Пасха: меж Солнцем, Луной и двумя календарями

В 2002 году западная Пасха праздновалась более чем на месяц раньше восточной. В этот день я случайно встретился с одним из своих знакомых? католиков и деликатно, как казалось мне, поздравил его «с праздником», не уточняя, с каким именно. Он в ответ признался, что некоторые православные даже говорили ему «Христос воскресе!», но исключительно шёпотом. У них ещё только начинался пост...

Попробуем разобраться в истоках этого календарного расхождения, не вдаваясь при этом в сухие подробности из области астрономии и математики.


В первые века одни христиане праздновали Пасху в соответствии с иудейским календарём, поскольку и Евангелия недвусмысленно связывают распятие и Воскресение Христа с празднованием иудейской Пасхи, т. е. воспоминанием об исходе из Египта; тогда как другие стремились «оторваться» от иудейского календаря, поскольку отношения между христианами и иудеями были не самыми радужными, и привязать празднование Пасхи к воскресному дню — ведь и в современном русском языке он сохраняет название, происходящее от Воскресения Христова. Ситуацию осложняло то обстоятельство, что иудейский календарь был лунным, а общеимперский, введённый в своё время Юлием Цезарем, — солнечным.

Впрочем, в те времена подобные разногласия обычно приводили к договорённостям, а не к религиозным войнам и не к взаимному бойкоту. Возможно, свою роль играло и то, что при существовавшем тогда многообразии календарных систем и способов летоисчисления людям лучше была понятна относительность любых человеческих календарей. В результате Первый Вселенский Собор в 325 году решил совместить лунный цикл с солнечным и постановил праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, случившегося после весеннего равноденствия. Казалось бы, система эта достаточно проста и удобна — но только если не забывать о том, что земные календари лишь с большей или меньшей точностью отражают движения небесных светил, а вовсе не заменяют его.

К сожалению, люди слишком часто склонны смотреть не на небо, а в свои собственные книги, где рассказывается о небе. В результате в приведённой выше формуле фраза «после весеннего равноденствия» стала пониматься как «после 21 марта», а ведь юлианский календарь, как известно, на протяжении долгих веков смещался относительно астрономического равноденствия. Именно это заботило Римского папу Григория XIII, издавшего в 1582 году буллу «Inter gravissimas». Папа велел выбросить 10 дней из календаря на текущий год, чтобы астрономическое равноденствие вернулось на дату 21 марта, а чтобы оно никуда не смещалось впредь, велел отменять некоторые високосные года (именно поэтому разница между григорианским и юлианским календарём выросла к началу XX века с 10 ти до 13 ти дней; в 2100 м году она составит уже 14 дней). Естественно, это радикальным образом отразилось на вычислении даты Пасхи.

Это нововведение постепенно было принято во всём западно-христианском мире, хотя протестанты ещё долго считали его вредоносным католическим изобретением. «Лучше разойтись с солнцем, чем сойтись с Римом», — сперва говорили они, но постепенно на григорианский календарь перешли и все протестантские государства. В 1920 е годы приняли его и во многих православных странах, причём не только для гражданского, но и для церковного употребления. Подобная попытка была сделана и в России, но сопротивление верующих против приспособления церковного «старого стиля» к введённому большевиками «новому» оказалось слишком сильным, и патриарх Тихон очень скоро от такой реформы отказался.

Впрочем, как ни странно, при переходе на новый календарь пасхалию оставляли старую, и дата главного христианского праздника по-прежнему отсчитывается не от фактического равноденствия, а от 21 марта по старому стилю, да и полнолуние определяется не по реальному виду Луны на небе, а по старинным и не вполне точным таблицам. Отсюда возникает и расхождение между консервативным Востоком и Западом, адаптировавшим свою пасхалию к данным астрономии. Поскольку лунный и солнечный циклы каждый год налагаются друг на друга по-разному, это расхождение может сходить на нет, а может, как в иные годы, достигать пяти недель. Ещё на Востоке хорошо помнят о древних правилах, запрещающих христианам праздновать Пасху вместе с иудеями, и толкуют их в том числе и в календарном ключе: христианская Пасха должна наступить обязательно после иудейской.

Итак, большинство поместных Православных Церквей сочетает григорианский календарь и юлианскую пасхалию. Православные в России, Грузии, Сербии и Иерусалиме полностью придерживаются старого стиля. Есть и одна Православная Церковь, полностью перешедшая на западный календарь и празднующая Пасху вместе с католиками и протестантами, — Финляндская. Есть в России и протестанты, которые принципиально отмечают Пасху вместе с православными согражданами... Как видно, границы между календарями не обязательно проходят по границам конфессий.

(печатается в сокращении)

Ранее опубликовано: № 3 (39) Дата публикации на сайте: 27 Август 2009

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 24 из 24
09:26 09.09.2009 | Yarick
Ошибочка вышла - у о. Рафаила Карелина нету такого утверждения, что календарь - икона времени, есть другое: "Церковный календарь - это не простое измерение времени, а икона, освященная временем". (Конец цитаты)

И попытки "осовременить" календарь подобны попыткам "осовременить" иконопись. Да, благодать то остается, но вот теплохладность и неблагоговение возрастают

Полная цитата:
http://karelin-r.ru/books/info/12/index.html
"В Церкви освящается само время. В богослужении оно проходит в священных символах и ритуалах. Богослужения суточные, недельные, годовые и так далее - цикличны. Круг - символ вечности. Поэтому церковный календарь должен обладать строгой ритмикой, четкими периодами и цикличностью. Церковный календарь - это не простое измерение времени, а икона, освященная временем, в которой присутствует вечность."
23:13 07.09.2009 | Иеродиакон Савва
В одном из первых комментариев прозвучало утверждение, что календарь является иконой времени. Мне это утверждение сразу резануло слух. Подумав и осмыслив, постараюсь объяснить, почему это выражение мне кажется неуместным.
Икона – это условное изображение, образ, который возводит созерцающего ее к первообразу. Православная икона изображает личность: Воплощенного Бога, Богоматери, Святых. Иконе подобает почтительное поклонение, которое относится к первообразу.
Сам термин «икона времени» вводится как раз для того, чтобы привить верующему такое же почитание календаря, которое православный человек воздает иконам.
Если календарь – икона времени, то это получается икона не личности, а безличной тварной категории. Почитание календаря относится к самому времени. Чем-то похоже не обожествление стихий, на язычество. Кроме того, в вечности времени уже не будет, а само понятие иконы времени приглашает православного человека склонить колени и воздать почести этой не вечной категории бытия.
18:44 07.09.2009 | Игорь Друзь
Меня неприятно удивила эта статья. [удалено модератором] Если журнал миссионерский, для неофитов, то сам факт ведения дискусси о глобальных вопросах будет вводить его аудиторию в смущение и неверие в Предание Церкви. С Yarick не совсем согласен: введение нового стиля "бабахнет" точно! Это видно по всем Поместным Церквям, где это было проделано. ВЕЗДЕ расколы.
16:47 07.09.2009 | neovit
Да, эта статья вводит в некоторое замишательство. Все спорные вопросы, поднятые здесь ранее, возникают у многих. Дествительно хочется более четкой определенности. Но есть другой положительный момент - мы еще способны мыслить и пытаться докопаться до истины. Спаси нас всех Господи!
12:40 04.09.2009 | Yarick
Довольно часто говорят об коллайдере, одни говорят "бабахнет", другие "не бабахнет". А третьим все равно - они ученые, им главное докопаться (правда не понятно куда).

Страшно, когда подобный дух входит в Церковь - "А что если перейти на новый стиль?" "А что если сократить службы?" "А что если перевести богослужения на русский(украинский) язык?" А дальше идут глубокофилософтские размышления "бабахнет или не бабахнет".

Ответ прост - бабахнет, но не сразу, Господь дого терпит, но когда Он бьет - в видевших удар закладывает в ушах.

Не надо превращать церквоь в испытательный полигон.
23:24 03.09.2009 | Андрей
Не юродствуйте, р. Б. Никита! То, что бы пишете- это отвратительное зубоскальство в духе жидо-юмористов. Позёрство не добавит вашим словам убедительности. Как говорит один дедушка, наш прихожанин:"Остроумного человека Божия Матерь никогда не покроет!" Кто собирается вас жечь? Жертвы "свободы"- воспитанники Сomedyclub, Дома-2 и "мыльных опер"? Или, может быть, святые Илия и Енох? Так их, воскресших, умертвят такие, как вы в оное время. Которое, кстати, приближают носители разного рода обновленческих идей, в том числе и новостильных. За что они так ненавидят нашу Мать- Церковь? Ее Богослужебный строй, календарь, все установления и традиции. Жжет их? Чего им не хватает для спасения? Всему Сонму Святых Русских хватало, в им нет? А позиция о. Саввы говорит, к сожалению, об отступнических тенденциях в Церковной среде. Спаси нас, Господи! Пишу, поучаю, а сам никакой. Просите меня.
15:23 03.09.2009 | Никита
Соглашусь с ниже высказанным мнением про то, что не стоит уделять календарю первостепенное место в...

Что это? За моим окном собралась толпа народа с факелами и лозунгами. "Сжечь, сжечь экумениста"! Они кидают в моё окно кирпичи и камни...
Они уже подходят моей двери! Я слышу разъярённые вопли с лестничной площадки. Уже ломают входную дверь!..

НО Я ВСЁ РАВНО УСПЕЮ ВЫСКАЗАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ!

На способе исчисления дней мир не сошёлся и это не может являться чем-то не подлежащим изменению, как, например, догмат о Пресвятой Троице...

едкий дым заполняет комнату... скоро прорвут последнею блокаду...

но...вый к..дрь не млжкт повлть на святось Церкви..иаиасса ааааааааа..........
22:09 31.08.2009 | василий
Что касается споров, извините что и я хотя немного попробую написать о том что я грешный думаю. Я читал книги архимандрита Рафаила(Карелина), старца Паисия Святогорца и некоторых других святых церкви. Их мнение, ето консерватизм в церкви, у одного святого написано что тот опасно поступает кто вносит что-то новое, и действительно мы можем увидеть что святость проявлялась в людях которые твердо хранили веру. Пугает что в наше время все рвутся что-то менять как будто церьков наша святая устарела и требуется делать ремонт. Но люди посмотрите на нашу нравственность на нашу молодежь на нашых верующих, в нас остывает любовь и вера, а большынство заместь того чтобы хранить наше святое придание и заниматся с Божей помощью врачеванием нашых жалких заблудшых душ, занимаются ковкой новых догматов, теософией, спорами и враждованием друг с другом. Может лутше сначала нашу веру поднять сделать ее светло сияющей насадить добродетели в нашых душах, чтобы мы христианами были не только по названию но и по жизни. И уже потом очистившись от множества грехов, страстей и грязи которая опутала нас, поднимать другие церковные вопроси и с помощью Духа Святого сделать нашу святую Православно-Христианскую веру еще более красивой. Хотя, если хорошенько подумать чего нам не хватает для богоугодной христианской жизни сейчас. Все то учение которое нам передали прекрасно и свято нужно только с помощью Божей исполнять то что заповедовано по мере сил каждого.
22:06 31.08.2009 | василий
Здравствуйте, вижу что мой вопрос вызвал острые дискуссии, извините мне етого не хотелось. Я не очень умен, и очень немногое знаю о нашей Православной церкви, к сожалению а может и не надо мне много знать, может лутше научится любить веровать, быть милостивым и человеколюбивым.
12:01 31.08.2009 | Yarick
Другой пример - после того как Византия пала и настали тяжкие годы османского владычества не все храмы были закрыты, в некоторых разрешали совершать службу, только надо было крест с купола снять - таково было требование. И любой прохожий араб имел право разместиться на ночь в церкви вместе со своим(и) животным(и). Церквоь оставалась благодатной, ни у кого сомнения не вызывает, но это же не оправдание того чтобы нам сейчас снять кресты с храмов ("ведь греки сняли - и ничего, церковь благодатная, давайте и мы снимем") или лошадку на службу приводить ("ведь церковь все равно останется благодатной")
11:52 31.08.2009 | Yarick
Полностью согласен с вами, о чем я и писал. Но с другой стороны ни у кого не повернулся язык сказать что оберпрокурор над церквоью это есть хорошо. Это зло, но зло терпимое, и в еонце концов Бог даровал избавление от него.

То же и с Финляндской Церковью.
11:41 31.08.2009 | Иеродиакон Савва
Yarick'у: это Вы меня нисколько не поняли. Логика другая. Если Церкви не отверглись общения с РПЦ во время синодального периода, то это значит, что Церкви не посчитали упразднение патриаршества таким изменением, которое изменяет саму сущность Церкви и делает ее неспасительной. Такая же логике и в вопросе календаря.
11:33 31.08.2009 | Yarick
О. Савва, спасибо вам большое за напоминание об Апостольских Правилах.

7-е "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина."

10 и 45-е - изобличают наших "православных экуменистов".

Я нигде не осуждал священноначалие.

Ваши слова:
>>>Yarick, а Вы я вижу весь из себя значительно умнее всей Церкви?
Показывают что вы меня не так поняли, я говорил о том что часть священноначалия согрешает, при чем жестоко, есть много постановлений Соборов и в отношении лицедейства и в отношении "совместных молитв", но это не оправдывает сам грех. Грех гнельзя оправдать грехом а икономия всегда останетчся икономией.

По поводу Финляндской церкви - новый стиль там вводился "огнем и мечем", почитайте про противостояние наших старостильников: http://www.moskvam.ru/2003/11/vsevolod.htm

Да Финляндская церквоь допустила обновление но не впала в ересь или в раскол. Лучше ползти в обновлении чем бежать в расколе, но я искренне надеюсь что когда то будет возвращение к Юлианскому календарю.


Хороший пример - синодальный период, если следовать вашей логике, то всем поместным церквям следовало упразднить патриаршество - ведь все признавали РПЦ. Но то что был оберпрокурор над церквоью было плохо, но не настолько плохо чтобы обьявить церковь безблагодатной, то есть это было отступление, но еще не душепагубная ересь, то же и с Финляндской Церковью.
11:09 31.08.2009 | Иеродиакон Савва
Паломнику: Вы перетягиваете. Популяризация содомии не является официальной позицией Финляндской Православной Церкви. Если какие-либо клирики действительно занимаются подобной деятельностью, то это дело епархиального архиерея разобраться. А вот календарь - это официальная церковная позиция.
Ваши же аргументы напоминают аргументы неглубоких протестантов: мол, некоторые православные пьют, а значит в Православии нет благодати.
10:58 31.08.2009 | Yarick
(продолжение)
Да и "православных-экуменистов", имя которым легион. Еще никто соборно не осудил, и "все друг друга признают". Но это же не вариант оправдания экуменизма?

Как бы Благодать не покинула нас "друг друга признающих" и не ушла где то к православным африканцам или арабам, а мы будем продолжть тешить себя мыслью что "мы друг друга признаем"
09:35 31.08.2009 | Yarick
Еще можно, продолжая список вспомнить священника-лицедея - Охлобьістина и митрополита-благословлятеля абортов,ратующего за женское священство и поддерживающего добровольную стерилизацию - митр Антония Сурожского.

Ни один ни другой за свои деяния не извергнут из сана, значит ли 3то что отньіне церковью благословляются подобньіе "деяния"?

Все єто подходит под определение икономии, при чем насколько жесткой как и в отношении т. зв. "криптохристиан" - где непонятно где уже предательство, а где-еще нет.

Комментарий редакции:
Yarick, а Вы я вижу весь из себя значительно умнее всей Церкви? Может быть это как раз Церковь не ошибается, что не пресекает деятельность перечисленных Вами людей, а Вы ошибаетесь возомнив себя умнее?
Да, и Ваши голословные обвинения священноначалия подпадают под 56-е Апостольское правило. Потрудитесь найти и ознакомиться.
Иеродиакон Савва

09:21 31.08.2009 | Паломник
Ведущие клирики Финской Церкви требуют венчания содомитов и принимают активное участие в "гей-форумах". Вселенская Церковь пока по каким-то причинам не разорвала отношения с этой Церковью. Значит ли это,что она признает извращения нормой жизни?
http://www.rusk.ru/st.php?idar=18308
http://www.interfax-religion.ru/atheism/?act=news&div=30310
[..] развратность в личной жизни неизбежно ведет к увлечению "рефороматорством". И наоборот. [удалено модератором]
Известный церковный автор Игумен N, чьи книги выходили по благословению покойного Патриарха, так и писал: что мол, сколько знаю р-радикальных экуменистов-модернистов, все они блудники , или еще похуже.Потому о финских клитриках лучше не говорить...


23:38 30.08.2009 | Иеродиакон Савва
Далее, если мы считаем богодухновенным наш способ исчисления пасхалий, разработанный давно в Александрии, тогда как относиться к Финляндской Православной Церкви, которая празднует Пасху по западной пасхалии, а не вместе с нами? Греки и другие новостильники Пасху празднуют все же вместе с нами. Ни одна из Православных Церквей, в том числе Русская, не разорвала общения с финскими православными из-за этого факта. Для меня этот факт удивителен: на I Вселенском Соборе Церковь настолько стремилась к тому, чтобы праздновать Пасху всем одновременно, что даже отказалась сохранить уникальные апостольские традиции исчисления пасхалий малоазийских и сирийских церквей. Или, может быть, это было стремлением не Церкви, но императора унифицировать религию в своем государстве? В любом случае есть над чем задуматься, и далеко не на все вопросы (по крайней мере для меня) сходу видны ответы.
23:37 30.08.2009 | Иеродиакон Савва
Сформулированный вопрос не столь празден. На самом деле очень важно понять считаем ли мы календарь богодухновенным. Ведь жизнь ставит нам задачи, которые не решить, не ответив на этот вопрос. Например, если считаем юлианский календарь богодухновенным, то кроме множества теоретических претензий к этому утверждению, оно вызывает и практические последствия: если богодухновен, то значит, он просто необходим для спасения. Отступление от этого календаря равносильно отступлению от Евангелия и уводит от спасения. А значит, мы должны быть в общении с раскольниками-старостильниками, а не с Православной Церковью в Греции и многих других странах. Но Церковь решила иначе. Мы пребываем в общении с теми, кто живет по другому календарю, а буквоедов-старостильников почитаем раскольниками. Очевидно потому, что Церковь не усваивает богодухновенности юлианскому календарю и не считает его обязательным условием для спасения.
21:44 30.08.2009 | Паломник
Вопрос из серии: чудотворные иконы свидетельствуют о своей святости, или о святости Церкви? О святости Церкви, которая проявляется в том числе и в святых иконах. Никто не собирается менять стиль, священнончалие говорило об этом отрицательно. Праздные вопросы,типа, что может быть, если вся церковная полнота решит писать иконы на заборах аэрозольными баллончиками, чтобы их больше людей видело, не поощряются Церковью. Календарь - икона времени. Менять его безнаказанно нельзя.Мы уже все видели ужасные последствия этого в падающей духовно Греции. http://karelin-r.ru/books/info/12/index.html
И по поводу Десницкого. [удалено модератором]

Комментарий редакции:
Комментарии существуют для обсуждения поднятых статьями вопросов, а не для обсуждения личности авторов статей и целесообразности публикации статей. У Вас есть претензии к редакции? Есть редакционная почта - напишите в редакцию. Если редакция посчитает нужным - Вам ответят. А обсуждать личности авторов в выбранном Вами ключе здесь неуместно. Ваше мнение - не единственно возможное.
Иеродиакон Савва

19:10 30.08.2009 | Иеродиакон Савва
О Благодатном огне предлагаю поразмыслить над таким вопросом: Благодатный огонь свидетельствует о святости календаря или о святости Церкви? Если о святости Церкви, то тогда следующий вопрос: Если вся полнота Церкви (а не отдельные ее части) вместе единодушно придет к решению ввести другой, не юлианский календарь, (причем не обязательно григорианский, который тоже неточен), или же другой способ вычислений Пасхи вместо александрийских таблиц, то пошлет ли Господь Благодатный огонь Церкви в Великую Субботу по другому календарю, или все же не пошлет? Лично для меня необходимость нового календаря пока сомнительна, но сформулированный вопрос имеет право на жизнь, чтобы понять что же мы отстаиваем: богодухновенность календаря или веру в действие Святого Духа в Церкви - Теле Христовом.
18:22 30.08.2009 | Паломник
Сняли мой коментарий за критику Десницкого. Такая свобода слова. Сняли бы лучше Десницкого, который хулит Церковь и святых, а здесь намекает на "нужность" перехода на новый стиль, который спутал бы литургический ритм в храмах РПЦ и привел бы к расколам. Но все дело в том, что Десницкий хамит культурненько, а мы говорим прямо. Потому он угоден глам урным изданиям.

Комментарий редакции:
Ваш комментарий снят именно за хамство, а не за критику. Свобода слова не означает распущеность и возможность хамить. Вам в эл. почту было послано объяснение. Еще раз публично объясняю: не соглашаться с автором, аргументировано спорить с ним - пожалуйста; хамить в адрес авторов статей, авторов других комментариев, редакции - нельзя. За повторное хамство Вам будет заблокирована возможность комментировать статьи.
Иеродиакон Савва

12:03 30.08.2009 | Yarick
Даже диакон А. Кураев назвал новый стиль массонской издевкой над церковью. Лучше бы автор написал сколько православных ушли в раскол в результате введения нового стиля, например в Греции таких до четверти. И это "заслуга" масонствующих обновленцев. Есть к сожалению раскольники в Румунии и Болгарии
, которые окололись именно потому что не смогли стерпеть такого издевательства (в т.ч. введения нового стиля).
Хотя я и не оправдываю их раскола.
21:02 29.08.2009 | василий
Интересно знает ли автор о схождении Благодатного огня?, и что он об етом думает.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: