Разговор о самом главном

Если вера у вас не на первом месте, значит, у вас её нет. Эта ясная, как день, и абсолютно справедливая мысль однажды пришла в голову мне при следующих обстоятельствах...


Мы были с женой на отдыхе. Маленький городок в Египте на берегу моря. Несметное количество магазинчиков, хождение по которым составляет особый пункт в списке курортных удовольствий. Необязательно что-то покупать. Можно поболтать с продавцом, оживлённо помогая себе жестикуляцией. Если выучить с десяток арабских слов и выражений, то уважение со стороны местного населения вам будет обеспечено. В вашем присутствии не будут говорить о вас в третьем лице, мол, «покажи этим болванам то, что они хотят». Напротив, вам, как другу, могут предложить крепкий чай в небольшом стакане или шишу. «Минфадляк, садик» («Пожалуйста, друг»).

Так, обогащая словарный запас, перебирая сувениры и прицениваясь ко всякой чепухе, можно приятно провести несколько часов. Нам с женой это нравится больше, чем выезды на далёкие экскурсии ради дюжины фотографий на фоне священных развалин.

Если у отдыхающих рябит в глазах от обилия магазинов и товаров в них, то у продавцов вовсе не так сильно рябит в глазах от обилия покупателей. Поэтому они так оживлённо подбегают к вам, так живо расхваливают товар, так любят торговаться. Но когда покупателей нет, когда на улице обычный солнцепёк, а в магазине — тишина и рождённая кондиционером прохлада, продавцам делать нечего. Они слушают музыку, в которой европейское ухо согласно признать только одну неизменную мелодию. Они курят, сидя на ступеньках своих магазинов. Они читают книги.

Почти на каждом прилавке, возле кассового аппарата, на подоконнике или где-то ещё, но всегда рядом с продавцом — я видел в этих магазинчиках книги. Это был Коран, если продавец был мусульманин, и это было Евангелие, если продавец был христианин. В этих книгах непременно были закладки, и сам их внешний вид говорил о том, что это читаемые книги, а не лежащие для красоты.

Несколько раз я просил их наугад открыть книгу и почитать вслух. Они живо соглашались, читали, объясняли прочитанное, и, кажется, больше, чем я, забывали о своих товарах и торговле.

Христиан в Египте, конечно, меньше, чем мусульман. Но они есть, и их немало. Их нетрудно узнать по небольшому изображению креста, которое они носят в виде наколки на внутренней стороне правого запястья. Больше наколок на теле у них нет, и крестиков на груди нет, только этот, наколотый на руке.

В одном из магазинчиков продавец, видя крестик у меня на груди, стал с удвоенной степенью радушия показывать мне свои товары. Это был молодой человек лет двадцати пяти. Стройный, худощавый, с аккуратно подстриженными и напомаженными волосами. Глаза его имели миндалевидную форму, и в профиль он был похож на ожившего персонажа древней фрески. Увидев книгу на его рабочем столике, я спросил: «Инджиль?» Он утвердительно кивнул головой и взял в руки Евангелие на арабском языке. Я попросил его прочесть пролог из Иоанна, то самое место, что читается в пасхальную ночь. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Он прочёл, и это было красиво. Затем я попросил его показать, как они совершают крестное знамение. Георгий (так его звали) положил на себя знак Креста, поочерёдно прикасаясь большим пальцем правой руки к челу, груди, левому и правому плечу. «Бисмилля Аб, уа Ибн, уа ля Руах Кадис», — сказал он при этом, и без переводчика было понятно, что это «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Я несколько раз повторил за ним священные слова, пытаясь их запомнить. Георгий одобрительно улыбался, но потом посерьёзнел и стал объяснять. «Ты только не думай. Мы не в трёх богов верим, а в Одного Бога, только в трёх Лицах. Понимаешь?» Он говорил об этом довольно долго, истощая весь английский словарный запас и искренне переживая, пойму ли я его правильно. Я поспешил успокоить его и объяснил, что знаю учение Церкви о Святой Троице. Но он ещё несколько раз с очень серьёзным видом повторил, что они верят «не в трёх богов, и не просто в одного Бога, но в Святую Троицу в едином Существе».

В конце концов он подарил мне то Евангелие на арабском. А когда я хотел в знак благодарности купить что-то в его магазине, замахал руками. «Лучше помолись обо мне. У меня скоро свадьба».

Когда мы уже летели назад, в самолёте я вспомнил Георгия. Мы стали размышлять с супругой на тему того, могла ли эта ситуация повториться с нами на родине. Могло ли быть так, чтобы в одном из бесчисленных магазинов, где мы уже были и ещё побываем, продавец забыл о торговле и читал покупателю Евангелие? К своему стыду, мы согласились, что подобная ситуация совсем не представима у нас на родине. Никто не будет у нас учить тебя креститься, объяснять, что значат произносимые слова, и бояться, правильно ли ты его понял. По крайней мере, в сувенирной лавке никто не будет этим с тобой заниматься.

Чтобы говорить о вере, учить вере, переживать о вере, надо жить верой. Не привычными фразами, в которые не вложено сердце, не показухой, не обрядово-народной мишурой, а верой.

Вопросы веры не являются областью профессионального интереса священников и семинарских преподавателей. И сердце садовника, и глаза пекаря тоже должны загораться радостным огнём при имени «Иисус» или «Святая Троица». В этом отношении люди равны, продавцы и монахи, водители автобусов и священники.

Мы летели с женой над Средиземным морем и беседовали об этом важном и грустном вопросе. Была ночь, и нас клонило в сон. Мы засыпали, но от неудобного сидения затекали колени и болела спина. Тогда мы просыпались и опять немножко беседовали. Минут через десять жена зевала, клала голову мне на плечо и повторяла: «Да, если вера не на первом месте, то её нет».

Ранее опубликовано: № 1 (43) Дата публикации на сайте: 14 Май 2010

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 9 из 9
13:12 22.11.2010 | валентина
Спасибо,Дмитрий, за рассказ.До слез пронуло,т.к.я сама недавно пережила такое объщение с коптом.И Зовут его тоже Георгий.Мы, с моим мужем, теперь общаемся с Георгием по телефону.Он прекрасный человек и христианин.В мусульманской стране быть христианином уже подвиг,тем более истинным христианином верующим в живого Бога.Я молюсь за него.
18:33 06.07.2010 | Mila
Может Вы мало общаетесь слюдьми, но хочу Вам сказать, что каждый раз в метро можно увидеть людей, читающиъ Слово, и заговорить о Боге 9 из 10 с тобой всегда рады. Вы, видимо, не пробовали, поэтому спешите похвалить египтянина, унизив своих братьев во Христе. Благослови Вас Бог.
18:28 06.07.2010 | Mila
Статья "пахнет" осуждением и гордыней, дескать, вот мы - хорошие, вот у нас с женой вера на первом месте, а остальные - так, ни рыба, ни мясо. По крайней мере так воспринимается некорректная фраза. И ещё. Вы восхищаетесь человеком, которго не знаете. Да, это хорошо, что читает Святое Писание, охотно делится своими мыслями, общается на эту тему. Но это ещё не плоды веры. Есть такиее "верующие", которые и в церковь ходят, и могут с вами часами говорить о Боге, но никогда милостыни не подадут, проклянут обидчика, а дома своим близким устроят террор. Что пользы от такого верующего? Не судите своих, не хвалите чужих, а молитесь и учитесь писать, раз уж подались в писаки.
11:53 17.06.2010 | ЗГ
Аж не повірив спершу що Отрок міг таке надрукувати. Як на мене, стаття насправді про те наскільки автор далекий від свого народу, проте, самокритикою тут і не пахне, де там, народ бачте йому не правильний, мало читаючий, мало віруючий попався. Такі враження виникають саме від того що замість відпочити у маленькому українському містечку, чи селі, вибирають маленьке єгипетське (і пишуть не соромлячись про свої там отдихі), і коли чужим цікавляться більше ніж своїм рідним (чи того рідного не знають зовсім). Моє співчуття автору, і в такій безнадійній країні йому бідолашному випало працювати, от біда! А ще цікаво, якби крісла в літаку були зручнішими, і не довелося знічев’я бесідувати, ми би так і не побачили цього шедевру? Шановний авторе, те що на Вашу думку така ситуація неможлива у Вас на родінє, це є недолік чий, як Ви гадаєте, чи я бува Вашу надтонку самокритику не збагнув? Насамкінець, дякую за відвертість.
18:06 12.06.2010 | Irina
Soglasna,Tatyana!
Nado na4inat s sebya. Togda i vse vokrug budet menytsya.
13:59 08.06.2010 | Татьяна
Наша страна не так уж и безнадёжна.. Моя стоматолог обычно развоваривает с пациентами о вере, не со всеми, но со многими. На её столе стоят иконы и лежат листовки.
Нам нужно начинать с себя, тогда и вокруг всё будет меняться. :-)
11:08 01.06.2010 | наталья
Хорошая статья! Тронула за душу, аж слезы накатились...
Вот действительно нам бы так верить всем, как этот православный египтянин.
10:05 17.05.2010 | Максим
Если бы все было везде одинаково, какой был бы смысл ездить, да еще и писать о том, что увидел "своими глазами"? И хорошо, что там так, а тут - эдак. Так мы и себя лучше узнаем - в сравнении. И сравнение это и ни к худшему, и ни к лучшему, сравнение - ни в чью-то пользу, оно - нам НА пользу, такая помощь в познании себя.
13:47 15.05.2010 | сергей
Почему же у нас такой разговор невозможен?Например я работаю,в основном,продавцом и совсем не против поговорить со своими покупателями о вере,но никто не спрашивает.Наверно потому,что у меня нет на столе Евагелия.Нет же его у меня по той причине,что читать эту Книгу,как обычную настольную я немогу.А переключать свое внимание из глубины души(т.к. я переживаю написанное,стараюсь понять),на покупателя и наоборот невозможно(если конечно слушать человека).Так,что разговор в заморской стране ,скорее всего,показался вам таким нереальным у нас,из-за того,что он был во-первых неожиданным,во-вторых,интересно было услышать знакомое и приятное душе на иностранном языке.И еще,мне кажется,что у нас люди в принципе менее открыты и поэтому завести разговор о личном не так просто.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: