От детей – отцам

Зачастую задуматься над каким-то глобальным вопросом нас заставляют риторические мелочи. Именно такой мелочью стало одно письмо одной православной христианки моему знакомому батюшке. Написано было оно «еже по обычаю» в классическом «истерическом стиле». Автором письма оказалась простая православная мама, впрочем, максимально ортодоксальная. Думаю, что сценарий воспитательной работы, проводимой с ее ребенком, понятен. Забегая наперед, можно сказать, что если бы его комментировал Симон Богоприимец, то он бы не к матери, а к ребенку обратился со словами: «Тебе душу пройдет оружие».

К сожалению, сегодня дети становятся мучениками на экспериментальном поле семейной аскетики или, точнее, психоневрологии. Причем как в церковных, так и в нецерковных семьях. И не стоит забывать, что от чрезмерной аскетики, так же как и от чрезмерной избалованности, дети превращаются в скептиков, которые не сбрасывают скорость на крутых поворотах жизни. А жертвами становятся не только они сами, но и те, кто живет рядом — ближние.

Факт остается фактом: очерствение душ наших детей, на которое жалуется наша героиня, является просто защитной реакцией на наши личные амбиции, припорошенные налетом церковности. «Куда смотрит наше священноначалие? — пишет она. — Улицы переполнены рекламой спиртных напитков и сигарет, телевидение — насилием и сексом… Почему представители Церкви не обратятся в органы государственной власти, чтобы прекратить засилие аморальности? Мне страшно выпускать ребенка на улицу, мне страшно, что ребенок включает телевизор и радио…». Дочитав вместе с батюшкой это письмо, я подумал, что наверное именно в таких условиях рождаются строки:

Сижу за решеткой в темнице сырой
Вскормленный в неволе орел молодой.

И понятно, что если такого «орла» позже выпустить в мир, то он погибнет, поскольку не привык бороться, ведь только в результате борьбы в человеке появляется навык и любовь к жизни, которые родители ему дарят, а не выдают по праву водительства. Вспомним Самого Жизнодавца Иисуса: когда Ему было всего 12 лет, святые Иосиф и Мария просто забыли Его в Иерусалиме и вынуждены были возвращаться назад. Эпизод кажется малозначимым, но так можно было бы сказать, если б это было написано в другой книге. Однако здесь перед человечеством раскрывается чудо, чудо доверия родителей детям, которое прямо пропорционально доверию Богу. И именно поэтому оно является чудом, что достигается подвигом самовоспитания родителей.

По словам моей «мученицы-мамы»: «Я с тяжелым камнем на сердце, но бросаю вас с братом в жизнь, как в холодную воду, и стою в стороне, внимательно наблюдая, чтобы вы не утонули. Так вы учитесь быть самостоятельными, такими, какими явились в этот мир от Бога. И я за вас спокойна. Вы не повторите наших ошибок, у вас будут свои». Так и учились плавать: анализировать, выбирать, верить и сомневаться, зная, что рядом всегда есть мама с папой. И нам совсем не страшно, если они уйдут из этой жизни, ведь за их плечами все-таки ощущался Божий покров, который останется навсегда.

Воспитание не заключается в том, чтоб перегонять информацию в виде установок с одного винчестера на другой: от родителей к детям. Потому что она часто бывает устаревшей, потому что часто под благовидными мотивами ее трансляции скрывается мина нареканий за свои же ошибки, которые просто тяготят нераскаянным грузом души наших родителей. Именно на этой почве и возникает знаменитый конфликт под названием «отцы и дети». Вспомним, как этот конфликт был решен Богородицей и двенадцатилетним Иисусом. Она позволила Себе проявить маленькую слабость по отношению к Своему Сыну: Она упрекнула Его. Святые отцы считают это безгрешным грехом, проявлением Ее материнской природы. Однако после ответа Сына Она «сомкнула Свои уста».

И именно в этом и заключается подвиг родителей, в том, чтобы понять, что наши дети являются также и детьми Отца Небесного. Мы были не творцами, но со-творцами в рождении наших детей. И потому жизнь ребенка не нам принадлежит, а Творцу, если он захочет принести жизнь Ему в дар. А родителям нужно просто напомнить новому человеку об этом.

Выпуская ребенка на улицу, мы даем ему шанс быть самим собой, выбирать, мы отдаем его в объятия Промыслу Божию с таким же трепетом, как мать отдает свою дочь жениху. Когда же наше чадо появляется где-нибудь не там, или что-то не то употребляет или смотрит, то прежде чем устраивать скандал, стоит подумать, что не так делаем мы, и не мог ли ребенок этого видеть в семье. Если он видел, например, что в семье фигурирует алкоголь при застольях, то именно это и станет для него нормой застолья. У него формируется стереотип поведения не от того, что мы ему говорим, а от того, что он реально видит и чем живет. Но когда в семье он никогда с этим не встречается, то для него семейное счастье никак не будет связано с количеством выпитого алкоголя. Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете — открывает Господь «Семейную тайну» Святой Троицы, тайну Своего поведения. Недаром о. Павел Флоренский писал, что вся последующая жизнь человека — это интерпретации на тему детства.

Потому Богородица и смолкла тогда в Иерусалимском храме: Она увидела Свою неосторожность, а не «проступок» Сына. Она вспомнила, что перед Нею стоит не только Ее Сын, но и Сын Божий. Она смирилась с тем, что могла только помочь в Его богочеловеческом становлении, а не руководить Им.

А мы никак не хотим лишать себя удовольствия упрекнуть. И вообще все воспитание оказывается сплошным укором за собственные ошибки в воспитании.

Однако и тут необходимо проявлять рассудительность, как гласит народная мудрость: «Любить человека как душу, а трясти как грушу». Но перед тем как начать «тряску», стоит задуматься: а очистил ли я свою душу от того, в чем хочу упрекнуть человека? Принцип «тряски» должен базироваться на словах прп. Серафима Саровского: «Кто строг к себе, тот милостив к другим». Пример такого рассудительного поведения родителей встречается в детстве митрополита Антония (Блума). Когда он однажды пришел весь окровавленный домой со страхом наказания, то услышал не укор, а сочувствие, которое всегда попадает прямо в цель, в совесть: «Запомни, сынок, важно не то, что ты живешь, а то, ради чего ты живешь».

Ребенка, вооруженного такой мыслью, а не злопамятством в ваш адрес, можно спокойно выпускать на улицу и не лишать возможности побыть ребенком, не давать ему повода мстить своим поведением за нашу жестокость. Потому что родители более ответственны за поступки детей, и прежде всего перед Богом. Но когда дитя услышало что-то доброе, хотя на первый взгляд и строгое, оно хорошо запомнит это. Ведь эту мысль ребенок слышит из ваших, самых дорогих для него уст, а перед этим видел ее воплощение в вашей жизни. «Держитесь доброй мысли, — говорит Феофан Затворник, — и эта мысль будет держать вас». Для того, чтобы у ребенка появлялись такие мысли, его необходимо научить мыслить. А процесс его этических раздумий проходит приблизительно так: перед тем как принять какое-либо решение, он подумает, а сделал бы я это на глазах у мамы? Таким образом формируются духовные мышцы и ребенок учится ходить сам, помня, что если он ненароком упадет, то его встретит любящее сердце, а не очередная санкция. Что ваш дом — это дом любящего отца, а не тюремная камера.

Понятно, что наша православная мама была права: мир вокруг нас без Бога является пустыней. Однако мы оставляем выбор ребенку, когда дома его ждет «православная тюрьма» с золотыми прутьями. Иными словами, когда просто не хочется идти домой, что ребенку остается делать, как не оставаться на улице? Моего брата, например, от улицы спас компьютер, потому что он был дома и, главное, мы разбирались в нем вместе, семейно. Не стоит бояться того, что наши дети пошли намного дальше нас и чему-то могут нас научить. Это значит, что мир изменился и в аквариуме нашей семьи необходимо менять воду, которая была туда залита еще в прошлом веке и уже неполезна для здоровья, а не заставлять молодого человека дышать в половину легких.

Думаю, не нужно стращать ребенка виртуальной пустыней «мира сего», туда нужно идти вместе с ним. Только найдя в себе мужество «бежать из Египта» комфортных стереотипов бытия в пустыню жизни, где единственным нашим проводником является живая молитва, мы имеем реальный шанс стать живыми христианами. Не в пустыню ли звал свой народ Моисей? Туда же приглашают нас и Христос и Его Предтеча: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Лк. 3, 4).

Тот мир, что вокруг нас, является нашей пустыней, без которой мы не можем достичь Царства Небесного, как не могли евреи, не пройдя пустыни, добраться до Палестины. И это не просто географический, а духовный маршрут к Богу, через пустыню, в которой человек приобретает смирение. «Мир вокруг нас — это наши страсти», — утверждают в один голос Святые отцы. Можем ли мы их побороть один на один в пустынях Сахары или Сирии? Потому на вопрос прп. Иоанна Лествичника о том, почему монахи живут с людьми, а не идут в пустыню, они ответили: «Мы, отче Иоанне, будучи вещественны (плотяны), проходим и житие вещественное, рассудив наперед, что нам должно вступать в брань, соразмерную нашей немощи, и признав за лучшее бороться с человеками, которые иногда бывают свирепы, а иногда и каются, нежели с бесами, которые всегда неистовы и всегда вооружаются на нас».

Потому Промыслом Божиим мы поставлены каждый на своем месте в этом грешном мире. И спастись мы можем только не осуждая его, как спасся Лот, потому что никого не осудил в Содоме, хотя мучилось его праведное сердце. Точно так ребенка нужно научить жить с людьми, какими бы они ни были в этой пустыне жизни, и видеть в них все лучшее, видеть хоть и искаженный, но образ Божий. Тогда пустыня наполнится для нас потоками живой воды, о которой Господь говорил, не постеснявшись разговора с блудницей-самарянкой: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14).

Ранее опубликовано: № 6 (17) Дата публикации на сайте: 10 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
От детей – отцам

От детей – отцам

Денис Таргонский
Журнал «Отрок.ua»
Наши дети являются также и детьми Отца Небесного. Понять это — подвиг родителей. Мы были не творцами, но со-творцами в рождении наших детей. И потому жизнь ребенка не нам принадлежит, а Творцу, если он захочет принести жизнь Ему в дар. А родителям нужно просто напомнить новому человеку об этом. 
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 2 из 2
23:06 10.12.2011 | Раиса
Очень душеполезная статья. Особенно для молодых родителей. Очень хотелось бы, чтобы таких сайтов , как этот, было больше!
14:18 21.04.2008 | Елена
Спасибо за статью,все верно.Но как быть если мама стала христианкой не так давно и уже имея детей, которые к моменту ее воцерквления стали колючими 17-летними подростками.К тому же один из детей -мальчик,и существует проблемма с алкоголем,а может быть и с наркотиками.И очень хотелось бы не делать жизнь ребенка невыносимой дома.А выдерживать вид пьяного сына ежевечерне у издерганной мамы уже нет сил?

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: