Журнал «Наследник»
Встречаются в парке мамаши с колясками. «Твой кем работает?» — «Менеджером». — «А мой — офис-менеджером». — «А мой — по маркетингу». Всё, жизнь удалась. Все встроены, пристроены, вхожи в офисный мир. Чем они там управляют, что рекламируют — это уточнять в разговорах как-то не принято. Главное — менеджер.
Как-то давно мне на глаза попался журнал (не помню названия) про то, как надо составлять резюме, проходить собеседование и т.д., чтобы попасть на хорошую работу. Разумеется, «офисную». Это была тема номера. Статей десять. В них подробно расписывалось, как надо одеться, как себя держать, как себя отрекламировать, чтобы прийтись по вкусу потенциальным работодателям (упор делался на совместные и иностранные фирмы).
И картина вырисовывалась очень любопытная. Из статьи в статью выглядывало примерно одинаковое «офисное» лицо, которое должно быть одето строго и достаточно дорого (впрочем, рекламщикам и другим «творческим» рекомендовались и даже предписывались лёгкая небрежность и умеренный понт), должно вести себя респектабельно, но самоуверенно, ежеминутно выражать присущие этому лицу индивидуализм и свободомыслие, базирующиеся на обязательном наборе либеральных ценностей, обладать такими качествами, как пунктуальность, аккуратность и обязательное честолюбие. Ну и плюс профессиональные навыки. Такое лицо имело все шансы попасть на непыльную работу в офис. (Помню, начитавшись образцов «резюме» и «собеседований», мне захотелось схулиганить: одеться как полагается, прийти куда-нибудь пособеседоваться и там в середине уставной беседы выдать что-нибудь непринуждённое.)
Попавшего на вожделенную работу человека ожидает оттачивание уже апробированного на собеседовании имиджа с дальнейшей проработкой и доразвитием всех вышеописанных черт. Этому способствуют обычно (по собственному опыту знаю) и прокачка мозгов во время совместно-обязательных уикендов в загородных пансионатиках (для укрепления корпоративной этики), и дружески-непременно-совместные пятницы-субботы (с бесплатным пивом и бесплатными стукачами) по ночным клубам, и ещё ряд подобных мероприятий, видимо, заимствованных из практики тоталитарных сект.
Так что скоро новичок имеет все шансы влиться в широкий офисный мир, где люди ценят свои деньги (не швыряются ими, как пресловутые новые русские), ценят своё время (любая отпускная минутка используется на путешествия: горнолыжные зимой и плавательные летом — непременный атрибут этого мира), а более всего ценят свой комфорт (начиная от умелого пользования всеми новейшими достижениями цивилизации и кончая откладыванием рождения детей «ближе к 35‑ти»). Это, в общем, очень милые люди. Компанейские. Любят пожить сами и не мешают жить другим. Только вот не «наши» какие-то. Бр-р-р.
Кстати, в том же журнале была любопытная статейка о том, что и офис-менеджеры, оказывается, тоже плачут: на Западе всё большее число топ-менеджеров впадает в уже достаточно распространённую болезнь под названием «потеря мотивации». То есть понять они не могут, бедные, для чего им дальше-то жить и работать? Деньги есть, ночные клубы исхожены, туристические маршруты изъезжены (включая экзотику), дома и квартиры куплены и обставлены, что дальше? Таким бедолагам журнал советует уйти в двухгодичный оплачиваемый отпуск, поразмышлять на досуге о бытии, ещё лучше — поднабраться духовной мудрости где-нибудь в Тибете и, обновлённым и окрылённым, вновь приступать к своим топ-менеджерским обязанностям. Авось полегчает.
Пока же большинству нашей молодёжи до этих высот далеко, и они с радостью и надеждою отправляются на «собеседование» (уж они-то, думается им, сумеют распорядиться и своим временем, и своими деньгами). Так что ряды офисных работников не редеют. Широкая респектабельная улыбка новоявленных яппи становится всё более привлекательной в городах и весях нашей страны. Один из популярных ныне имиджей, вожделенный для многих образ жизни.
Понятно, что современный западный офис — респектабельное противопоставление молодёжной наркотической культуре, а нередко и закономерный итог бурных поисков «отгулявшей» молодёжи. Он чист, он деловит, он позволяет «вести достойный образ жизни». Кстати, это выражение, как и слово «карьера» (венец творческих офисных поисков), является ключевым. Люди хотят «жить достойно». Быть честными? Добрыми? Нравственными? Может быть, патриотичными (достойными детьми своей Родины; работать на благо страны)? Ничего подобного. Жить «достойно» означает исключительно одно — жить богато и уметь этим богатством грамотно распоряжаться. Этому офис научит: работать для себя, для карьеры и жить после этой работы — для себя.
Западный офисный способ мировоззрения и существования всё активнее внедряется в нашей стране. Возникает ряд серьёзных вопросов. Вопрос первый: а что можно этому противопоставить? Из первого вопроса вытекает и второй: неужели работа в офисе является преступлением и целый ряд профессий должен пополнить особый список «запрещённых» православному человеку? Конечно же, нет. Сама по себе работа в офисе ничем не хуже многих других.
Но, к сожалению, «работа в офисе» — это не только работа, но и стиль современной жизни, прекрасно проявляющий её дух. «Работа в офисе» — определённая псевдорелигия со своим «культом» и священными текстами (типа журнала «Космополитен»). Ответ, казалось бы, прост: не поклоняйся. Но так ли просто остаться твёрдым, присутствуя ежедневно на празднике золотого тельца?
Відчуваю, що тут, як ніколи, мене можуть неправильно зрозуміти. Мені байдуже.