Рождество Христово: «до» и «после»

В разных культурах слово о Рождестве соединено с разными трудностями. Слово вообще рождается трудно. А если нужно родить слово о Слове, Которое родилось от Девы, то немоты можно ожидать от самого говорливого. Сам дай мне слово, Слове Божий, да и в этом году прославится нами Твоё Пришествие в мир.


Мы имеем счастье быть окутанными христианством и имеем хамство этого не замечать. У нас разговор о Рождестве как будто лёгок и привычен. А вот попробуйте сказать о воплотившемся Боге, находясь внутри индуистской культуры, у которой сотни тысяч богов. Эти боги являются среди людей постоянно, они способны к бесчисленным воплощениям и развоплощениям. И не нужно ехать в Индию, чтобы об этом узнать — можно побеседовать хотя бы со знакомым кришнаитом славянского происхождения.

Между тем, христианская весть о воплотившемся Боге уникальна и ни к чему не сводима. Вся грандиозность события заключается именно в том, что речь идёт о Боге Израиля, о Боге Ветхого Завета, со всеми теми Его качествами, которые мыслятся с непременным страхом. Это Бог, могущий всё, то есть всемогущий. Это Бог вечный, всезнающий, не безразличный к человеку, умеющий как любить, так и наказывать. Ему служат Солнце и Луна. Его Престол, закрывая лица, окружают Херувимы. В травинке видна Его премудрость, а в горных хребтах и морских глубинах очевидно Его всесилие. И именно Он родился в пещере от Девы.

Если мысль мечется между небом, которое есть Престол Божий, и землёй, которая есть подножие ног Его (Мф. 5, 33–34), если мысль пытается удержать в памяти всё, что знает о великом Боге, и соединить эту память с Дитём, положенным в ясли, то нельзя не изнемочь человеку. Человек тогда опускается на колени, точь-в-точь как волхвы на бесчисленных средневековых картинах. Человек не приносит дары и не держит в руках ни ларца, ни посоха. Он просто стоит на коленях перед Младенцем и Девой. Возможно, он уже и не думает, но созерцает. Рождество — именно праздник, требующий вначале размышления, затем усталости от последнего и перехода в созерцание. Это глубокий праздник, и над ним нужно стоять, как над колодцем, в котором ночью отражаются звёзды. Отсюда всё праздничное умиление и вся тишина Сочельника. И даже громкий смех детей и взрослых на святках — не более чем разрядка для души, немного уставшей от громадности чуда.

Да, друзья, от чуда можно устать. Потому что оно большое, а я маленький. Потому что моя душа не всегда готова жить чудом и только чудом, а оно, между тем, таково, что, поселившись в душе, неумолимо вытесняет из неё прочь всё нечудесное. И тогда возникает соблазн любить чудо не «от всея души и от всего помышления», а частично, умеренно и привычно. Как пушистую домашнюю зверушку. Этот соблазн — от усталости.

Что уж там индуизм с миллионом воплощающихся и испаряющихся богов! Не много ли опасней современное «культурное» басурманство, при котором и женщина — не тайна, и роды — не чудо, и дети «заводятся» или сами, как тараканы, или сознательно, как пекинес?

Мария и беспомощный Бог на Её руках — это же целое Солнце, от которого рождается тепло и текут во весь мир умные лучи. Любовь к этому удивительному вифлеемскому событию должна разрезать жизнь человечества на «до» и «после».

Что значит «до»? Значит, что женщина — объект мужских желаний и своеволия; что ребёнок — лишний рот, пока не вырастет; что сама жизнь — мрачная пещера, даже если жить в пространных покоях.

Что значит «после»? Значит, что Одна Жена стала вместилищем Тайны, и теперь всех жён в благодарность Той Одной нужно любить, защищать, уважать и быть для них рыцарем. Значит, что ребёнок — это умилительно более, чем обременительно. Значит, что поклоняться нужно отныне не грубой силе и фактическому могуществу, а такой силе и такому могуществу, которые способны унизиться до образа раба и отдать Себя на женские руки, и сопеть безмятежно на этих самых руках. И то, что эти руки будут обнимать отныне всю человеческую историю — тоже значит.

За оконным стеклом вихрем кружатся белые хлопья, хрустит под ногами снег, и опять в церквях поют: «Таинство странное вижу и преславное: небо — вертеп, Престол херувимский — Деву»*. То есть небо — это не то, что вверху. Настоящее небо — это там, где Бог. Христос родился в пещере — и пещеру сделал небом. До Воплощения только Небесные Силы, да и то не все, были так близко допущены к Божеству, что Господь именовался Сидящим на Херувимах и Ездящим на Серафимах. А теперь Он приблизился к Деве и через Неё так приблизился к нам, что Она превзошла близостью херувимские престолы. Так поют в церквях от лица всех думающих об этом и понимающих это. И каждый из нас может сказать вслед за ирмосом: вижу!

* Ирмос 9-й песни Рождественского канона.

Видишь ли ты это, брат мой и сестра моя? Если не видишь, то не январская пурга мешает тебе и не слабое зрение. Но какой-то «-изм» попал в твоё нежное око. А может, просто суета, да предпраздничный шопинг, да забот полон рот, да на работе проблемы. Только, знаешь, никогда суета не закончится, и никуда не уйдут проблемы. Они будут мухами жужжать над ухом и появляться ниоткуда, как вездесущая пыль. Особенно если даже раз в год ты не выкроишь кусочек бесценного времени для того, чтобы в удивлении постоять над входом в одну пещеру. Там сопит вол, там о каменный пол слышен стук копыта, там тихо поёт Мария. Возможно, Ей подпевают Ангелы, но этого мы с тобой не слышим. В этой пещере скрыто твоё и моё главное Сокровище. Оно пока маленькое и нуждается в защите Иосифа. Но вообще-то, по-настоящему, маленькие — мы. И мы нуждаемся в Нём постоянно.

С Рождеством тебя, брат мой и сестра моя!

Ранее опубликовано: № 1 (43) Дата публикации на сайте: 06 Январь 2010
Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 18 из 18
22:28 10.04.2010 | Лидия
На Пасху посмотрела фильм о Рождестве Христовом, когда читала статью отца Андрея, то всплывали образы из этого фильма. Стало приятно на душе.
14:16 04.03.2010 | Аня З
Насколько всё просто и сложно.
Бог родился в яслях.
16:53 18.01.2010 | Светлана В.
Спасибо... экран расплывается перед глазами... от слез..
20:16 16.01.2010 | Анатолий
Замечательно! Написано как поэма Богу.
11:53 16.01.2010 | Олег
Христос Рождається! Як завжди, сильно, гарно, і православно. О.Андрей, ви, будь-ласка, пишіть більше. Всі кому я пропонував ваші праці, дуже гарно сприймають все написане і, що головне, хоча б в чомусь змінюють своє ставлення до Православя. Спаси Христос!!!
21:21 15.01.2010 | Владимир
Спасибо, брат Андрей.Хотя я из протестантов, но Дух Божий действует во всех любящих Господа.Я получаю доброе назидание в вере, когда читаю Ваши проповеди. Бог да благословит Вас и Ваше служение Ему!!!
23:16 09.01.2010 | Сергий
Спасибо,всем кто так или иначе причастен к журналу!Это самый нужный(на мой взгляд)молодёжный журнал.
С каким вкусом и красотой он издаёться!Ещё раз спасибо!
Спаси,Господи.
18:55 09.01.2010 | Христина
Спасибо, прекрасная статья, она возродила в душе ощущение чуда и праздника, чувство благоговейной радости перед ним.
14:38 09.01.2010 | Зоя
С Рождеством Вас, батюшка! Статья прекрасная.
11:26 09.01.2010 | Ирина-Запорожье
Православная вера к человеку милостливая, и человек ценный получаеться, еслибы были такие мудрые и нежные родители, тети, дяди и т.д.Спаси вас Господи!Божией благодати в вашем нелегком труде!
13:00 08.01.2010 | Ольга
С Рождеством Христовым, братья и сестры! Спаси Господи, о.Андрей, за прекрасную статью о чуде Рождения. Ведь этот великий праздник действительно начинает ассоции роваться в умах людей с рождественскими распродажами и каникулами, а вот Чудо праздника, которое невозможно вместить и уразуметь, уходит куда-то на второй план.
11:06 08.01.2010 | Александр
С Рождеством Христвым, о.Андрей!
Пусть Бог благословит Вас крепостью, любовью, миром и конечно же словом, что бы Вы и дальше не уставали трудиться для нас!Уж очень здорово Вы заражаете настырностью мыслительного процесса. Спаси вас, Господи!
21:26 07.01.2010 | Андрей К.
С Рождеством Христовым, батюшка! Как всегда, блестяще написано. Спаси вас, Господи.
21:04 07.01.2010 | Юлия
Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецах благоволение!
Спаси, Господи, Вас, отец Андрей, за такую хорошую проповедь!
19:37 07.01.2010 | Зоя
Спасибо вам отец Андрей за ваш труд. Были с сыном на всенощной! Какая Благодать!Христос рождается!!! Славите!!!
14:08 07.01.2010 | Василий
И вас с Рождеством, отец Андрей!
21:31 06.01.2010 | Галина
Больно душе, что не пошла на вечернюю молитву.И тревожно о грехах своих...Ибо суета и работа заслонили радость праздника.Ровно год назад,после некоторых событий прозрела...ангел поднял меня рано утром.И пошла в церковь. Читала книги, училась, прозревала.Делаю шаг вперед , и два назад.Но я стараюсь, братья и сестры.
С Рождеством Вас!
17:17 06.01.2010 | Ксюша
Замечательная статья.Всех с Праздником!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Отрок.ua в: