От сердца к сердцу

фото Г.РозоваЯ пришел в Церковь взрослым, имея семью, работу и тяжёлый груз поступков, которые человеку уже невозможно исправить. Несмотря на это, Господь был милостив, и к тому времени моя карьера увенчалась руководящей должностью в сфере маркетинга. Так как работа накладывает отпечаток на способ нашего мышления, я, занимаясь каждый день развитием торговых марок своих клиентов и строительством своей скромной организации, естественно, проводил определённые параллели и в восприятии Церкви как некоей общественной организации.

И с этой точки зрения казалось очевидным совершенно плачевное, на первый взгляд, положение дел. В глазах нецерковных людей Православие устойчиво ассоциируется с чем-то архаичным и устаревшим, предназначенным для стариков и людей крайне консервативных, с непонятными традициями, смысл которых теряется в глубине веков. Узнав истинное положение дел, я был потрясён! Ведь даже люди, считающие себя православными, изредка посещающие церковь, имеют очень смутное представление о таких базовых вещах, как вера, таинства, богослужение… Этот контраст между сложившимися в обществе представлениями о Церкви и реальным положением дел казался невыносимым. Православие проигрывает пропагандистскую войну всем, даже самым тщедушным, религиозным организациям. Все выходят к людям, вооружившись современными взглядами на жизнь и не предъявляя каких-либо существенных требований. Их выступление — это всегда масштабное шоу, или интересная интеллектуальная беседа, или вообще научная фантастика, и всё это с использованием современных средств массовой информации, иными словами — пропаганда. Что же такое пропаганда?

Пропаганда — основа успеха любого товара или услуги, политической идеи, и даже благотворительная деятельность невозможна без неё. Цель пропаганды — формирование имиджа товара, услуги, организации, идеи. Нечто было людям неизвестно или они неправильно относились к чему-то, и мы хотим изменить их представления, рассказать, почему хорошо мыть этим мылом, летать этими авиалиниями, голосовать за эту партию или, например, бороться с наркоманией.

Мы знаем очень мало и мало интересуемся предметами, идеями и вообще окружающей нас реальностью. Предположим, что вы изобрели действительно очень хороший стиральный порошок, который справляется со своей работой лучше других. Как об этом сообщить людям? Поскольку мало кто всерьёз интересуется новинками в этом вопросе, и не надейтесь, что объявление и даже результаты тестирования вашего порошка в научно-популярном журнале будут как-то способствовать его продажам — это мало кто прочитает. Остается только реклама — двигатель торговли и разновидность пропаганды. Реклама стремится наглядно убедить в преимуществах нового товара, являясь не только двигателем торговли, но и двигателем научно-технического прогресса. Комплекс представлений потребителей о новом товаре и называется имиджем. И строительство имиджа есть не что иное, как формирование этих представлений.

И если кто-то скажет, мол, деды стирали без всяких порошков и мы можем, то что можно сказать, например, о борьбе с наркоманией? Науке уже несколько веков известно о вреде наркотиков, что никак не помешало ни разработке их новых видов, ни массовому их распространению, которое, увы, продолжается и поныне. Однако нужно отметить, что очаг этой болезни общества на сегодняшний день локализован, причем во многом благодаря пропаганде, принявшей массовые масштабы в последние тридцать лет. Разумеется, многие люди попадаются в сети этого зла до сих пор, и даже поговаривают о легализации т.н. «лёгких наркотиков», однако мало кто откажется признать очевидный факт: европейскую цивилизацию наркотики не смогли убить так, как в своё время алкоголь убил цивилизацию индейцев Северной Америки. В общественном сознании сформировался негативный имидж наркотиков, благодаря чему общество получило своего рода прививку от этого зла.

Точно таким же формированием имиджа занимается абсолютное большинство религиозных организаций, особенно существующих на Западе. Они тоже формируют свой имидж, используя столь привычные для маркетологов, пиарщиков и политтехнологов инструменты: рекламу, пиар, массовые акции, прямой контакт с людьми и т.д. Почему же православная проповедь не слышна на фоне пропаганды других организаций?.. Почему имидж Православия, никем, казалось бы, не формируемый, так невыгодно отличается от продуманных и технологичных акций многочисленных лжепроповедников, приходящих с Запада и Востока и рождающихся на нашей постатеистической родине?

В моей жизни прошел ещё один год. Для верующего человека год — это не стаж, и сейчас я лишь начинаю понимать, как далёк от того, каким должен быть православный человек. Но самое интересное: я вдруг понял, что Православие должно проиграть эту войну. Это написано в Евангелии. Перед входом в Иерусалим Спаситель сказал своим апостолам: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие (Мф. 20, 18-19). Это поражение — крест, который нёс Спаситель во время Своей земной жизни, о нём Он рассказывал апостолам, и они не верили. Это и наш общий крест, в это и нам теперь порой не верится. Тогда мать сыновей Зеведеевых просила, чтобы её сыновья сели по правую и по левую сторону в Царствии Его. Спаситель ответил: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? (Мф. 20, 22) — на что апостолы отвечали утвердительно. И мы отвечаем утвердительно, так до конца и не осознавая свой выбор. Внимательный человек именно по тому, что Православие проигрывает эту войну, поймёт, кому служит святая Церковь и кому — остальные.

Вера — это не товар, и её нельзя продвигать на рынок человеческих сердец. Просто ничего не получится. Даже Бог оставляет человеку право верить в Него и быть с Ним — или не верить и не быть. Вера — это огонь, который передаётся от сердца к сердцу нашей жизнью, нашими поступками, нашим исповеданием веры по слову преподобного Серафима: «Стяжи дух мирен, и многие спасутся вокруг тебя», и в этом наша большая ответственность и обязанность! Спасение многих зависит от того, каковы мы сами! Поступки истинно православных людей не вписываются в плотскую логику окружающих, и, соприкоснувшись с живой верой, человек может ощутить в своем ближнем Божие присутствие и благодать Святого Духа. Как сказал митрополит Антоний (Блум): «Никто не поверит в Царство Небесное, пока не увидит его отблеска в глазах другого человека».

Ранее опубликовано: № 8 (19) Дата публикации на сайте: 08 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
От сердца к сердцу

От сердца к сердцу

Федор Дорошенко
Журнал «Отрок.ua»
Вера — это не товар, и её нельзя продвигать на рынок человеческих сердец. Просто ничего не получится. Даже Бог оставляет человеку право верить в Него и быть с Ним — или не верить и не быть. Вера — это огонь, который передаётся от сердца к сердцу нашей жизнью, нашими поступками, нашим исповеданием веры. 
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 1 из 1
15:41 16.09.2011 | Антонина
Не Церковь для нас, а мы для Церкви. И никакой войны мы не проигрываем, т.к. мы не воюем, а спасаем тех, кто хочет спастись. Господь сам приводит в храм, кого считает достойным спасения.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: