вести дела — отличная практика. Сначала тебе всё это нравится, но в один прекрасный день судья приносит тебе решение (которое за самые обыкновенные деньги купили «клиенты»), а твоя задача — сделать так, чтобы это решение обрело законную силу. Ты же молодой специалист, неужели не справишься?

Теперь представь себе, что ты «становишься в позу» и отказываешься помогать своему начальнику. Что ему сказать? «Это нечестно?» Звучит как в детском саду. И легко представить, что ответит судья и будешь ли ты и дальше работать по своей «неправильной» специальности.

Вопрос: Как, будучи христианином, ты можешь работать юристом, если любое разбирательство напоминает экономическую игру, в которой выигрывает тот, кто успевает купить всё?

Ответ: Юрист относится к узкому кругу сакральных профессий, где есть ещё место врачу, учителю, военному и священнику. От деятельности этих людей зависит самое главное в жизни человека: здоровье, знание, радость, свобода, справедливость… Давайте спросим себя: работа врача часто ли бывает стерильной в отношении морали? Нет ли и там тяжёлых вопросов и нераспутанных узлов? Конечно, есть. Немало двусмысленности может быть и в жизни учителя, и в жизни милиционера. Это совсем не означает, что православному человеку нет места в педагогике, в медицине, в армии. Сказанное относится и к юриспруденции. Может быть, наоборот, стоит бороться за увеличение «квоты» православных адвокатов, прокуроров, судебных приставов. Классическая юриспруденция всегда ходила бок о бок с богословием, и многие богословы древности были одновременно юристами. То, что сегодня это не так, не значит, что это в принципе не так. В любой области жизни перед нами стоит задача возвращения к норме. Так что желающему быть юристом молодому человеку нужно учить законы, воспитывать силу воли, учиться говорить и слушать. Иллюзий строить не стоит, но работы ему хватит.

Ты пытаешься открыть своё кафе. Там будет уютно, приятно, туда можно будет приходить с детьми по выходным. Ты представляешь себе, как твоё кафе будет оформлено, сколько там будет цветов и картин, какая музыка…

Вопрос: Что ты будешь делать, когда, чтобы открыться, тебе придётся давать взятки всем подряд, а потом, чтобы не разориться, придётся обманывать налоговую полицию? Может быть, твоя мечта — мечта собственника, а не христианина и честного человека, и она никогда не сбудется, если ты и дальше хочешь быть честным?

Ответ: Ответом на этот, а также на два предыдущих вопроса может быть житие Серафима Вырицкого. Он долго служил приказчиком, затем открыл своё дело и за несколько десятилетий стал одним из богатейших людей России. Он торговал мехами. Замечу, что хотя нравственность в дореволюционной Росси в чём-то была выше нынешней, в целом грехи и пороки были те же. На вопрос «как дела?» русские в течение многих столетий разводили руки и, виновато улыбаясь, отвечали: «воруют-с». И среди кажущихся вечными воровства, лени, зависти, шкуродёрства преп. Серафим (тогда ещё Василий) смог честно заработать большой капитал и сумел правильно им воспользоваться.

Есть и ещё примеры. Известные Елисеевские магазины в Москве и Питере носят имя своего создателя Елисеева. Это был простой мужик, начавший вольные труды грузчиком в Москве. Коммерческая хватка, помноженная на трудолюбие, трезвость и бережливость, сделала его владельцем «гастрономов № 1» в Российской империи. Титул сохранился даже при Союзе.

Думаю, что современному человеку мешает многознание. Он похож на ту цыганку, которая, ещё не родив ребёнка, уже представила себе яркую картину того, как дитя вырастет и упадёт в реку; и вот сидит и горько плачет. Грязи, соблазна хватало и хватает. Но нужно закатывать рукава, заниматься делом и набивать шишки, приобретать не умозрительный, а шкурно-мозолистый опыт. Делать это нужно с молитвой и по благословению, а уж там поглядим.

И, наконец, профессия редактора (или журналиста, или фотографа). Красивый, сверкающий глянцевый журнал (снова полно рекламы, но ты чист, потому что этим заняты другие люди). Уже не говоря о том, что тебе приходится бывать на закрытых вечеринках, носить туфли, которые стоят целое состояние, и вообще «работать на богатых», которые покупают, читают, носят, едят и пьют то, о чём ты пишешь, ты с удовольствием занимаешься тем, что называется Суетой.

Вопрос: Это, конечно, очень интересно, но как, будучи христианином, ты можешь всем этим заниматься, в то время как есть люди, которые бедствуют? Не правильнее ли будет уйти и прозябать, но быть честным и не растрачивать свои силы на моду?

Ответ: Прозябание в нищете совсем не идеал христианства. Нищета — это благословение тем, кто хочет её и стремится к ней. Для тех, кто к ней не готов, она может быть проклятием. Но мне кажется, проблема в другом. Проблема в своеобразном понимании христианства. Может быть, у задающего вопрос человека это мнение сформировано чтением исключительно патериков. Может, кто-то из духовных авторитетов привил отвращение к повседневной деятельности и «жажду пустыни». Не знаю. Знаю одно: до Второго Пришествия Христова сеяние и жатва, весна и осень не прекратятся. Сохранится нужда во всех профессиях и сохранится возможность для христианина заниматься любой профессией, которая не предполагает сознательного и откровенного служения греху.

Напоследок ещё один пример: в книге С. Фуделя «У стен церкви» упоминается один человек. Он служил швейцаром на Ярославском вокзале, стоял в ливрее, открывал и закрывал двери. И он втайне от окружающих нёс многолетний подвиг умной Иисусовой молитвы. Это в той толкучке и многолюдстве, которые всегда царят на «площади трёх вокзалов». В противоположность ему вспоминается другой «молитвенник». О. Серафим (Роуз) писал про мужчину, который любил стучать по батареям или по стене и потолку, если соседи своим шумом или музыкой мешали ему читать Иисусову молитву.

Не кажется ли, что нарочитое чистоплюйство некоторых христиан напоминает такого «молитвенника»? Тот кричал «тихо будьте, я молюсь», а мы как бы требуем от мира: «создайте мне условия, чтоб я был белым и пушистым». Вся история мира говорит нам, что таких условий не было и не будет никогда.

Ранее опубликовано: № 2 (21) Дата публикации на сайте: 09 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 12 из 12
03:23 16.03.2011 | евгения
На редкость еврейская статья.Никогда не учавствую в обсуждении -но это слишком работа в глянце по определению грех .Недавно я отказалась от такой перспективы т.к Библию вспомните -о том что бей дитя о камень пока малое. А про всех ваших торговцев -кто вам сказал что если из деревни вышел -то честно капитал сколотил. Я ЗНАЮ ООЧЕНЬ БЛИЗКО ТАКИХ ООЧЕНЬ БОГАТЫХ НЫНЕШНИХ КУПЦОВ -И НИ ОДНОГО ЧЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА. А ПОТОМУ ОТКРОВЕННО ИХ ИГНОРИРУЮ. ИЗВИНИТЕ.ГРЕШНА.НЕ СМОГЛА УДЕРЖАТЬСЯ
11:23 31.07.2010 | Люба
Слава Богу и спасибо автору за труд! Прекрасная уравновешенная статья оказалась в моем случае своевременной, можно сказать решающей. Спасибо еще раз за вдумчивый подход.
11:03 17.09.2009 | Кристина
спасибо за статью, особо хочу отметить последний абзац, который в итоге расставил по полкам остатки моих мыслей.
что касается выбора профессии-трудный это поиск. ведь выбирать хочется сердцем, а оно молчит... я работала в компании, где очень много платили, работа была честной, но вот не мое и все. сама являюсь студенткой 6 курса мед вуза, каким врачем буду-ума не приложу.
23:10 30.06.2008 | Сергей
подходящие для спасения.
23:07 30.06.2008 | Сергей
Цитата из последнего абзаца: "...а мы как бы требуем от мира: «создайте мне условия, чтоб я был белым и пушистым». Вся история мира говорит нам, что таких условий не было и не будет никогда."

Тут как посмотреть...

Жизнь поставить нас в такие обстоятельства, когда придется искать компромисс между чистотой совести и элементарным выживанием.
И приходится работать людям в самых неприглядных местах, сотрудничать с очень разными людьми.
Вот в такой ситуации человек может очень ясно осознать, что вопрос "Как?" бывает намного важнее вопросов "Кем?", "Когда?", "Где?" и "Почему?"
Если даже в самых удручающих условиях, человек сохранит в сердце верность идеалам, возможно Господь подарит ему Момент Истины - глоток из Чаши Спасения - случай, который многих заставит резко освежить в сознании заповеди, которые мы так стараемся считать тяжеловыполнимыми.

Я думаю, у каждого на памяти не один такой случай.
А ведь это только один из вариантов. Главное не сдаваться.

На счет условий из последнего абзаца... Они, как всегда и везде - подходящие.
11:23 02.06.2008 | Анна
В американских фильмах часто бывают сюжеты о том, что победил честный бизнесмен или честный адвокат, но в реальности нашей страны, да и, боюсь, не только нашей, они чаще проигрывают. Возможно, молодой человек и должен попробовать быть христианином в любой профессии, которую послала ему судьба, но он должен быть готов к тому, что может понести поражение и снова встать перед выбором: осознанно грешить или многое потерять
21:01 13.03.2008 | Вит
Есть такой критерий правильной профессии: чтобы потом не лечиться.

Профессия и профессиональная болезнь. А ещё есть обезьяньи профессии, где тупеешь. А допустим ты призван быть писателем, а тебя втиснули в цеховой процесс или родители отдали учиться туда, где выгоднее, а не по призванию.

Если по притче жить, таланты развивать, то как это клеится с тем, что надо выживать, поскольку постоянно растут цены? Я запутался. Хочется жить красиво и со смыслом, а не быть марионеткой неуловимых рыночных механизмов.

12:27 11.02.2008 | Склярова Тать
В письме Натальи как в капле воды отражена вся непростая ситуация с преподаванием знаний о религии в общеобразовательных школах России. Кто-то, как Наталья, решается на свой страх и риск нести детям свет христианского учения. Кто-то много лет добивается от руководства школы или департамента образования разрешения на преподавания основ религиозной культуры… Я, например, сначала преподавала основы православия в одной из московских школ (по просьбе родителей и по договорённости с руководством школы). А в настоящее время меня «настигли» честь и обязанность работать в составе рабочей группы от Министерства образования и Московской Патриархии, которая как раз и решает, каким образом могут быть введены в школьную программу основы православной культуры. Не буду рассказывать подробности многочисленных трудностей, преград и разочарований, которые, естественно, оказываются на нашем пути. То, что описывает Наталья, переживают, так или иначе, все энтузиасты преподавания религии в школе. Поэтому утешение здесь может быть только одно. Верить в то, что не ты выбрал этот путь, а тебя выбрали для него. И тогда масштаб всех проблем примет совсем другие очертания. Тебя выбрали.
Ты делаешь, что можешь и как можешь.
Что-то получается, а что-то с трудом…
Но за всё – слава Богу!

Склярова Татьяна,
кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования России, зав.кафедрой социальной педагогики ПСТГУ.
01:56 04.02.2008 | Наталья
Соответственно, работая в школе, я расширила программу изучения Библии. Не буду здесь описывать подробности, скажу лишь, что меня неоднократно вызывали к руководству, неоднократно собирали по этому поводу педагогические собрания, в конце концов, закончили письмом из Минобразования, в котором говорилось об ущемлении прав детей других религий... Короче говоря, меня пытались обвинить в разжигании межрелигиозной розни среди детей. "Замяли" этот вопрос только тогда, когда родители моих ребят по собственной инициативе, узнав о происходящем, написали письмо к руководству учебного заведения, указав на то, что многие из детей впервые (в 5-ом классе!) добровольно взяли в руки книгу - именно Детскую Библию - и с удовольствием ее читают. Особо приятно и одновременно удивительно было в этой ситуации то, что письмо подписали и родители-мусульмане.
Однако история на сем не закончилась, и в этом году, снова взяв на обучение 5-е классы, мне запретили включать в планирование хоть сколько-то часов, отведенных на Библию! Написав заявление об уходе (в 20-ых числах сентября), меня все же убедили остаться на нынешний учебный год, закрыв глаза на мое планирование, но все же запретив прописывать в журнале более 3-х часов Ветхого и Нового Заветов.
В сложившихся обстоятельствах, на будущий год, я конечно же оставлю работу учителя, поскольку свободы в данном вопросе мне не дадут ни в одном учебном заведении Москвы, а молчать - сил нет!
И ситуация с каждым днем лишь усугубляется! И если что-то в этой проблеме не изменить "сверху", "снизу" сама собой она не решится.
Посему ныне нахожусь буквально на распутье: свое ли дело выбрала, и куда идти сейчас...
01:55 04.02.2008 | Наталья
Простите, что отнимаю время, но расскажу по порядку.
Ни в одной современной методической программе по лит-ре нет строго определенного кол-ва часов отведенных на изучение Библии. Все авторы строго расписаны и подсчитаны, а Библия... - понятно, что должна изучаться в школе, но каким образом и сколько - неизвестно. Каждый составитель методпрограмм предлагает свою версию, но не более 5 (не удивляйтесь, действительно 5) часов на чтение Библии (в эти часы надо уместить Ветхий Завет, Новый Завет, краткий рассказ об основных святых и о становлении христианства на Руси). Любому нормальному здравомыслящему человеку ясно - это абсурд! За 5 часов изучить все Священное Писание невозможно! Тем более изучить так, чтобы затем адекватно воспринимать произведения Достоевского, Толстого, Булгакова и др. величайших классиков русской лит-ры.
01:53 04.02.2008 | Наталья
Очень сильно задела данная статья, поскольку в данный момент я нахожусь как раз-таки в подобной ситуации: практически получила филологическое образование, конкретнее филолого-педагогическое, и уже 4-ый год преподаю ребятам русский язык и лит-ру. Однако в последнее время, все чаще и чаще приходят мысли, что занимаюсь совершенно не своим делом.
Нет, педагогическая работа мне безумно нравится, на данный момент уже даже не могу представить свою жизнь без детей, без их радостей, порой, увы, проблем, различного рода трудностей...
Угнетает другое. В России ныне нельзя говорить о Боге, о вере, о Библии, о Святой Православной Руси! Да, действительно нельзя!
К сожалению, размер сообщения ограничен, посему, чтобы раскрыть тему пишу 2-ое
21:54 27.09.2007 | Олег
Молодому юристу в городском суде наверное лучше отказаться и сказать, что это нечесно. Пусть это будет по-детски. Иначе - он сделает первый шаг по тому пути, по которому шагает судья - и возврат может не быть таким легким как кажется. Сакральность юридической профессии наверное мне непонятна, при определенных условиях это занятие может быть нормальной профессией - но нужна избирательность к тому что ты делаешь - коррупция, взятки, решения "за деньги" - даже банальная ложь в процессе должны быть исключены - совмещения невозможны для православного человека - даже ради денег или карьеры.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: