Почему Бог так монахов любит?

Тонкая, точная в наблюдениях, светлая по духу и ироническая по стилю, книга Олеси Николаевой «Ничего страшного» вызывает подлинную читательскую радость. Это чувство возникает при знакомстве с современной литературой не так часто. Особенно в случае с современной православной литературой. Вообще, словосочетание «православный роман» взыскательного читателя скорее насторожит, т.к. зачастую религиозная привязка воспринимается как оправдание, индульгенция несовершенному тексту, его спасительное «зато», как говорят психологи. Замечательные проза и поэзия Олеси Николаевой в этом оправдании явно не нуждаются.

Николаева — поэт, прозаик и публицист, лауреат многих престижных премий, преподает в Литературном институте имени Горького.

И в православном мире она тоже «своя»: была на послушании в Пюхтицком монастыре, позже — чтецом и певчей в подмосковном храме, преподавала древнегреческий язык иконописцам Псково-Печерского монастыря, много помогала московскому Новодевичьему монастырю, даже была водителем его игумении Серафимы. Сейчас Олеся Николаева (в быту — Ольга Вигилянская) — матушка, супруга очень известного в Москве священника о. Владимира Вигилянского. Может, поэтому Православие в произведениях Николаевой — это не искусственно притянутый формат, а естественное дыхание, воздух, которым дышит автор. «Мне кажется, что „православно“ все, свидетельствующее нам о человеке, поставленном перед лицом истины, даже если он от нее отворачивается; о человеке, носящем в себе образ Божий, даже если этот образ исковеркан в нем», — говорит писательница.

О монашестве она также знает не понаслышке. И все же монашеская тема, выбранная автором, из всех церковных тем, вероятно, наиболее трудная, художественно опасная. Она требует необыкновенного творческого и духовного равновесия: с одной стороны — как не впасть в трафаретность, стереотипность образов, чтобы не изобразить их засушенными и картонными, а с другой — как изобразить священников, монахов живыми людьми и в какой мере можно позволить по отношению к ним авторскую иронию или шутку?

Олесе Николаевой удалось справиться с этой задачей блестяще. Герои ее книги вышли очень разными и очень живыми людьми: священники, архиереи и простые монахи, верующие и заблуждающиеся миряне. Описаны они прекрасным, легким, совсем не пафосным языком, без слащавости и излишней многозначительности. Однако веселый и простой, иногда даже лубочный, этот стиль не мешает увидеть высоту и часто драматизм духовных исканий. Может, такая наивно-ироническая авторская манера делает как раз более явным, более рельефным что-то очень важное, о чем обычно говорится серьезным богословским тоном. Это можно сравнить с вышивкой золотом и драгоценными камнями по немного нелепой и трогательной рогожке.

События романа и примыкающей к нему повести связаны с провинциальным Свято-Троицким монастырем (название, конечно, условное). В центре повествования — отношения рассказчицы и ее духовного отца, игумена Ерма, талантливого иконописца, эстета и эрудита, личности масштабной и незаурядной, однако увлекающейся и мятежной. С большим жаром он бросается то в старообрядчество, то в византизм, то в идею объединения Православной и Католической Церквей. Замечательна реакция его духовной дочери, с замиранием сердца наблюдающей за метаниями любимого духовника: ни слова критики или своеволия, только забота и доверие при трезвом понимании его проблем.

Другие образы тоже не менее колоритны и объемны. Иеромонах Филипп, отвоевывающий монастырь у сектантов, — и несгибаемый борец, и послушный ученик старца.

Вроде бы жестокий наместник игумен Нафанаил «отбивает поклончики» за тех, кому эти поклоны сам дал как епитимью. А потом, смещенный и переведенный на работу в курятник, не ожесточается, а смиряется дозела.

Смиреннейший монах французского происхождения Гавриил-Габриэль, в самой глухой глубинке поднимающий женский монастырь, словом и делом проповедующий христианскую любовь, по крайней своей наивности попадающий в разнообразные комические ситуации.

Молодой иеродиакон Дионисий, ученик о. Ерма, — любимый, как признавалась Олеся Николаева, герой автора. Это ему в романе старый схимник говорит замечательные слова о монашестве: «Почему Господь монахов так любит?.. За одно лишь твердое произволение Ему служить. Он позвал — ты пошел, не раздумывая. За то, что хотя бы раз в жизни имел решимость бесповоротно отказаться от мира ради Него. А там дальше — всякое с монахом может произойти: крутит его, вертит, трясет, мнет, гнет, ломает… А без этой решимости мы, монахи, кто? Так только — хорошие ребята, холостяки…»

Вполне реалистично и ярко в романе показаны драматические события, связанные с превратившейся в секту общиной священника Петра Лаврищева.

Сюжет книги (особенно в повести «Ничего страшного») зачастую развивается по законам приключенческого жанра, потому что юмор, ирония здесь не только литературный прием, но и основа необычных причинно-следственных связей, многих вполне серьезных поступков героев.

Олеся Николаева говорит об этом так: «Подлинный юмор на самом деле всегда очень серьезен. Порой он балансирует над страшной бездной, являя разницу между человеческой претензией и подлинностью, личиной и лицом: гордый, льстивый, тщеславный, чванливый, жадный человек еще и смешон. Ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, как ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3, 17). Порой тот смех, который вызывают у нас потуги на значительность и несокрушимость, бывает более отрезвляющим и целебным, чем грозное обличение и морализирующее назидание».

Общая веселость повествования нисколько не означает легковесности или упрощенности авторской мысли. Широкая эрудиция, личный духовный опыт и глубокое осмысление жизни Церкви как раз и позволяют писательнице абсолютную свободу в выборе художественных средств.

Главные и не главные персонажи Олеси Николаевой при всей ироничности стиля не высмеяны за свои ошибки, не распределены по однозначным разрядам «плохих» и «хороших», они очень разноликие, замечательно интересные своей многомерностью. А главное, написаны с большой любовью и сочувствием. За действующими лицами легко угадываются прототипы, но все же в основном образы собирательные, как настаивает автор в своих выступлениях.

Культура духа — это прежде всего абсолютно верная тональность в главных, стержневых идеях художника, да и всякого смертного. Она не дает взять фальшивый псевдовысокий тон и уклониться в кликушество, в прелесть — и в жизни, и в творчестве. Она же не позволяет снизить тон до сухой, злобной пародии, которая из провокаторского мировоззрения перетекает в литературу. Удерживать такой точный звук сердца можно только любовью. Любовью к Богу и людям, любовью Бога к человеку.

Замечательная книга Олеси Николаевой по большому счету именно об этом — о любви. Герои в ней духовно растут или падают, тверды или ошибаются, заблуждаются или крепнут — в стремлении к Богу, Который есть Любовь. Потому и в читательских душах эта пронзительная, трогательная, исполненная сердечности и глубоких размышлений книга пробуждает душевный трепет, вызывает радость, надежду, желание продвигаться к храму и не слишком многое себе прощать.

Ранее опубликовано: № 5 (29) Дата публикации на сайте: 24 Январь 2008

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Почему Бог так монахов любит?

Почему Бог так монахов любит?

Арсения (Воспянская)
Журнал «Отрок.ua»
Тонкая, точная в наблюдениях, светлая по духу и ироническая по стилю, книга Олеси Николаевой «Ничего страшного» вызывает подлинную читательскую радость. Словосочетание «православный роман» взыскательного читателя скорее насторожит, т.к. зачастую религиозная привязка воспринимается как оправдание, индульгенция несовершенному тексту, его спасительное «зато», как говорят психологи. Замечательные проза и поэзия Олеси Николаевой в этом оправдании явно не нуждаются.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 1 из 1
22:10 16.04.2009 | Ириныч
Вся семья ( в количестве 3 человек) прочитала случайно приобретенную книгу О. Николаевой. Всем очень понравилось. И художественно, и злободневно (относительно проблем современного православия), и просто захватывающе.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: