Сыны Божии и дочери человеческие

Кто такие «исполины»?

В библейской книге Бытия немало загадочных мест, но одно из них, в начале шестой главы, вызывает особенно много вопросов...


Текст гласит: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».

Эта история приведена непосредственно перед рассказом о Потопе, и становится понятно: здесь описана крайняя степень развращённости допотопного человечества. Но, собственно, что там происходило, так и остаётся неясным. Кто тут назван сынами Божиими? В каком смысле они брали себе в жёны «дочерей человеческих»? Что такое 120 лет: предельный срок человеческой жизни или срок, оставшийся до Потопа? Кто такие «исполины» и какое отношение они имеют к этим загадочным бракам? Важнее всего, конечно, разобраться с «сынами Божиими».

Обращение к Толковой Библии под редакцией Лопухина как будто даёт нам ответ на все вопросы. Но ответов почему-то несколько: «Одни, преимущественно иудейские раввины... видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знатных сословий, будто бы вступавших в брак с девицами низших общественных слоёв... Большинство других иудейских и христианских толковников древности, вместе с рационалистами нового времени, под „сынами Божиими“ разумеют ангелов. Будучи обстоятельно развито в апокрифических книгах — Еноха и Юбилеев и в сочинениях Филона, это мнение в первые века христианской эры пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви (Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.)...».

Вместе с тем существовала и третья точка зрения, которую (правда, без особой аргументации) единодушно разделяет и автор Толковой Библии: речь идёт о потомках Сифа, третьего сына Адама и Евы, которые стали вступать в брак с девушками из рода Каина, проклятого братоубийцы. И это мнение находит серьёзную поддержку у отцов Церкви: его разделяли святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский и другие. Что касается 120-ти лет, Толковая Библия видит в них срок, отпущенный человечеству для исправления. «Исполины» понимаются там как испорченные, падшие люди, поскольку само их именование нефилим напоминает еврейский глагол нафал «падать», при этом их рождение никак не связано с этими незаконными браками.

Упрощённо говоря, можно сказать, что существуют две теории: сыны Божии как духи или Ангелы и сыны Божии как люди, особо благочестивые или особо могущественные. Как же возникли столь различные толкования? Если мы обратимся к самым ранним источникам, мы увидим полное единодушие: под «сынами Божиими» следует понимать падших духов. Некоторые рукописи греческого перевода Ветхого Завета в этом месте вместо слова «сыны» содержат слово «ангелы», а апокрифические «Книга Юбилеев» и «Завет двенадцати патриархов» рассказывают нам историю падения ангелов с земными девушками. Находим мы её у иудейских писателей эллинистического времени (Филона Александрийского и Иосифа Флавия) и у самых ранних христианских авторов.

Вот что сообщает Иосиф Флавий: «Потомки Сифа пребывали в продолжение семи поколений в непоколебимой вере, что Господь Бог владыка всего существующего, и были всецело преданы добродетели. Затем же, с течением времени, они уклонились от отцовских обычаев в сторону зла, так как перестали питать необходимое благоговение к Богу и относиться справедливо к людям; то рвение к добродетели, которое они выказывали раньше, они заменили теперь вдвое большим злом во всех своих поступках. Вследствие этого Господь стал во враждебные к ним отношения. Дело в том, что много ангелов вступило в связь с женщинами и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших всё хорошее». Обратим внимание, что Флавий тоже говорит здесь о потомках Сифа, но «сынами Божиими» оказываются вовсе не они. При таком подходе 120 лет — это максимальная продолжительность человеческой жизни, а исполины — дети, родившиеся от подобных браков.

Христианский апологет мученик Иустин Философ в своей «Второй апологии» пишет: «Бог, сотворивший весь мир, покорив земное человеку и устроив небесные светила для произращения плодов и для произведения перемен времени, постановив им Божественный закон (что, очевидно, Он сделал для людей), вверил попечение о людях и о поднебесном поставленным на это ангелам. Но ангелы преступили это назначение: они впали в совокупление с женами, и родили сынов, так называемых демонов: а затем, наконец, поработили себе человеческий род, частью посредством волшебных писаний, частью посредством страхов и мучений, которые они наносили, а частью через научение жертвоприношениям, курениям и возлияниям, в коих сами возымели нужду, поработившись страстям и похотям; и они посеяли между людьми убийства, войны, любодеяния, распутства и всякое зло. Поэтому и поэты и мифологи, не зная, что всё ими описываемое делали с мужчинами и женщинами, городами и народами ангелы и рождённые от них демоны, приписали это Самому Богу и сынам родившимся, как от семени Его».

Подобное говорят и другие раннехристианские писатели, например, святые Афинагор и Климент Александрийский, и некоторые иудейские авторы. Но уже в середине II века по Р. Х., как сообщает Талмуд, иудейский мудрец Шимон бар Йохай не просто настаивал на том, что здесь имеются в виду сыновья могущественных людей, но и проклял тех, кто и впрямь считал их сынами Бога, поскольку это звучало богохульно. Надо полагать, что в те времена христианская вера в Иисуса как Сына Божиего заставляла относиться к подобного рода отрывкам с особой подозрительностью. Отчасти об этом свидетельствует «Диалог с Трифоном иудеем» мученика Иустина Философа. Хотя это место из книги Бытия и не упоминается там прямо, но Трифон упрекает Иустина в том, что в его богословии ангелы согрешили и отпали от Бога, а для самого Иустина такое представление об ангелах тесно связано с верой во Христа как Сына Божиего.

Откуда же взялось объяснение, что сынами Божиими называются здесь потомки Сифа, третьего сына Адама и Евы? Его предложил малоизвестный христианский автор II века Юлий Африкан, и некоторое время оно оставалось не особенно популярным. Но потом с ним согласился святитель Кирилл Иерусалимский, которому довелось вступить в спор с императором Юлианом Отступником, возрождавшим язычество. Вероятно, император-язычник ссылался именно на это место как на свидетельство, что «сынов Божиих» и без Христа было достаточно, и Кирилл такое толкование решительно отверг в пользу версии Африкана.

Мы знаем её, прежде всего, из 22-й «Беседы на Бытие» святителя Иоанна Златоуста, где он со свойственной ему эмоциональностью спорит с неназванными оппонентами: «...нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всём говорят необдуманно... дабы вы простодушно не слушали тех, которые произносят хульные речи и дерзают говорить на свою голову. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их будто бы Писание назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими... не безумно ли говорить, будто ангелы снизошли до сожительства с женами и бестелесная природа унизилась до совокупления с телами? ...Мы уже прежде сказали вам, что Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом („сей бо, говорит Писание, упова призывати имя Господа Бога“), то его дальнейшие потомки в божественном Писании названы сынами Божиими, потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род».

Казалось бы, если речь идёт всего лишь о том, что потомки Сифа стали брать себе в жёны девушек из потомков Каина, что особенного в таком поведении, почему оно должно приводиться как образец нечестия? Златоуст поясняет: «они устремились к этому делу не по желанию чадородия, но по неумеренной похоти... красота лица была для них причиною блудодеяния и необузданности». В соответствии с этим 120 лет трактуются как период, на который было отсрочено наказание, а исполины — просто как могучие люди, никакой прямой связи между этими браками и их рождением Златоуст не проводит.

Так что же на самом деле означает этот текст? Ответ в значительной мере зависит от уточняющего вопроса: для кого именно? Если говорить о том, что изначально хотел сказать автор и что увидели в тексте его современники, по-видимому, картина будет вполне однозначной. Все известные нам апокрифические, самые древние иудейские и христианские источники однозначно видят здесь указание на браки между павшими духами и земными девушками, другая возможность в них даже не рассматривается. Притом уже святой Иустин Философ связал этот рассказ с распространёнными среди языческих народов мифами о браках богов и смертных. Представления об этих браках, от которых рождаются великие цари и герои (исполины), действительно были широко распространены в древнем мире: именно так мифы описывали происхождение, к примеру, Гильгамеша, Геракла, Энея, Ромула и Рема. Для царя тех времён было вполне обычно заявить о своём неземном происхождении как о доказательстве своего права на власть.

Но разве могут демоны вступать в брак с земными женщинами? Тут можно вспомнить, что в Библии языческие культы постоянно сравниваются с блудом, с нарушением верности Единому Богу. Впрочем, тут даже не потребуется слишком много иносказательных пониманий — мы прекрасно знаем из Библии и других ближневосточных текстов о храмовых блудницах и всевозможных культах плодородия. Языческая религия такого типа неразрывно связана с оргиями, участники которых не просто удовлетворяли свою похоть, но действительно думали, что вступают в браки с божествами, которых они почитают. Те же Ромул и Рем, основатели Рима, родились, согласно преданию, от брака бога войны Марса и жрицы-весталки. И первые читатели или слушатели книги Бытия видели примеры подобных «браков» среди окрестных народов, а порой им предавались и сами израильтяне.

Но прошли века, подобные культы и мифы ушли в далёкое прошлое, зато появилось достаточно подробное учение об Ангелах и демонах как бесплотных духах. Теперь прежнее понимание загадочного эпизода из шестой главы Бытия выглядело спорным, да и опасным, пожалуй: как это девушки выходили замуж за ангелов?! Иудейским и христианским богословам просто необходимо было предложить новое объяснение. Так появились другие объяснения: иудеи, в основном, предпочли говорить о «сынах Божиих» как о правителях и могущественных людях, христиане — как о благочестивых потомках Сифа. С тех пор как появились эти толкования, в общем-то, не было предложено никаких новых гипотез и аргументов, и по сю пору библеисты повторяют примерно те же самые доводы в пользу одной из теорий.

Какое же толкование можно считать правильным? Ответ зависит от ответа на вопрос: для какой аудитории? Далеко не всегда можно говорить о едином, раз и навсегда данном значении того или иного библейского текста. Мы можем со значительной степенью уверенности утверждать, что автором и первыми слушателями и читателями он понимался так-то и так-то, но это понимание отчасти было обусловлено их картиной мира, которая с тех пор немало изменилась. Другие времена, другие задачи могут приводить толкователей к несколько иным решениям, которые будут востребованы в новом контексте. Именно так обычно и цитируют новозаветные авторы Ветхий Завет, понимая те же самые слова в несколько ином смысле и связывая древние пророчества непосредственно с евангельской историей.

Сегодня нам может показаться это удивительным, но такое постепенное раскрытие смысла в истории тоже можно считать частью Божественного замысла. Библия есть книга Церкви не в том смысле, что Церковь заперла её на ключ и никого к ней не подпускает. Эта книга живёт в Церкви, раскрывается в ней, получает в ней новое и более глубокое осмысление по действию того же Святого Духа, Который когда-то вдохновлял людей, написавших этот текст.

Ранее опубликовано: № 3 (51) Дата публикации на сайте: 07 Июль 2011
Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 11 из 11
13:51 20.03.2014 | ТЕОДОРС
СЫНЫ БОЖИИ ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ ЭТО АНГЕЛЫ. ОНИ ВХОДИЛИ ДОЧЕРЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ (еврейской библии "адамовым") и рождали им полубогов или полуангелов . значит кто то из не человеческого рода входил человеческим дочерям а ангелы это всегда мужской пол. дьявол знал что семя жены его порозит и он сделал так чтобы семя жены смешивалось с ангелами и чтобы Божий план рухнул но Бог ангелов сковал узами адского мрака(2петра 2:4) которые не сохранили своего достоинства(иуда 6) а тих исполинов и людей истребил потопом. читайте эти стихи еврейской библии или слушайте план спасения Абрама фаста о всемирном потопе. БУДЬТЕ ЗДРАВЫ!
17:15 11.03.2013 | Роман
Книга пророка Осии 1:10.

Бытие 6:7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
09:47 03.05.2012 | Павел
Православные, опомнитесь! Какие ещё падшие духи, когда сам князь мира сего не может, подобно Богу Нашему Иисусу Христу воплотиться в человека-антихриста, зачав от земной женщины.
07:06 15.02.2012 | АлекШторм
Захария Ситчин. У Египтян есть сказания о Богах, спустившихся с неба. Вполне вероятно, что и данные мифы, положившие основу религии, базируются на хрониках жизни пришельцев, создавших людей для каких-то своих целей! Ситчин говорит, что для работы на золотых рудниках! Сами же пришельцы были неимоверно развиты и были долгожителями, что вполне вероятно воспринималось людьми как атрибут Божественности. Сегодня есть мнение, что некоторые роды сохранили в себе "некие" гены и действительно сейчас контролируя знание, контролируют нас. Один из великолепных способов контролировать людей - ограничить их возраст. Представьте себе мудрость даже человека прожившего в трезвом уме и физической форме пару сотен лет и нынешнего среднего человека, который к концу своей жизни стал о чем то догадываться, но немощь тела и склероз..... Подходя с позиции логики я расцениваю мысль Ситчина как имеющую право быть. Захария Ситчин Божество 12 планеты.
05:21 18.09.2011 | Андрей
Господи! Как больно и тяжело видеть на православном(а православном ли?) сайте оккультную гностическую статью! Запомните раз и навсегда. "Сыны Божии" это потомки праведного Сифа и сына его Еноса!
16:33 05.08.2011 | Михайло
А почему сыны Божии отождествляются именно с падшими ангелами? Может наоборот - речь идет о не падших ангелах, потому-то это и было расценено как грех и беспорядок?
22:11 17.07.2011 | Тарас
По теме видео,интересно,это подделка?http://vkontakte.ru/video84285426_160737211
16:43 15.07.2011 | не важно
А чем ето аргументируется...?
21:21 12.07.2011 | Оптимист
Сын Божий Единородный Несотворенный Иисус Христос.
В этом и есть истина. С этой позиции нужно толковать писания. По этому сыны Божии, во множественном числе, всего лишь люди (скорее всего потомки Сифа). И уж ни как не от Ангелов или демонов.
15:02 08.07.2011 | Максим
"Языческая религия такого типа неразрывно связана с оргиями, участники которых не просто удовлетворяли свою похоть, но действительно думали, что вступают в браки с божествами, которых они почитают." - вот что видели израильтяне, вот чему они предавались. Не браках с богами идет речь, а о том, что язычники и израильтяне думали, что в ходе оргий вступают в "брак" с богами.
13:35 08.07.2011 | Юрий
"Те же Ромул и Рем, основатели Рима, родились, согласно преданию, от брака бога войны Марса и жрицы-весталки. И первые читатели или слушатели книги Бытия видели примеры подобных «браков» среди окрестных народов, а порой им предавались и сами израильтяне". Так что видели первые читатели или слушатели Книги Бытия? Чему предавались окрестные народы и даже сами израильтяне? Бракам с богами?

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Отрок.ua в:   
bigmir)net TOP 100 Яндекс цитирования сайта otrok-ua.ru Rambler's Top100