Сложные вопросы

Легко восхвалять Творца Вселенной, любуясь искрящимися каплями росы на рассвете, или наблюдая неспешный ход белоснежных облаков. Но когда скорби и испытания подступают к человеку, он в отчаянии забывает о милосердии и любви Господа. За что? Почему? Человек искренне ждёт откровения и в недоумении смущается его душа, — неужели так и не будет ответа? И в этот момент творение почему-то забывает о том, что его Творец неизречен, неведом и непостижим.


Есть тяжёлые вопросы, само произнесение которых даётся тяжело. «Доколе, Господи?» — спрашивали праведники, встречаясь глазами с кошмаром, родившимся от греха. «Зачем Ты Меня оставил?» — кричала Распятая на Кресте Истина Своему Отцу. В этом крике — вся боль мира и все противоречия его, на том же Кресте тогда же снятые, но остающиеся не снятыми для наших глаз. Вопросы могут не оставлять человека и за гробом. Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь за кровь нашу? (Откр. 6, 10), — спрашивают Господа души замученных за Его имя. И их вопрос передаёт нам тайнозритель Иоанн.

Великие тяжёлые вопросы не произносятся сразу, но, как дитя, долго носятся под сердцем. Их не задают, развалившись на диване или завязывая галстук. Их скорее кричат, обращаясь непосредственно к самому Небу, и Небо может молчать, а может и отвечать, как отвечал некогда Иову на его болезненные крики Господь.

Но есть разряд людей, теоретически обеспокоенных широкой и неподъёмной проблематикой. У таких людей легко слетает с уст: «Почему в мире так много страданий?» или «Спасутся ли язычники?». Видимо, они забывают, что в ответ на вопрос человеческий Бог имеет право молчать, имеет право отвечать на вопрос — вопросом, и вовсе не обязан играть с нами в игру, подобную пинг-понгу: мы Ему — праздный вопрос, Он нам — великий ответ.

«Скажи нам, какою властью Ты всё это творишь?» — спрашивали Христа фарисеи. А Он их спросил в ответ: «Крещение Иоанново было с неба или от человеков?». Они знали, что, если скажут «с неба», Он спросит: «Почему вы не веруете ему?», — но боялись также сказать «от человеков», потому что люди почитали Иоанна пророком. Они сказали: «Не знаем». Тогда и Христос сказал им: «И Я вам не скажу, какою властью всё это творю».

Переведём ситуацию на нас с вами. Мы спрашиваем Бога: почему в мире так много страданий? А Он отвечает: спрошу тебя и Я — ты все Мои повеления выполнил? Ты все слёзы, какие мог вытереть, вытер людям? Все раны перевязал? Все долги раздал? Во всех добродетелях до крови подвизаешься? Мы, если не являемся пациентами соответствующей клиники, конечно, скажем: нет. А Он имеет право продолжить: вот ты своим ответом на свой же вопрос и ответил. Обо всём мире тебе переживать не надо, а та мера страданий, которая открыта твоему взору, зависит от тебя и доступна твоему воздействию.

Между нами и Богом реально проходит диалог, проходит постоянно. Он повелевает — мы делаем вид, что не слышим. Он зовёт — мы отнекиваемся. Он будит совесть нашу — а мы усыпляем её. Когда же совесть особо не мучит, голод не угрожает и сапоги не жмут, мы дерзаем произносить праздные теоретические вопросы, касающиеся вещей невместимых. Например, «спасутся ли язычники?».

Представим себе, что Господь даст нам ответ. Причём даст в том духе, к которому мы привыкли: в духе мерзкого анкетирования, или участия в выборах, или голосования на ток-шоу: да/нет. Неужели вы думаете, что краткость и громадность этого ответа оставит вас в живых или хотя бы не искалечит?

«Да, спасутся». Что это значит? Это неминуемо означает рождение вопроса: а зачем тогда всё? Посты, праздники, покаяние, воздержание? Почему литургия, а не орфические мистерии? Почему нужно читать псалмы Давида, а не беседы Конфуция? Понимаете ли, что при ответе «да» вы тут же бросите Церковь? А если не тут же, то через небольшой промежуток времени?

А если ответ будет «нет»? Тогда ещё хуже. Тогда вы имеете право стать в позу Ивана Карамазова или сытого дореволюционного барина и, растягивая слова, с апломбом произнести: «В вашего Боженьку я верить отказываюсь. Для Него миллионы и миллиарды людей — лишь биомасса, обречённая стать лишь дровами дьявольской печи. Я в Него, пожалуй, и верю, но молиться Ему отказываюсь, и билетик торжественно возвращаю».

И уж «сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали»! Сколько людей, мыслящих категориями только «да» или только «нет», упало, одни в яму безразличия и прохладности к вере, другие — в страстный пафос богоборчества и безблагодатной «святости», как Лев Толстой или русские революционеры. И ведь когда вопрос задан, а в ответ ожидается только «да» или только «нет», то выпадает человек из памяти о том, что Христос распялся за всех, хотя и не все спасутся. И может показаться человеку, что он любит людей больше, чем Бог, хотя не распинался он за людей и распинаться не хочет. А если распнётся, то не воскреснет и никого не искупит, потому что это будет лишь смерть грешника за грешников. Но ведь действительно любовь Божию мы познали в смирившемся Благодетеле, родившемся от Девы, распятом на Кресте, воскресшем из мёртвых. Свой труд служения Иисус Христос поднял на избитые, истерзанные плечи не только ради кого-то одного, но ради всех. Неужели кто-то ещё кроме Него может быть достоин в полной мере имени Человеколюбец?

Но мозг болен и сердце чахло, и вопрос всё равно задаётся, и ожидается ответ "да"/"нет«. Так в чём же дело? Дело в том, что в земных вопросах можно идти направо или налево, и дилемма «туда или сюда?» соответствует дилемме «да или нет?». А в духовных вопросах кроме координаты «право» и «лево» есть координата «вверх», и земные узлы развязываются благодаря неожиданно разверзнувшимся Небесам. «В горняя, в горняя», — шептал умирающий Пушкин, то есть «наверх, наверх». «Licht, mehr licht», — говорил умирающий Гёте. Туда, наверх, в Царство света и нам дорога. Там разрешатся наши не разрешимые на земле вопросы. И не просто «там», а «только там». Поэтому — «горе́ имеим ум и сердца»!

Ответы на нравственные вопросы не вымучиваются математически, за них платят валютой слёз и крови. И, приобретённые таким образом, эти ответы должны храниться внутри, а не превращаться в предмет праздных споров, потому что они парадоксальны, странны для слуха и для большинства тесных сердец невместимы. Вот Иов вопил на небо, и Бог с неба ответил ему. Но Иов ответу не обрадовался. Если мы сядем на то Иовлево гноище, или спустимся в Даниилов львиный ров, или дадим себя бросить в раскалённую печь, уподобляясь трём отрокам, то именно там мы и получим ответы. На такие вопросы ответы даются именно в львином рву, в горящей печи, на гноище или на кресте. И если это так, подумает человек, то я отказываюсь от вопроса. Это будет правильный ответ. Надо читать Писание сердцем и выпрашивать в подарок корень Премудрости — страх Господень, чтобы не «омрачать Провидение словами без смысла» (Иов 38, 2).

Есть у Доброго Пастыря овцы, яже не суть от двора сего (Ин. 10, 16) Уже одно это пусть утешит людей, искренне переживающих о судьбах тех, кто не слыхал Евангелие и до сих пор живёт за пределами благовествования. Да и сама история учит нас временами не хуже Писаний. Так, один из спартанских царей был ошибочно принят незнакомым человеком за его личного врага. Незнакомец облил царя помоями на улице. Телохранители обнажили мечи, человек, совершивший глупость, взмолился о пощаде, а царь узнал причину оскорбления и сказал: «Не троньте его. Он облил не меня, а другого». Представляете, сколько благородства в этом человеке — язычнике, никогда не слыхавшем заповеди о смирении? Представляете, сколько в нём умения обуздывать внезапный гнев, погашать желание справедливой мести? Этот царь будет тоже стоять на Страшном Суде, как и всякая воскресшая плоть. И можно думать, что когда Господь будет судить сребролюбцев, многие христиане пойдут в геенну, а многие язычники найдут милость. Так же будет, когда будут судить трусов, предателей, кровосмесителей, колдунов. Нам нечем гордиться. Совершенно нечем. Наша вера ко многому обязывает, но отнимает всякий повод для гордости. Она питает и живит и утешает, но не прежде, нежели смирит и устрашит. И об этом стоит думать, задавая время от времени великие вопросы.

Наконец, если действительно тревожит верующего человека судьба неверующих людей, то пусть он, верующий, выходит на проповедь и учит языки, и благовествует Евангелие ближним и дальним. А коль не способен к этому — пусть хотя бы смиренно молится.

Жизнь продолжается, и значит, задавать вопросы ещё придётся. Но пусть вопросы эти будут выстраданными и обдуманными, прошедшими по всем коридорам и закоулкам необъятного сердца, а не просто слетающими с языка, как мыльный пузырь с детской соломинки. В конце концов, сказано: Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб (Лк. 19, 22). И что мы будем, бедные, делать, если посреди всей паутины мелких целей и праздного любопытства, посреди всех бесполезно сказанных слов вдруг скажет нам Бог то, что сказал однажды: Препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе (Иер. 1, 17)?

Ранее опубликовано: № 5 (59) Дата публикации на сайте: 13 Сентябрь 2012

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 18 из 18
21:29 08.01.2014 | Настя
И майя, и жителей Афганистана, и всех тех, кто не имел возможности знать о Православии, будут судить по совести. Православного могут осудить за то же самое, за что мусульманина не осудят, потому, что правослваный знал, допустим, что человеческие жертвы - это грех, а для язычника это - норма жизни.
22:32 31.01.2013 | Александр
"...а возможность стать православными есть у всех..."
Ну-ну!Скажите об этом жителям Афганистана! Или людям жившим в атеистические времена в СССР(допустим в 30 или 40 годы).А если человек неверующий, не знавший Православия,старался жить по совести-Вы его в ад отправите? Очень интересно? Как у Вас все просто Алексей. Странный Бог у Вас получается.Сколько человек ни старается(не зная Православия)стать лучше-все бессмысленно.Бог-же его все-равно в ад отправит.
18:08 23.09.2012 | Тетяна
от якби ще українською... ціни їм не було б..
17:57 23.09.2012 | Тетяна
і ще.. дякую, отче Андріє за глибокі добрі чесні слова..
17:54 23.09.2012 | Тетяна
...колись мала досвід, коли зі сльозами і болем закликала до неба "Чому? І чим же все завершиться? Чи вистачить сил виконати те, що маю ?!"... У сні прийшов старець сивенький, а я стояла у черзі - вона була така довга, що крайнього не було видно, хоча я стояла не горі. Усі смиренно чекали свого часу, і я теж. Перед нами був вузький вхід у скелі. Старець запитав:"То ти питала"Що воно буде?" І від цього запитання я вже прийшла у сум'яття... Скласти на когось не можу, злукавити теж. Там - це видно відразу. І я насмілилась сказати - "Я" Старець:"А для чого воно тобі потрібно?" І відразу я зрозуміла, що не можу у собі віднайти відповідь. Я поглянула на чергу - усі чекають і я теж, моя черга ось-ось настане, і правда не потрібно мені знати.
Я проснулась і прочитала у Макарія Оптинського: "Соромно запитувати у Бога про майбутнє, бо воно дається по Милості Господінй і по виконанню нами Заповідей!"
Ви знаєте, це мені допомогло вижити, зі смиренням і спокоєм прийняти теперішнє, укріпитися у вірі,силах.
Нписала це, бо можливо це допоможе іншим.
14:21 21.09.2012 | Людмила
Спаси Господь Вас, отец Андрей, за Ваши мудрые и добрые слова!
13:54 19.09.2012 | Віка
дякую Максим і Оксана що мені відповіли.
13:52 19.09.2012 | Віка
"Обо всём мире тебе переживать не надо, а та мера страданий, которая открыта твоему взору, зависит от тебя и доступна твоему воздействию"
- це лише слова!!! Ось приклад страждання Олега Індила , Оксани Макар я вже не говорю про онкодиспансери і безкінечне море страждань, яке було і є в світі.
21:51 17.09.2012 | максим
Лк., 6:46 "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?"
20:59 17.09.2012 | Vita
"Мы спрашиваем Бога: почему в мире так много страданий? А Он отвечает: спрошу тебя и Я — ты все Мои повеления выполнил? Ты все слёзы, какие мог вытереть, вытер людям? Все раны перевязал? Все долги раздал? Во всех добродетелях до крови подвизаешься? Мы, если не являемся пациентами соответствующей клиники, конечно, скажем: нет. А Он имеет право продолжить: вот ты своим ответом на свой же вопрос и ответил. Обо всём мире тебе переживать не надо, а та мера страданий, которая открыта твоему взору, зависит от тебя и доступна твоему воздействию."
20:56 17.09.2012 | Oksana
Vika, Bog dav volu ludyam. V kogniy ludini give dobro i zlo, ludei-angeliv na zemli nemae... Kogna ludina robit i dobro i zlo (inkoli svidomo, ale chastishe nesvidomo). Tomu dlya togo scho ne bulo zla v sviti, ludina povinna poboroti zlo v sobi, a tochnishe boroti yogo vse svoe gittya z dopomogoi Boga, prizivauchi Yogo na pomich. Tilki tal ludina spasae svou dushu. Gospod dae dopomogu poboroti sebe i svoi pristrastya, dumki cherez molitvu, ispovid ta prichastya. Sam Gospod zapovidav ze robiti. A takog dav zapovidi. Yakbi ze vsi dotrimuvalis ta sluhalis Gospoda to nihto bi ne vbivav ditei ni givih ni v utrobi, ne krav , ne obragav itd...A Gospod divlyachis na nashi nedoliki prodovgue nas lubiti i chekae koli mi do nego zvernemsta za dopomogou.
07:48 17.09.2012 | Ирина
Очень хорошая статья! Иисус пришел спасти всех, так что путь к спасению открыт дя всех, а не только "для овец дома Изпаилева". Знание этого пути, которое дает христиансто, заметно облегчает дело.
17:17 16.09.2012 | максим
2 Віка: Є дві страшні речі для людини: перша - це сумніви, друга - це відсутність сумнівів. Мене бентежить все те ж, що бентежить і Вас, і тоді мені здається, що я поступаюсь сумнівам. Тоді я починаю думати, що оце збентеження в душі і є чимось, що йде від Бога, і мені здається, що сумніви поступаються, і запановує відсутність сумнівів... А жадана рівновага настає лише тоді, коли я намагаюся зробити щось добре, або, принаймні, утриматися від поганого. Це, звісно ж, не пояснення, це так... власний досвід :)
17:30 15.09.2012 | Віка
Може це теж не можна запитувати, але інакше я просто не розумію як вірити? : Божа любов ні в яке порівняння з людською не йде і в незліченну кількість разів її перевершує , проте жодна нормальна людина не витримала б якби перед її очима маніяк розтерзував дитину або мати в 33р. вбивала дитину щоб прогодувати інших і подібних випадків в житті за час існування людства вже мабуть мільйони і немає такого фізичного і душевного страждання яке б не пережила людина. Бог все бачить але не втручається.... Відповіді, які я чула про те, що в муках душа очищується чи що невинні платять за гріхи всього світу підходять тільки для теоретичних бесід, але це відбувається в дійсності з живими людьми.Я хочу вірити в Бога, але перед такими речами мені здається це неможливим . Якщо хтось має якісь пояснення напишіть будь ласка.
16:09 14.09.2012 | Светлана
Хорошо было бы и друг с другом научиться диалог вести, в том числе диалог мирян и священников, так чтобы и не искушать как некоторые Христа, и не человекоугодничать, и не повторять того, что описано в 18 главе Иоанна Богослова:
22Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?
23Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?
14:30 14.09.2012 | Анна
Спасибо.
06:31 14.09.2012 | Михаил
Низкий поклон Вам Протоиерей Андрей Ткачев.
Да, спросят меня, но мне и нам нечем гордиться. Совершенно нечем. И одна радость - покояние и молитва.
01:43 14.09.2012 | Алексей
/// А если ответ будет «нет»? Тогда ещё хуже. Тогда вы имеете право стать в позу Ивана Карамазова ///

неправда. не спасутся, если не станут православными. а возможность стать православными есть у всех. также не спасутся и православные, которые грешат и не раскаиваются, хотя возможность покаяться у них есть. так что не вижу разницы между язычниками и нераскаянными православными. весь мир в одном положении!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: