Современный протестант

Современный протестант «из наших» иногда не так уж и далёк от Православия. В первые два-три года очень далёк. Всё в Православии для него — либо фольклор, либо язычество. Но жизнь берёт своё...


Родная община, научившая верить, уже не кажется такой идеальной, как вначале. Становятся заметными недостатки братьев и сестёр; личные грехи, несмотря на уверенность в спасённости, выйдя в дверь, заходят в окна. Взамен «чистой евангельской веры» и простоты всё чаще о себе заявляют доктринальные разногласия. Человек успокаивается, то есть прощается с прежней горячностью. Становится понятным то, о чём постоянно твердит Церковь. А именно — что спасение требует трудов, что жизнь проходит между страхом и надеждой, что «Царствие Небесное силой берётся». В подсознании крепнет голос генетической памяти.

Большинство протестантов у нас ведь люди крещёные. Можно отрицать пользу крещения в детстве, можно считать себя гражданином вселенной и стопроцентным сыном грядущего Царства. Но крещение действует, благодать живёт и требует воцерковления. Некоторые из наших протестантов кажутся полумонахами или старообрядцами для своих иностранных братьев. И женщины у них на служении в платках, и под гитару молиться не любят, и молятся долго, к тому же, стоя. Думайте что хотите, но часто это — истинно крещённые в детстве люди, и вести себя они стремятся в соответствии с просвещённой совестью.

Их сердце разгоняет по венам вместе с кровью генетическую память. Это память о Православии.

«Как вы молитесь? — спросил я у одного протестантского проповедника. — У вас есть оформленный чин, или вы всякий раз руководствуетесь эмоциями?» — «Конечно, есть чин, — умно и грустно ответил собеседник. — На эмоциях и духовном подъёме долгую работу не построишь». Затем он рассказал, что начинают они с пения псалмов, потом просят о различных нуждах, проповедуют. Заканчивают молитву общим чтением «Отче наш». Я заметил, что если не брать во внимание анафору, епиклезу, то есть сердцевину Евхаристии, то по структуре очень похоже на литургию Златоуста. Он согласился. «Генетическая память?» — спросил я. — «Возможно», — прозвучал ответ.

Через какое-то время, может, через считанные годы, наши приходы пополнятся вернувшимися в Православие братьями и сёстрами, прошедшими в протестантстве школу катехизации. Это будет истинное торжество Православия, но нам нужно к этому подготовиться. Во-первых, они — люди Книги. Им нужно читать и объяснять Писание не пять минут в неделю, а гораздо больше. Большинство из них только потому и наполняют арендованные концертные залы, что в родных церквах, под куполом, на котором возвышается крест, они проповедей не слышали. Честно скажем, не очень-то и искали. Но если бы поискали, то, снова честно скажем, вернулись бы в арендованные залы. Нам нужно проповедовать, причём качественно и постоянно. Вера отцов, вера, «однажды переданная святым», в нашем случае часто похожа на сундук с сокровищами. Сокровища реальны, но мы сами не часто в сундук заглядываем.

От привычной брезгливости к протестантам следует перейти к радостному и дерзновенному благовестию. Вы чтите субботу? А знаете ли вы, что и мы субботу чтим? Не по-еврейски, бездействием, но непременной молитвой в храме. Мы помним, что это — седьмой и благословенный день. Только чтим его менее воскресенья, поскольку суббота — день благодарной памяти о творении мира и благословении, а воскресенье — благодарность Богу за искупление. Искупление требует большей любви, чем творение.

Вы чтите имя Господа, открытое Моисею при купине? А вы знаете, что мы на каждой службе со страхом его произносим? Мы благословляем Сущего, то есть Яхве, говоря по-славянски «Сый благословен Христос Бог наш». Ведь Сын во всём равен Отцу. Он тоже — Яхве, как Отец и Дух. По-гречески это имя мы пишем на иконах Спасителя. Это имя произносится в таинстве Крещения.

Если угодно, то мы — пятидесятники в правильном смысле этого слова. В Пятидесятницу родилась наша Церковь, и всё, что совершается в ней, совершается действием Господа Святого Духа. Если хотите знать, то мы не меньше квакеров учимся трепетать перед Богом в молчании. Многие из нас не менее некоторых самых активных методистов всю жизнь изучают Писание. Всё, на чём отдельные группы и секты пытаются построить своё общинное или индивидуальное бытие, у нас есть. Причём оно не вчера появилось. Всё это у нас есть от начала и существует в истинном смысле, стоит только поискать. Ну а что до грехов и слабостей — то у кого их нет? Разница лишь в том, что наши грехи на виду, и мы, вслед за апостолом Павлом, не боимся хвалиться немощами, «да вселится в нас сила Христова».

Это дерзновенная цель, но она реальна. Следует вернуться к серьёзному погружению в догматику. Всем известно, что протестантов, словно красные флажки, раздражают иконы. Мы пытаемся объяснять им догмат Седьмого Собора, но, кажется, говорим на разных языках. Дело в том, что начинать надо с Собора Первого. Сначала стоит говорить о Божестве Иисуса, о Его природном равенстве Отцу. Потом, если понимание достигнуто, следует говорить о Соборе Втором, затем Третьем. Божество Святого Духа, равенство Ипостасей, различие между Личностью и природой будут нашими темами. Сложности, возможно, начнутся с Собора Четвёртого, иногда раньше. Соотношение природы и воли, вопрос о Деве Марии — Кого Она родила и как Её правильно называть? Тут расхождения станут очевидными. Это значит, что вопрос иконопочитания, вопрос, поднятый и решённый на Соборе Седьмом, невозможно решить, перескакивая через несколько столетий напряжённой догматической мысли.

Христос — Бог воплотившийся, Бог, ставший видимым. В силу Воплощения к Нему не относятся слова Ветхого Завета, подчёркивающего запрет на изображения тем, что «только голос вы слышали, а образа никакого не видели». Христос — не «бог чужой», чьи образы соблазняли Израиль. Он — Бог Истинный, Чья Личность при земной жизни была доступна зрению и осязанию, а ныне доступна иконному письму. Но чтобы к этому прийти, нужно многое пройденное оставить за собой. Нужен упорный труд, вначале по образованию собственному, затем — по непростому общению с братьями, лишёнными общения с Церковью. Это труд титанический, силам людей не подвластный, труд, требующий благодати. Бог благодать даст, даст много, «с избытком» и независтно. Нужен лишь наш труд. В этом всё дело.

Нужно видеть глаза людей, не расстающихся с Библией, когда они впервые слышат об отцах Египта! Кто любил Писание больше отцов? Многие из них носили в памяти всю (!) Псалтирь, помнили дословно огромные куски Евангелий, целые послания Павла. «Вы думаете, что любите и знаете святые книги? Я расскажу вам об Арсении Великом и об Антонии». Нужно видеть глаза людей, привыкших получать духовную пищу в виде тоненьких брошюр с глянцевой обложкой, когда авва Аммон и авва Макарий впервые встают перед их мысленным взором.

«Но где эти люди сегодня? — спросят у нас рано или поздно. — Не является ли большинство православных прихожан людьми простыми и от глубин далёкими?» — «Не смущайтесь», — будет ответ. В те времена, когда пустыни заселились людьми, знавшими каждую букву в Моисеевых книгах, рядом с ними жили люди, не знавшие ничего, кроме имени Спасителя. «Я ничего не запоминаю и ничего не понимаю», — жаловался молодой монах наставнику. — «А как зовут Спасителя?» — спрашивал старец. — «Иисус Христос», — отвечал молодой монах. — «Возрадуйся, чадо. Ты знаешь самое главное». Так и в нашей жизни. Есть немногие, знающие много, но рядом с ними в той же благодати, а часто и в большей, пребывают многие, знающие чуть-чуть, но самое главное.

Я совершенно серьёзно утверждаю и не на шутку уверен в том, что очень скоро наши храмы наполнятся теми, кто сегодня относит себя к протестантам. Их не отпугнут ни ворчливые бабушки, ни дисциплинарная строгость, ни непривычный язык.

Они, напитавшись текстами, возжаждут благодати, которая породила тексты. Любители Писания узна`ют в Церкви смиренную Мать Писания и придут покаяться в том, что долго этого не замечали. Из людей слова они станут людьми Чаши. Вернее, они станут людьми слова, которое поётся, читается и благовествуется над Чашей.

Лишь бы только мы были к этому готовы.

Ранее опубликовано: № 4 (46) Дата публикации на сайте: 08 November 2010

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Современный протестант

Современный протестант

Андрей Ткачев
Журнал «Отрок.ua»
Я совершенно серьёзно утверждаю и не на шутку уверен в том, что очень скоро наши храмы наполнятся теми, кто сегодня относит себя к протестантам. Их не отпугнут ни ворчливые бабушки, ни дисциплинарная строгость, ни непривычный язык. Они, напитавшись текстами, возжаждут благодати, которая породила тексты. Любители Писания узнают в Церкви смиренную Мать Писания и придут покаяться в том, что долго этого не замечали.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 25 из 54
22:40 24.04.2012 | Л.
Еще полагаю, что слишком лихо и легковесно такое отношение, что, мол Бог отдельно, а Писание отдельно. Не много ли на себя взяли, так легко Божье Слово взять и отодвинуть? И еще мне часто бросается в глаза, как мало православные цитируют Писание. Вот кого угодно, и что угодно, и рассказы, и басни, да оно жизненно все, не спорю. Но цитаты где? Где Божье Слово, которое острее меча? Оно само за себя скажет! Читаешь-читаешь православных, ну ни одной цитаты. Так что вы рассказываете? "Мечты сердца своего"? Почему и по какому праву не даете говорить Богу через Писание? Давно хотела сказать. Накипело.
22:31 24.04.2012 | Л.
Не знаю-не знаю. Я ныне ни в какую церковь не хожу (ни в православную, ни в протестантскую, памятуя о призыве выйти из Вавилона, который был одет в парчу и багряницу и блудодействовал с царями земными. Свидетели Иеговы прочно научили, да. И иконы, да, красный флажок. Не знаю, какой там собор может убедить меня помолиться вместо Бога во имя Иисуса Христа, божьей матери или какому-то святому, пусть я его сто раз и уважаю за духовный подвиг. Так что, извините, не ходок я в православные церкви со злыми старухами (и какой в них дух? Божий?). И к СИ я тоже уже не хожу. Там свои причины. Долго рассказывать. В общем, не вижу я церкви, которая бы не вызывала сомнений, на сегодняшний день. Чего достигла, так и живу. Может Бог откроет, что-то дальше. Что нужным сочтет. Такие дела. А статьи Андрея Ткачева читаю и люблю, но фильтрую. Читаю статьи разных конфессий. Что-то принимаю, что-то нет.
02:46 02.05.2011 | Роман
Согласен с тем, что надо больше проповедовать. Но меня в православии смущает, что когда они сталкиваются с противоречием современной церковной практики и Писания, разговор переводится на тему, что Церковь-де сама породила Писание, из чего, видно, следует, что может трактовать его как угодно. Сколько лет бы не было традиции поклонения костям Пантелеймона (это только как пример) и упования на их исцеляющую силу -- это не соответствует Новому Завету, и в этом вопросе не важен авторитет тех, кто эту практику поддерживал -- есть Христос и Его слово. Вообще я заметил, что лукавый старается отвести наши глаза с Христа как начальника спасения, на второстепенные вещи, на святых, угодников, старцев, Божью матерь, но о Христе, как Единственном Посреднике мы вспоминаем редко, а именно Ему принадлежит спасение, и спасаемся мы в Нем, а не принадлежностью к старой вере.

Я не говорю уже про идею "русского мира", "русской веры" тогда как именно Христос (еврей по плоти) объединят все в себе.

Когда православные апологеты станут не боятся слова "христианин", без уточнений деноминации, когда станут ревновать, чтобы человек спасен был и примирился с Богом (а не понял свою неправоту перед Церковью), и о том, чтобы явить ему Христа, а не доказать что-то, тогда многие придут, даже не взирая на какие-то несоответствия того, что церковь уклонилась от того, чем жили первые христиане.
00:10 23.03.2011 | Алла
Я не протестантка, я лютеранка.Недавно була в православному храмі, а біля храму капличка. Зайшла в капличку, а там скульптура Божої Матері( Ісуса не побачила)і великими буквами написано:"Матір Божа спаси нас!"Спасає Ісус Христос.
10:46 02.03.2011 | Жения
Статья про меня. Все верно. Я бывшая пятидесятница. И каждое слово этой статья - словно из моего сердца.
21:10 14.01.2011 | Игнатий
"12:44 05.12.2010 | Таня
Назвать статью надо было примерно так- Современный протестант глазами православного священника.
Никто из протестантов пока на статью не откликнулся и не сказал- да,это правда обо мне..."
Неправда ваша. Я говорю - да, это правда обо мне. Отличаются мелочи, но в основном - всё так...
12:14 12.01.2011 | Юрий
"Это будет истинное торжество Православия...". Разве о том следует более радеть, чтобы сделать верующих протестантов православными, чем о том, чтобы сделать неверующих православных верующими? От такого "торжества" Православия больше веет не желанием спасти заблудших, а страстью доказать соперникам свою правоту. Грустное какое-то "торжество"...
09:37 24.12.2010 | Елисей
очень точно написанная статья
я бывший баптист, из семьи потомственных баптистов. Душа потянулась к Богу после армии, я с жаждой кинулся в духовность, Библию не выпускал из рук, но с годами (всего 18 лет членства в ехб) горячность проходила и в душе все больше и больше нарастала боль и какая-то гнетущая пустота,я не видел в членов общины (включая себя) те плоды к которым должно приводить евангельское учение - смирение и любовь, с другой стороны, те мои пороки о которых непрестанно молился Господу никуда не исчезали но продолжали властвовать надо мной, в результате я возопил к Богу о помощи и Господь сделал так что я столкнулся с бывшим баптистом, конечно он ни в чем меня не убедил, но посеял зерно - я впервые взглянул на православие, и начал исследовать его, около 5 лет. В баптизме я имел некоторые свои взгляды, во-первых, хлебопреломление я воспринимал исключительно как участие в Теле и Крови Христовых, а не в символах, и во-вторых учение о уже спасенности я считал заблуждением, поэтому, когда я приблизился к православию то с удивлением обнаружил тоже мнение и там, а чтение святых отцов было вообще как бальзам на рану, я почувствовал себя находящимся перед бесконечной духовной драгоценной горой, против которой протестантизм казался некоей детской забавой, игрой в песочнице, хотя я очень благодарен баптизму за знание Библии
я не могу без слез даже подумать какую милость оказал мне Господь - ввел в Свою Церковь, хочется буквально воскликнуть к протестантам - братья, если бы вы только знали чего вы лишены, находясь вне Церкви и какое исцеление вы могли бы получить в Христовой "Лечебнице"
16:54 06.12.2010 | таня
Александр, Андрей Ткачёв-православный. Может вы что-то другое хотели сказать?
А что вас не устраивало у пятидесятников? И что вас привлекло в православии?
16:12 06.12.2010 | Александр
Ув. Татьяна! Это обо мне, я бывший Пятидесятник )))). Прошу обратить внимание на слово бывший, ныне Православный грешник.
-"Я иногда смотрю передачи Андрея Ткачёва- говорит очень хорошо, мягко, завлекающе, слушать интересно". По поводу завлекающе, то этого у протестантов не отнять ))).
Когда я впервые за долгие годы зашел в православный храм, а отсутствовал там я по причине состояния в Пятидесятничистве, я подошел к священнику и рассказал что состоял в секте, попросив принять меня назад в Православие. Священник прочитал надо мной молитву и сказал: - "теперь ты понимаешь разницу между нами и ими. У нас прихожане, а у них привожане". Вроде простые слова, а смысла в них много.
Прошу прощения.
14:12 05.12.2010 | иеродиакон Савва
Татьяна, Вы не поняли моей мысли. Я говорил о том, что нет знака равенства между Богом и Писанием. А Бог - это не книга. Бог - это Живой Бог. Библия - это Его слово к нам. Но изучение Его слова еще не есть соединение с Богом. Через изучение Слова нужно идти к соединению с Богом. Если забывать об этом, то Писание может превратиться в идола, который заслоняет собой человеку Бога.
12:44 05.12.2010 | Таня
Назвать статью надо было примерно так- Современный протестант глазами православного священника.
Никто из протестантов пока на статью не откликнулся и не сказал- да,это правда обо мне...
Я иногда смотрю передачи Андрея Ткачёва- говорит очень хорошо, мягко, завлекающе, слушать интересно.Но, есть моменты,которые приняты у православия, но никак не согласуются с Библией. САВВА пишет, что Библию и Бога можно разделить. И к великому сожалению и вводя людей в глубокое заблуждению, это неправда!!! Во 2Тимофею сказано- всё писание вдохновлено Богом!
Всё,что записано -это слова Бога нам людям.
Слова Иисуса,обращённые к Богу, записанные в Иоанна 17гл.полностью- необходимо приобретать знания о тебе,единственном истинном Боге,и посланном тобой Иисусе Христе.Я открыл твоё имя людям...слова,которые ты дал мне, я передал им.
Савва,вы не знаете писаний и других вводите в заблуждение, впрочем вас так научили!

08:59 27.11.2010 | студент
Апостол Павел пишет , что в последние времена люди будут избирать себе учителей , "которые льстили бы слуху" . А лжеучителя будут поступать , как хитрые торговцы , желающие сбыть порченный товар , пользуясь лживой рекламой .
12:01 25.11.2010 | студент-Константину
Троллинг-разновидность современной рыбалки , где используются ДВС и полимерные приманки для обмана ХИЩНИКА .
Мои близкие многочисленные протестанты ( друзья , коллеги на работе ) хищниками безусловно не являются , но суть хищниками есть обманутые . Как правило все они крещены в православии в раннем детстве , по ВЕРЕ СВОИХ СОБСТВЕННЫХ МАМ И БАБУШЕК , затем были отбиты подготовленными адептами протестантских веток . Некоторые спокойно читают святоотеческие книги , молятся тихо и вдумчиво , но вот беда : кто-то втемяшил бедным людям постулат об уже состоявшейся 100-процентной спасённости .
Давайте вспомним , сколько учеников Христа были подвержены жестоким пыткам и какую тяжёлую смерть претерпели , о чём , друзья мы с вами размечтались ? О Маршалловском "зонтике" , который раскрыл Распявшийся над нашими грехами , чтобы скрыть их от Бога ?
Читали ли Вы , Константин своих апологетов ?


09:26 25.11.2010 | Константин
Студент, огласите Ваш список - на какую Вашу позу кто Вам отвечает. В виде таблички, пожалуйста! Может Вам бы следовало всё-таки доучиться, прежде чем непрестанно поучать других? Деятельность, подобная той, которую Вы здесь ведёте в интернете называют "троллинг", но, похоже модераторам она нравится.
22:24 23.11.2010 | студент
Любовь
Вам не кажется , что есть большая доля вероятности получать ответы от Того , кто задавал вопросы Спасителю в пустыне (когда он постился сорок дней ).
С трудом верится , что кто-то иной ответит людям , совершающим молитву покаяния сидя на стульях . Они бы ещё прохладительные напитки разносили .
21:21 23.11.2010 | Любовь
Юличка, как жалко Вас, верящую в цифровую статистику "веры" Особенно смешно - 31% американцев получают ответ на молитву. Уровень 31-40% во всех южных штатах (самый высокий по стране).
Знаете сколько у нас по стране экстрасенсов (которые тоже получают ответ на молитву, своему "богу"). Что же теперь, по ним определять уровень нашей духовности?
12:32 22.11.2010 | Лукашенко А.А.
1)Уважаемый Егоров А.В.! Что касается тщеславия и самолюбования:
"- Я имею способность от Бога к духовной молитве на "ином языке". Не на широко распространенной "ангельской тарабарщине", а на самом настоящем фарси." По первому этапу все ясно.
2)-"А батюшка признал, что это несомненно Божий дар, но ... посоветовал от него отказаться. Так что я теперь вообще ни в какую церковь не хожу и этим даром никому не служу." По моему вы нашли себе самооправдание в том, что не посещаете церковь, посредством батюшки. Возвращайтесь в церковь и служите в первую очередь Богу, который Вас на эту службу призвал. Прошу прощения за критику.
18:30 19.11.2010 | студент
Умрём , посмотрим , кто кому молиля .
18:12 19.11.2010 | Юлия
39% американцев посещают церковь еженедельно. В Луизиане, Теннесси, Миссиссиппи, Алабаме, Южной Каролине - более 50%
58% американцев молятся ежедневно. В Луизиане, Миссиссиппи, Алабаме, Южной Каролине - более 81%, Техас, Арканзас, Оклахома, Джорджия, Теннесси, Северная Каролина - 71-80%
31% американцев получают ответ на молитву. Уровень 31-40% во всех южных штатах (самый высокий по стране).
33% американцев считают Библию Словом Божьим и наивысшим авторитетом. В Миссиссиппи - 64%, Алабама - 54%, Луизиана, Арканзас, Теннесси - 51%, Ю. Каролина - 50%, С. Каролина - 47%, Джорджия - 44%, Техас и Оклахома - 42%.
27% американцев считают, что их учение является самым правильным. 31-40% во всех южных штатах.
24% считают свою религию единственную истинную. В Миссиссиппи, Алабаме, Ю. и С. Каролине уровень - 31-40%.

Т.е. мы видим, где распространен евангельский протестантизм, там наиболее высокий уровень духовности. Для сравнения: в Украине 10,8% населения еженедельно посещает храмы. В РФ и того меньше (5-7% населения). И где там загнивающий Запад, и где мегадуховная православная держава?
14:19 19.11.2010 | Юлия
Дорогой автор, с вашим даром разглагольствовать - людям путь к Богу указывать, а не в те или иные храмы (что Сам Христос осудил в беседе с самарянкой). Думаю, придётся Вам, Андрей, перед Господом отчёт держать о зря потерянном времени - своём и читателя.

Комментарий редакции:
Вам предупреждение за нарушение п. 1 правил.
Иеродиакон Савва.

10:46 19.11.2010 | студент
На сундуке у Лютера написано :
"Бог одних предназначил к спасению а других ПРЕДОПРЕДЕЛИЛ к погибели"
и ещё : " никаких подвигов , никаких трудов , только вера без дел "
05:54 19.11.2010 | Н

Уважаемый о.Андрей, очень уместна Ваша аллегория "сундука". Действительно, Православие имеет самый большой сундук духовных сокровищ. Может быть,немного меньшие сундуки у разных протестантских конфессий. Лютер выступил против индульгенций, "недуховных сокровищ" сундуков католической церкви.Вы,надеюсь, не являетесь сторонником индульгенций. Но все истинно духовные ценности, независимо в чьём сундуке лежат,от Бога.
21:10 18.11.2010 | .
А читать и писать ?
20:50 18.11.2010 | студент
Уважаемый Егоров А. В. Это действительно редчайший случай ! Скажите , а Вы и думать можете на фарси , или только выговаривать слова ?

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: