Подписаться на рассылку новых статей

С 2009 года журнал издается при поддержке Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы


Журнал «Отрок» приглашает авторов для сотрудничества! Пишите нам на адрес: otrok@iona.kiev.ua

Рекомендуем посетить

Свято-Троицкий Ионинский монастырь Молодость не равнодушна Покров Страничка православной матери Журнал Фамилия Ольшанский женский монастырь

Наши друзья

Николай Бердяев

Ещё при жизни Бердяев получил «титул» философа свободы. Именно свобода, творчество, свобода творчества — основные темы его сочинений. Мыслитель радикально противостоял любому принуждению в духовной и мировоззренческой сферах. По его мнению, личность имеет право (и обязана!) защищать свою духовную свободу от любых посягательств. За такую принципиальность Николая Александровича неоднократно «награждали»: «Я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на Север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании» (к сожалению, так и случилось).

Говоря откровенно, многие мысли Бердяева не соответствуют христианскому вероучению. Но в его сочинениях присутствует истинное горение духа, и читать их однозначно стоит, — не боясь попасться на удочку «еретика» и «сатаниста». Ведь разум дан человеку в частности для того, чтобы он мог самостоятельно отсеивать зерно от плевел, не ожидая, чтобы кто-то всё решил за него.

Николай Александрович Бердяев (1874, Киев — 1948, Кламар под Парижем) — выдающийся русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализма и персонализма. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве и С. Л. Франком — один из ведущих критиков мировоззрения революционной интеллигенции — в его «послужном списке» участие в нашумевших сборниках «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). В 2014 году исполняется 140 лет со дня рождения мыслителя.


1. Cуровый исторический пессимизм освобождает нас от всяких земных утопий и иллюзий совершенного общественного устроения. Но он не освобождает нас от долга всеми силами осуществлять Христову правду. Нелегко победить радикальное зло человеческой природы и природы мира, и окончательная победа над злом есть преображение мира, «новое небо» и «новая земля». Но отсюда не следует, что мы должны соглашаться на власть зла и на злую власть, что воля наша не должна быть направлена к максимуму правды в жизни.

2. «Правый» я или «левый»? Вопрос, который может интересовать лишь тех, у которых внешняя плоскостная точка зрения на жизнь, которые не признают измерения глубины. Поистине, «правость» и «левость» получаются от передвижения по поверхности. Всякое движение ввысь или вглубь не может быть ни «правым», ни «левым». Внешнее движение к поверхности жизни, отпадение от глубины довело уже народы до кровавого раздора и до неслыханных катастроф. И я хотел бы, чтобы началось движение вглубь и ввысь. Почему я совершенно не «правый» и совершенно не «левый».

3. В Великой французской революции и во всех освободительных революциях была несомненная правда, восстание против несомненной лжи, освобождение от первоначального рабства, но было и новое зло, обоготворение человеческой стихии, поклонение новому земному богу вместо Отца Небесного, с которым соединил нас Христос. Гуманизм, религия человечества, человеческого могущества и человеческого совершенства, стал пафосом нового, потерявшего Бога человечества. Гуманизм окончательно убедил людей нового времени, что территорией этого мира исчерпывается бытие, что ничего больше нет и что это очень отрадно, так как даёт возможность обоготворить себя.

4. Спасение от греха, от гибели не есть конечная цель религиозной жизни, спасение всегда от, а жизнь должна быть для. И многое ненужное для спасения нужно для того, для чего само спасение нужно, для творческого восхождения бытия. Цель человека не спасение, а творческое восхождение, но для творческого восхождения нужно спасение от зла и греха.

5. Идея Творца полна достоинства и свободы: Он возжелал свободной любви человека, чтобы свободно пошёл человек за Творцом, прельщённый и пленённый Им (слова Великого Инквизитора). Те, что отвергают Бога на том основании, что зло существует в мире, хотят насилия и принуждения в добре, лишают человека высшего достоинства.

6. Христос хотел свободной любви человека и потому не мог запугивать его Своим могуществом, насиловать Своей властью. Если бы Христос явился в силе и славе, как Царь, то Он не был бы Искупителем, то спасительная жертва не совершилась бы. Кажущееся бессилие Христа и христианства свидетельствует о Христе, о Его божественности, а не против Него. В конце мировой истории Христос явится как Царь, явит миру Свою силу и славу, будет властвовать над миром, миру обещано наступление Его тысячелетнего царства. Но в царство это войдут те, которые полюбили Распятого, в Нём свободно увидели Бога и Царя.

7. Христос умер на кресте — эту слабость видит весь мир; Христос воскрес — эту силу видит лишь любящий Его и верящий в Него.

9. Теперь слишком распространено недостойное и расслабляющее самооплевание — обратная сторона столь же недостойного и расслабляющего самовозвеличения. Мы не настоящие люди, любят говорить, — в прежние времена были настоящие. Прежние люди смели говорить о религии. Мы не смеем говорить. Это — призрачное самосознание людей, распылённых «миром», утерявших ядро личности. Их рабство у «мира» есть погружённость в себя. Их погружённость в себя есть утеря себя. Свобода от «мира» есть соединение с подлинным миром — космосом. Выход из себя есть обретение себя, своего ядра. И мы можем и должны почувствовать себя настоящими людьми, с ядром личности, с существенной, а не призрачной религиозной волей.

10. Я удержался в жизни, ни на что не опираясь, кроме искания божественной истины. Мое главное достижение в том, что я основал дело своей жизни на свободе.

Использованы отрывки из сочинений «Философия неравенства», «Философия свободы», «Самопознание».

Ранее опубликовано: № 3 (69) Дата публикации на сайте: 05 Июнь 2014

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 2 из 2
18:36 11.09.2018 | Олег
Основная критика Бердяева со стороны православных-это его взгляды на взаимоотношение Бога и свободы,критика в адрес церкви,а так же якобы его тщеславие.Но даже сам Бердяев говорит,что сущность свободы-это тайна и потому никто не заставляет вас принимать его точку зрения заимствованную у Я.Беме.По поводу критики церкви и св.отцов:читал я однажды заметки о св.Иоанне Кронштадском и вот в одном из писем он говорит,что поскорее бы бог послал смерть к ЛН Толстому,потому что он якобы соблазняет молодые умы.После таких изречений задумываешь о том следует ли читать житии таких святых,которые желали смерти(пусть и не православному,но гениальном,честному и доброму человеку) В тщеславии же обвинять Бердяева могут только люди не понимающие философии персонализма. "Не рабами зову вас,но друзьями" сказал Иисус,а как можем мы стать Его друзьями,если сами в себе видим только раба?Слепое следование догмам-это фарисейство.Заходишь порой на ютуб и под роликами лекций проф.Осипова (одного из лучших богословов нашего времени) постоянно встречаешь неадекватов,которые рады бы и сжечь его за "ересь".Хотя суть этой "ереси" внятно объяснить они не могут.У Бердяева много спорных моментов,но то что он указал на свободу,как на свойство Бога не менее важное,чем любовь (т.к. любовь без свободы есть рабство и зло) в этом его величайшая заслуга.
07:24 06.06.2014 | Сергей
Верно подмечено, что многие мысли Бердяева не соответствуют христианству. Вообще говоря, он был гностик, и его философия во многом построена на гностицизме, что в свое время было ересью (и не случайно). Не могу не отметить так же и тот факт, что Бердяев, будучи очень высого мнения о себе, порой не замечал весьма ценных мыслей окружающих его людей. Так было, например, с его знакомством с Г.Марселем: они знали друг друга лично, но Бердяев за всю жизнь так не потрудился прочесть хоть одну его книгу, в которых, кстати сказать, христианства горазда больше. Поэтому в одной из своих работ русский философ, говоря о философах-диалогистах, Марселя (и это при личном знакомстве!) даже не упоминает.
Но и в целом, говоря о мыслях Бердяева, увы, не могу сказать, что они отличаются какой-то глубиной. Ведь если вдуматься, то его пресловутая свобода оказывается некой сущностью над Богом и до Бога. Мноножество противоречий, поверхностность мысли, постоянный (гностический) дуализм и очень много местоимения "я" - вот и вся его философия. "Горение духа"? Горение его страшного тщеславия, я бы сказал. Среди всех русских мыслителей той эпохи, Бердяев по своему конечно интересен, но далеко не самый выдающийся. Достаточно вспомнить его грязные памфлеты о Флоренском - мыслителе куда как более глубоком и разностороннем.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: