Слава Сербии

Прошлой осенью хор монастыря, в котором я пою, пригласили в Сербию на фестиваль православных хоров. Сначала я не восприняла это как большое событие. Ну что такое сербский фестиваль? Маленький незнаменитый праздник в маленькой незнаменитой стране… С тех пор как мы вернулись, прошло уже несколько месяцев, а я все еще тоскую по Сербии — маленькой великой стране, где сельский фестиваль становится событием вселенского масштаба, а каждого гостя принимают, как Ангела Божиего, где дети могут быть такими же бесстрашными, как взрослые, а взрослые способны плакать, как дети.

Фреска белый ангел. Монастырь Милешево

Перед фестивалем мы несколько дней путешествовали по сербским монастырям. Везде нас встречали как долгожданных друзей, и даже больше чем друзей. «Вы Ангелы Божии!» — не раз услышали мы от сербов. В каждой обители с дороги нас приглашали в «гостеприимницу» — комнату для задушевного чаепития с гостями, — наперебой предлагали угощение, подробно расспрашивали о путешествии, о нашем монастыре.

Водители нашего автобуса, Слободан и Радислав, рассказали, какое благословение дал им Черногорский митрополит Амфилохий, когда отправлял их к нам. «Имейте в виду, — сказал Владыка, — русские сестры — это ангелы, и вы должны сделать для них ВСЕ. Если они захотят купить гостиницу — купите им гостиницу!» Вплоть до конца путешествия Слободан и Радислав ревностно исполняли благословение. Конечно, до покупки гостиницы дело не дошло, но, например, сутки без сна ради нашего удобства — это было. И мы точно знаем: они делали это не только потому, что так Владыка благословил. Воистину гость для сербов свят. Если, конечно, он пришел с миром…

Величественный Ждребаоник, затерявшаяся в горах Челия Пиперская, врезанный в скалу Острог… У нас было полное впечатление, что половина Сербии — это православные монастыри. А воздух Сербии — благоухание святых мощей. В монастыре Студеница мы увидели мощи первого сербского святого — Симеона Мироточивого. Когда-то его звали Стефаном Неманей, великим жупаном (князем) Сербии. Он был мудрым и кротким правителем, впервые объединившим разрозненные сербские племена. В старости Стефан оставил власть и богатство и принял иноческий постриг на Афоне. Его младший сын, святитель Савва, был первым архиепископом Сербской Православной Церкви и помазал на царство первого независимого сербского короля — своего брата, святого Стефана… Переплетение земной и Небесной истории Сербии мы еще не раз почувствовали во время этой поездки.

Древний монастырь Жича, где в XIII веке святитель Савва венчал на царство короля Стефана. За восемь веков обитель немало перенесла от монголов, турок и немцев; последняя бомба упала в 200 метрах от Жичи несколько лет назад во время косовской войны… «Каковы же должны быть сестры в этом монастыре?» — гадала я по дороге в Жичу. Сестры встретили нас радушно, показали весь монастырь, рассказали его суровую историю. Но, честно говоря, гораздо больше, чем экскурсия и рассказ, нас впечатлило другое — та чуткость, с которой сестры угадали наши небольшие дорожные проблемы. После ужина, прежде чем отправить нас спать, они попросили отдать им всю грязную одежду, которая накопилась у нас за время поездки. К утру наши вещи были выстираны, высушены и выглажены.

Недалеко от Жичи, в храме в честь мученика Лазаря наше внимание привлекла странная фреска: вместо мирных ликов на ней была изображена битва и воины, принимающие последнее Причастие. «Что это?» — «Косово поле…» По интонации ответа мы поняли, что речь идет о великом, и, замерев, слушали рассказ о главной сербской святыне. Шесть веков назад на Косовом поле решалась вечная участь Сербии: в ночь перед сражением с магометанами святому князю Лазарю явился Ангел и предложил страшный выбор. «Скажи, Лазарь, что ты хочешь — чтобы имя твоей Сербии пронеслось со славой по всему миру, народы дивились уму и силе твоего племени, все мечтали подражать ему и встать под его начало? Хочешь ли, чтобы враги сербские не смели больше посягать на твою землю, чтобы от оружия сербского трепетал весь мир? Или ты хочешь, чтобы ты и твой народ испили здесь, на земле, горькую чашу унижения и позора, чтобы имя сербское было обесславлено, а земля твоя оросилась кровью и слезами сербскими, но чтобы там, у Престола Божия, весь твой народ, воинство твое, твои пахари и пастухи, матери и жены, младенцы и юноши, просияли тихим светом вечной радости, наслаждаясь видением лица Господа нашего Иисуса Христа?» Молча, опустив голову, слушал князь Лазарь небесного вестника. «Что нам земная слава, если Христос отвернется от нас?» — был его ответ. На рассвете все воины причастились и еще до заката погибли на Косовом поле .

Легенда? Однако чем тогда объяснить то, что вот уже седьмой век сербы пьют предсказанную Ангелом горькую чашу, миллионами погибают за веру и все же остаются христианами? Сербский репортер, бравший у нас интервью, рассказывал как о привычной, застарелой боли о тех сражениях, которые были в окрестностях его селения. Рассказывал не для того, чтобы пожаловаться или похвастаться, а для того, чтобы сделать нам приятно. «Здесь вся земля полита русской кровью! — говорил он, глядя на нас с такой любовью, будто это именно мы сражались рядом с сербами. — Русские сражались за сербов здесь, и еще здесь, и там, и вон там, за горой, видите?» Он перечислил места и даты всех сражений, каждый раз называя точное число погибших русских.

Житель селения Четереж, молодой мужчина, с гордостью говорил нам, показывая на своего пятилетнего сына: «Он недавно ходил в горы собирать хворост! Он еще маленький, но я взял его с собой. Потому что он серб!» Пока мы были в Сербии, мы еще не раз услышали эти слова, в которых и гордость, и нежность: «Я — серб!», «Не жалуйся, ты же серб!», «О, вы такая смелая — настоящая сербка!»

В Четереже вокруг Рождество-Богородицкого храма автомобили выстроились на целый километр. Сегодня Рождество Богородицы — слава четережского храма. Славой в Сербии называется престольный праздник храма или день памяти покровителя рода. На праздник съехались все жители Четережа и окрестных селений. После литургии и крестного хода они останутся здесь до вечера. Будут молиться, петь о Сербии, танцевать в огромном хороводе, обняв друг друга за плечи.

Мы заметили, что во время славы хозяева праздника, четережцы, ни разу не присели — они «служили»: разносили угощения, ухаживали за гостями. «Садись, друг, — по привычке приглашал один серб другого. — А, ты служишь? Ну, прости».

Перед литургией мы увидели в храме большой каравай — «колач». Сначала мы подумали, что это просто праздничное угощение. Закончилось богослужение, священник закрыл Царские врата, и мы поняли, что сейчас будет что-то еще. Батюшка крестообразно разрезал верхнюю корку «колача», влил в разрез вино. Затем сербы подняли «колач» над головами и начали его вращать. Все, кто был в храме, старались хотя бы раз прикоснуться к нему. Наконец, когда вино разошлось по «колачу», его опустили и разломили на множество кусков — чтобы «ели все и насытились». Единство, любовь и крест… Мы тоже взяли по куску ароматного хлеба.

После крестного хода начался фестиваль. К тому моменту мы уже совсем забыли об этом громком названии. Мы приехали не на фестиваль, а на наш православный праздник, к братьям-сербам. И пели мы уже не ради презентации хора, а для того, чтобы порадовать наших друзей и поблагодарить их за любовь. До сих пор мы не видели более благодарной публики, чем сербские сельчане: даже маленькие дети, затаив дыхание, слушали старинные церковные песнопения. А когда мы запели: «О, Србия, майка мила!» — тишина кончилась. Плача и смеясь одновременно, сербы подпевали нам, а после песни окружили нас, говорили ласковые слова, благодарили, наперебой старались услужить. Да, соревноваться в благодарности с этими людьми бессмысленно…

По плану поездки наши водители Слободан и Радислав должны были доставить нас в Четереж, а потом вернуться в Черногорию. Но они уверили нас, что не смогут спать спокойно, если лично не проводят нас до аэропорта и не убедятся, что с нами все в порядке. Перед посадкой в самолет мы поклонились им в пояс: «Спаси вас Господи!» Эти два взрослых, сильных человека вдруг отвернулись… Прошло уже несколько месяцев, а я все еще не могу забыть, как плакали два мужественных серба, прощаясь с людьми, с которыми были знакомы всего две недели.

Сербия — государство на Балканком полуострове. Сербы — славянский народ, пришедший на Балканы в VI в. Первые попытки сербских князей-жупанов получить независимость от Византии относятся еще к X в. В 1217 году возникло сильное и независимое Сербское королевство. В том же XIII в. сербы, принявшие Православие еще в IX в., трудами свт. Саввы получили церковную автокефалию. В царствование Стефана Душана (1346-1355) Сербия стала великой и мощной державой, которая включала в себя большую часть современной Албании и северную Грецию. В этот золотой век сербского государства были построены многочисленные православные монастыри и храмы.

Величайшей трагедией в истории сербского народа стала битва на Косовом поле в 1389 г., где героическое сербское войско было разгромлено армией турок султана Мурада. Это привело к тому, что Сербия на 5 веков попала под власть Оттоманской Империи. За это время страна пережила многочисленные народные восстания. Часть сербов под давлением завоевателей приняла ислам, что привело к образованию мусульманской Боснии.

Независимое сербское государство вновь было провозглашено в 1816 году. Полной независимости ему удалось добиться в 1878 году, когда Россия в ходе войны за освобождение южных славян разгромила Турцию. С агрессии Австро-Венгерии против Сербии началась Первая мировая война. После ее окончания Хорватия и Словения объединились с Сербией, Черногорией и Македонией в единое королевство, во главе которого стоял король Сербии. В 1929 году государство стало называться Югославией.

После Второй мировой войны Югославия стала федеративной республикой, которую возглавил Иосип Тито. В 1991 году начался распад Югославской федерации, который вверг страну в затяжной военный конфликт. А в 1998 году началась Косовская война. Пришедшие за время османского ига в опустошенное турками сердце Сербии албанцы выступили против сербов…

Ранее опубликовано: № 4 (28) Дата публикации на сайте: 19 Ноябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Слава Сербии

Слава Сербии

Ирина Быкова
Журнал «Отрок.ua»
С тех пор как мы вернулись, прошло уже несколько месяцев, а я все еще тоскую по Сербии — маленькой великой стране, где сельский фестиваль становится событием вселенского масштаба, а каждого гостя принимают, как Ангела Божиего, где дети могут быть такими же бесстрашными, как взрослые, а взрослые способны плакать, как дети.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 2 из 2
16:15 03.02.2009 | Vin
когда совсем, за душу берёт... я тоже туда еду.
18:25 18.07.2008 | Катя
Будет ли повторяться фестиваль? есть ли у него координаты? сайт в интернете?
Спасибо!
Kathrine64@mail.ru

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: