Подписаться на рассылку новых статей

С 2009 года журнал издается при поддержке Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы


Журнал «Отрок» приглашает авторов для сотрудничества! Пишите нам на адрес: otrok@iona.kiev.ua

Рекомендуем посетить

Свято-Троицкий Ионинский монастырь Молодость не равнодушна Покров Страничка православной матери Журнал Фамилия Ольшанский женский монастырь

Наши друзья

«Никто» или «некто»?

«Общее» и «частное», «идеальное» и «реальное» являются противоречиями только в области абстрактной мысли. Реальная жизнь способна стирать противоречия и переплавлять сложное многообразие в не менее сложное единство. «Кто я в Церкви? Никто — или некто?» Попробуем поговорить об этом.


Армия сильна не только новейшей техникой и мудрыми стратегами. Самое крепкое и самое необходимое армейское звено — это рядовой, простой солдат, от чьей храбрости и воинского умения зависит боеспособность армии. Он может казаться безликим, этот один из многих, чью могилу после кровопролитных боёв так и называют — могила неизвестного солдата. Но он не безлик. Он — личность, и её не скроют ни простенькие погоны, ни стандартная форменная одежда.

Разговор об армии нам нужен как затравка. От этой темы легче всего перейти к разговору о Церкви. Начиная с апостола Павла, который призывал христиан к духовной битве и виды духовного оружия сравнивал с оружием римских солдат, и Климента Римского, который Церковь уподоблял стройным и дисциплинированным воинским порядкам, и до наших дней — о Церкви удобно говорить как о войске. Она, конечно, не только войско. Она и Невеста Жениха, и Лоза от святого Корня, и Тело Христово, и паства словесных овец. Но всё же она и войско. И как армия сильна рядовыми, так Церковь сильна прихожанами. Их много, и всех их невозможно знать в лицо. Мы обязаны знать только первых среди народа Божия, обязаны знать имена и лица предстоятелей. Но Бог, Который исчисляет количество звёзд; всех их называет именами их (Пс. 146, 4), без сомнения, знает в лицо и по имени всех бесчисленных прихожан Своей Церкви.

Без народа священник никто. Это генерал без армии, генерал, чьи лампасы, ордена и звёзды на погонах выглядят как насмешка, когда некому исполнять его приказы. Священник — не монах, не отшельник, и если он никого за собой не ведёт, никого ничему не учит, не предстательствует в молитвах собранных вместе христиан, то он бессилен и бесполезен. Даже литургию один, без богомольцев, он служить не может. Это тот один, который в поле не воин.

Но прихожане без священника тоже никто. Это люди, похожие на тех, которых жалел Христос, люди, рассеянные, как овцы без пастыря. Некому крестить и миропомазывать новорождённых, некому напутствовать умирающих, некому благословлять вступающих в брак, некому ходатайствовать перед Богом и приносить Бескровную Жертву. Им непременно нужно встретиться, священнику и прихожанам, чтобы стать самими собой, и в этом обретении себя найти и смысл жизни, и Христову силу.

Человек неспособен оценить свой вклад в общее дело. Зеркало, в которое он смотрится, почти всегда оказывается кривым. То он видит себя великаном, способным на гигантские шаги и могучие действия, то кажется сам себе блохой и все свои действия склонен считать блошиными. И то, и другое неправильно. И не мы будем ставить себе оценки на последнем экзамене. Несомненной истиной является то, что без маленького не существует большого, и хотя «одна снежинка — ещё не снег», каждая снежинка в отдельности является необходимым мазком художника на холсте с зимним пейзажем.

Какие наши молитвы? Ничего огненного, ничего чудотворного. Но если эти капли собрать в пригоршню, то от жажды уже не умрёшь. Приходя в храм «для себя», ради своих нужд и со своими мыслями, ты рискуешь ничего не получить и ни с кем ничем не поделиться. Но приходя в храм как на общее дело, молясь о больных, путешествующих, о скорбящих, страждущих, о властях и воинстве, ты можешь смело рассчитывать на то, что другие вспомнят о тебе в своих молитвах, и ты будешь помилован чужой любовью. Священник, ежедневно выслушивая людские жалобы и просьбы, может и должен выносить их к прихожанам. «Сегодня, — может сказать батюшка, — я прошу вас помолиться о Петре, муже одной из наших прихожанок, который тяжело болен и ожидает операции». О непутёвых детях, хотящих убежать из дома, об удачном устройстве на работу, о начавшихся родах и о сотнях подобных нужд люди могут узнавать от священника с тем, чтобы на богослужении молиться с ним о нуждающихся в помощи. «Мышца Господня не ослабела, и рука Его не сократилась, чтобы спасать», — так говорили пророки. Умоленный единогласными просьбами многих людей, Господь и в наши дни может творить то, что творил во дни древние. В одном из великих прокимнов мы говорим псаломские слова: «Ты еси Бог, творяй чудеса»,- а затем говорим: «Сказал еси в людех силу Твою». Единый Чудотворец и сегодня может в нас, людях, сказать, то есть проявить силу Свою, если только многие капли сольются в ручьи и многие ручьи стекутся в реки молитвенных просьб.

Я не хочу умалить личную, тайную, частную молитву человека. Этот разговор устами к устам, сладость которого известна многим, нельзя унижать. Но думается мне, что образ жизни наших прихожан кое в чём напоминает устав отшельников. Шесть дней в неделю эти люди жили вдали друг от друга со своими вопросами, болезнями, воплями и воздыханиями. Кто что ел, кто сколько спал, кто как молился — было тайной их и Бога. В воскресный день они собирались в церковь, чтобы помолиться вместе, причаститься, затем разделить трапезу и, утешенными общением, уйти на место своего уединения. Так и мы шесть дней копошимся, суетимся, мучимся, грешим, раздражаемся. Затем приползаем на исповедь, каемся, причащаемся и опять разбредаемся до следующего воскресенья или праздника. Режим нашего хождения в церковь формально похож на отшельнический. А ведь нам, живущим в миру, этого очень мало. Нам нельзя жить для себя, собой и в себе, только раз в неделю собираясь вместе. Нужно учиться жить для других, с другими и ради других, и даже в совместных молитвах вникать в чужие нужды и ходатайствовать перед Богом о них.

В поле внимания людей, причащающихся от одной Чаши, должны попадать и житейские нужды друг друга. Как наши молитвы поодиночке большей частью являются слабым шёпотом, а собранные вместе превращаются в чудную и полнозвучную Херувимскую, так и наши копейки, брошенные в кружку, сами по себе малы и скудны, но собранные вместе, могут быть достаточны для многих добрых дел. Священник в отдельности или прихожанин в отдельности от других может помочь ближнему очень ограниченно. Силы и возможности умножаются на сто, когда люди собираются вместе ради общего доброго дела. Любой приход в силах помочь лекарствами, или деньгами на учёбу детям, или на покрытие коммунальных долгов кому то из прихожан в случае острой необходимости.

По сути, священнику нужно превратить приход в семью, в органическое единство людей, которые молятся друг о друге и участвуют в нуждах друг друга. «Кому помочь?», «О ком помолиться?» — должны быть постоянными вопросами, звучащими в храме среди прихожан. И жизнь, поверьте, не даст прожить ни одной недели без конкретного ответа на этот вопрос.

Каждый из нас приходит в храм сам, в разное время, после разных жизненных событий. Кто от прочитанной книги, кто от душевной боли, кто по совету друга, кто за руку с мамой. Поначалу церковная жизнь является для нас «личным делом», маленькой тайной, чем-то очень интимным, чем не с каждым поделишься. Но это церковная жизнь в её тайном внутриутробном состоянии. Она зачаточна. Она уже есть, но ещё не дышит своими лёгкими. Лишь тогда, когда приход станет семьёй, священник — отцом, а воскресная литургия — главным событием недели, можно будет говорить о нашей церковности как о родившемся ребёнке.

Нам предстоит расширить своё сердце и вобрать в него нужды многих людей. Нам предстоит стать братом и сестрой для десятков братьев и сестёр, стоящих рядом, и тысяч братьев и сестёр, которых мы не видим, но которые составляют благодаря Церкви одну семью. Нам предстоит заслужить и получить высокое имя — прихожанин. Оно не такое простое и маловажное. Оно такое же славное, как звание гвардии рядового у крепкого мужичка, прошедшего всю войну и звенящего на ходу дюжиной медалей.

Ранее опубликовано: № 4 (40) Дата публикации на сайте: 02 Ноябрь 2009

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 14 из 14
16:24 10.02.2010 | Nina
Сразу захотелось послать эту статью какому-нибудь священнику - готовая проповедь. А какому? У нас на приходе о.Настоятель все время об этом, но другими словами говорит. У самого 18 детей, все в храм ходят, мальчики в алтаре, девочки за младшими или с матушкой на клиросе...
О другом знакомом подумала - тоже не надо ему - он сам человек внимательный, коммуникабельный, храм не большой, всех замечает, привечает... Почему же у меня такое желание появилось?
Сама воцерковляясь ходила на беседы при соборе (беседы были интересными, постоянные слушатели - около 100 человек, в основном из собора, общались, конечно, между собой до и после бесед, есть и приятели, и близкие друзья с этого времени. Тогда почему такое желание? На форуме часто спрашивают: "как подружиться с другими верующими?" Всегда отвечаю - через общее дело. Любое - беседы, поездки, уборка в храме, и пр. И через общительность и приветливость с рядом стоящими на службе.
15:32 19.01.2010 | Андрей

А об общении - не ждите пока к вам подойдут, будьте сами приветливы первыми. "В почтительности друг друга предупреждайте", - как говорит ап. Павел. Но не будьте назойливы, имейте чувство такта. Если видите человека в нужде - попробуйте познакомиться с ним, если он открыт, узнайте о его беде - может для него ваше неравнодушие будет бОльшим утешением, чем деньги. (Хотя второе не исключает первого, но наоборот - исполняет слова участия на деле). Еще раз приведу слова ап. Павла - "будьте снисходительны друг ко другу, в почтительности друг друга предупреждайте", т.е. здоровайтесь, приветствуйте человека первым - старший он или младший - и вы не потеряете своей награды от Бога.

Спаси Господи! С праздником Крещения всех!
15:31 19.01.2010 | Андрей
"Ведь мы приходим помолиться Богу каждый по отдельности, и не надо превращать нас в какое-то стадо."

На самом деле здесь есть о чем задуматься - действительно, зачем я иду в воскресенье в церковь? Если помолиться по отдельности - то зачем для этого идти куда-то, ведь Бог есть везде - Он Вездесущий и Ему можно молиться на любом месте.

Так зачем же я иду молиться в церковь? Хорошо сказал о. Андрей здесь - "Какие наши молитвы? Ничего огненного, ничего чудотворного. Но если эти капли собрать в пригоршню, то от жажды уже не умрешь." Даже если мы не знаем друг друга, но молимся вместе, думаем о словах молитвы, которые поются хором - мы вместе, мы уже общаемся. Нельзя согреться, если не собрать щепки воедино и не зажечь костер.

В церкви, в собрании молитва каждого из нас поддерживается общим молением, и наоборот - общее моление представляет из себя ничто иное как собранные воедино молитвы каждого из нас. Вот почему мы собираемся для молитвы - не из-за особенного места, но ради друг друга. Но все мы собираемся в условненном месте и это место освящается, становится святым, но не потому, что оно само по себе представляет нечто особенное, а потому, что здесь молятся люди и Бог бывает среди них - Он и освящает место.
11:13 08.12.2009 | Ирина
Так хочеться, чтобы и в церкви, и в обществе, и в семьях строились так отношения между людьми как написано.Чтобы старший учил младшего. чтобы ценности жизненные были нормальными человеческими, все было бы проще и легче
08:49 26.11.2009 | Наталья
У отца Андрея все проповеди прекрасны. И ни в одной из них нет некорректностей. такое впечатление, что его устами говорят великие проповедники прошлого. При всем этом он говорит доступным нам современным языком.Его хочется слушать и по телевизору и читать здесь на сайте.
А на мелкие укусы со стороны некоторых форумчан не стоит даже обращать внимание.Значит они не слышат то, что отец Андрей говорит.
16:47 24.11.2009 | Ксения
И будет одно стадо и один Пастырь".(Ин.10.16).Сознание западного человека раздробленно, он раздробляет свою жизнь на отдельные стремления, и в каждой минуте жизни является, как иной человек. Православно верующий же человек знает, что для цельности истины нужна цельность разума и искание этой цельности составляет постоянную задачу его мышления"(И.В Киреевский). Такое же представление и о стаде у Николая - западное.
10:10 15.11.2009 | Людмила
Когда читаешь статьи протоиерея Андрея Ткачева то всегда получаешь подсказку на свои вопросы жизни или слушаешь его на сайте.На душе становиться легко и ты веришь что ты в этом мире не один.Я часто когда еду в транспорте молюсь за людей которых вижу перед собой.Я не знаю какие у них нужды а просто прошу у Господа дать им силы и помочь обрести правильный путь.Тогда и у меня все хорошо.Бог один для всех.Он всегда слышит нас.Нам надо научиться слышать ЕГО!!!
09:59 11.11.2009 | Алла
Ваша статья очень актуальна.Иногдга в храме чувствуешь себя чужой.На нового прихожанина смотрят как на диковинку, даже спросить бывает не у кого.А иногда хочется получить тепло и от окружающих тебя в храме людей.
22:54 07.11.2009 | Лидия
Действительно молюсь, прошу помощи у Бога лишь для себя и своих близких. Есть над чем задуматься...
19:17 05.11.2009 | р Б.Виктория
Я считаю статья очень нужная и злободневная!Я как раз об этом и думала,только так бы изложить не сумела бы.Мы с мужем воцерковлены уже почти 8 лет, а нет у нас ни друзей там ни знакомых,все замкнутые,общаться никто особо не хочет, чего то боятся, искушений наверное.Вобщем очень мне лично тяжело так жить.Духовное? да стремишься,падаешь и опять карабкаешься.... ценишь от этого еще больше советы и наставления духовника...а вот душевного не находишь к сожалению, Спаси Вас Господи.
23:53 03.11.2009 | Андрей
Неправда, Николай! Всё, что написал батюшка, полностью соответствует Православному учению. Спаситель говорит: "Не бойся, малое стадо!" Во многих местах Священного Писания и Святоотеческих книг вы найдете и о Воинстве Христовом, и о брани нашей, и о Соборности Церкви. Даже неудобно это говорить в адрес Православного. Но я осмелюсь предположить, что вы по духу протестант. Слава Богу, если вы при этом посещаете какую-нибудь протестантскую "организацию". Но горе нам, если вы с такими воззрениями являетесь формально членом Церкви. Тогда обновленцы-модернисты-автокефалисты обрели ещё одну единицу для уничтожения нашей Матери-Церкви.Да не будет!
21:17 03.11.2009 | Дмитрий
Что значит СТАДО? Разве не Спаситель говорил Петру паси овец Моих? Прихожане и все верующие есть воинство Христово!
14:08 03.11.2009 | Елена
"...В поле внимания людей, причащающихся от одной Чаши, должны попадать и житейские нужды друг друга...
«Кому помочь?», «О ком помолиться?» — должны быть постоянными вопросами, звучащими в храме среди прихожан..."
Как раз об этом говорил и наш батюшка в прошлое воскресенье. Всё верно, "...Нам предстоит заслужить и получить высокое имя — прихожанин..."
11:24 03.11.2009 | Николай Б.
Завершение статьи намного лучше, чем её начало. Как по мне, сравнение Церкви с армией некорректное, а про словесных овец вообще бы не стоило. Ведь мы приходим помолиться Богу каждый по отдельности, и не надо превращать нас в какое-то стадо. Да и Бог у каждого свой. Свт. Апостол Павел говорит : "Мой Бог". На Западе поют: "My personal Jesus".

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: