Спасутся ли журналисты?

Газеты бывают трех типов. Одни пишут правду, другие додумывают то, в чем не разобрались, третьи просто сами сочиняют новости.

Такое разделение придумано самими журналистами. Более того, директор Института журналистики учил своих студентов именно такому делению всех средств массовой информации. Разумеется, с призывом быть всегда правдивыми. Большинство современных журналистов этот призыв не услышало. Вернее, не захотело слушать. Быть правдивым оказалось не выгодно.

Газеты, радио и телевидение полны информации, прямо противоположной христианским ценностям. Невольно задумываешься, какими же испорченными должны быть эти журналисты, если они постоянно хотят рассказать нам какие-то гадости. Но люди, сидящие по ту сторону голубого экрана, совсем не ставят себе целью погубить наши души. Они зарабатывают деньги. И им всем нужен кусок хлеба. А кусок хлеба они получат, если покажут по телевизору кусок человеческого мяса. В итоге — рейтинги канала поднимаются, как и зарплата репортера.

Кстати, распространение негативной информации, постоянный акцент на ней тоже вряд ли можно считать праведным делом. Такая информация хоть и привлекает внимание, однако же, сеет тревогу в сердцах читателей или зрителей и делает их людьми, постоянно боящимися чего-то, слабо верующими в то, что волос с главы вашей не упадет без воли Отца вашего небесного. Поэтому и Церковь призывает журналистов: «информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока» (Основы социальной концепции РПЦ. XV. Церковь и светские средства массовой информации).

Как относились Святые отцы к журналистике? Казалось бы, это трудно узнать, ведь во время жизни большинства отцов Церкви журналистики как таковой еще не существовало. Однако святые в Церкви есть всегда. Преподобный Силуан Афонский отзывался о современных ему газетах (первая половина XX века) очень негативно. Один из афонских иеромонахов, прочитав новости в газете, спросил у старца Силуана: «А Вы, отец Силуан, что скажете по этому поводу? — Я батюшка, не люблю газет и газетных новостей, — ответил он. — Почему? — Потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться. Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля. Как может душа от себя знать, что творится в мире? — газеты пишут не о людях, а о событиях, и то неверно: они приводят ум в смущение и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум и он лучше видит все — ответил старец Силуан».

Но неужели для журналистов в аду заготовлены отдельные котлы? Ведь, казалось бы, мытарства лжи и пустословия они точно не пройдут (хотя, на самом деле, для настоящего журналиста была бы адом бесконечная программа новостей после смерти). Вряд ли все так мрачно. И даже если многие верующие считают, что в телевизоре живут бесы, то на телевидении работают обычные люди. Как правило, не растлители и не подлецы. Более того, большинство журналистов не являются сознательными врагами Церкви. Они такие же «номинальные православные», как и большинство населения страны. Многие журналисты могут в один день сделать негативный репортаж о Церкви, а в другой — пойти посвятить яблоки «на Спаса». И кто знает, если бы встретил он среди верующих и духовенства вдумчивое и понятное объяснение праздника Преображения, то может, и его отношение к Церкви тоже преобразилось бы.

Работа журналиста вообще опасна. И совсем не потому, что могут убить за какой-то сенсационный репортаж или побить за резонансную статью. А потому, что в погоне за новостями легко потерять свою бессмертную душу. Любому журналисту приходится ежедневно общаться со множеством разных людей, обрабатывать большой объем информации. Ведь полноценный материал должен отвечать на вопросы: что, где, когда и с кем произошло, а аналитические жанры требуют еще и объяснения — кому это выгодно, каковы могут быть последствия и т.д. При такой суетной работе непрестанно пребывать в молитве почти невозможно.

Но мы знаем, что достигнуть совершенства и спастись — это не одно и тоже. И мы знаем, что Господь молился о Своих учениках: не молю Отче, чтобы Ты забрал их от мира, но чтобы сохранил от зла. Уйти от суеты очень легко, но ведь не зря же Паисий Святогорец сказал, что «само присутствие христианина уже есть исповедание веры». Большинство светских журналистов считает, что православие — это красивый памятник нашего прошлого, что верить в наше время неразумно, а верующие — это старенькие бабушки или молодые семинаристы. Вот именно им и нужно присутствие христианина в их обществе. Не для того, чтобы он всех обращал, а чтобы своей жизнью показывал, что и в суете журналистики можно быть честным, порядочным, скромным (гордость и наглость у журналистов — профессиональное заболевание). Об этом мы снова читаем в Социальной концепции: «Православные миряне могут работать в светских СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных идеалов».

Поэтому на вопрос, вынесенный в заголовок можно ответить так: журналисты спасутся, если будет больше верующих журналистов. Если христиане будут делать журналистику.

Ранее опубликовано: № 5 (10) Дата публикации на сайте: 09 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Спасутся ли журналисты?

Спасутся ли журналисты?

Владислав Головин
Журнал «Отрок.ua»
Газеты, радио и телевидение полны информации, прямо противоположной христианским ценностям. Невольно задумываешься, какими же испорченными должны быть эти журналисты, если они постоянно хотят рассказать нам какие-то гадости. На самом деле, многие журналисты могут в один день сделать негативный репортаж о Церкви, а в другой — пойти посвятить яблоки «на Спаса». 
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 1 из 1
12:47 14.05.2011 | alice
Очень классная статья!
Спасибо=)

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: