Твоя книжная полка № 2 (74)

Митрополит Антоний Сурожский. Духовное путешествие. Размышление перед Великим постом

О книгах митрополита Антония не нужно говорить много. Наиболее ёмкое слово, которым можно их характеризовать, — любовь. Потому что без огромной, опытной любви нельзя так живо проповедовать о Боге, вере и человеке, как это получается у владыки. Когда читаешь его размышления, возникает чувство, будто он берёт тебя за руку, поднимает с колен и возвращает тебе твоё человеческое достоинство — величайшее твоё достояние, почему-то забытое и попранное тобой. Возвращает не с тем, чтобы ты возгордился, но с тем, чтобы увидел, наконец, Бога и смирился перед Ним. «Смирение, — пишет он, — это не самоуничижение, а просто предстояние Богу в изумлении, радости и благодарности».

В «Духовном путешествии» владыка разбирает евангельские чтения, которыми Церковь готовит нас к Великому посту — о Закхее, о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о Суде. Его толкования свежи и полны жизни; в привычно знакомых историях он предлагает разглядеть незамеченные смыслы, актуальные для современного человека. Простыми, но не замыленными словами он объясняет смысл покаяния и помогает обрести правильный настрой — чтобы грядущий пост принёс душе наибольшую пользу и чтобы нам не заблудиться на пути к Воскресению.

Даниэль Пеннак. Как роман

В центре этой совсем небольшой книги — по сути, развёрнутого эссе — стоит очень насущный для многих вопрос: почему наши дети не читают книг? Её автор, французский писатель, в течение многих лет работавший преподавателем литературы в школе, не понаслышке знаком с проблемой, о которой пишет. Он в красках анализирует процесс становления «настоящего читателя» — от колыбели до школьных лет, и указывает на наиболее коварные повороты, где ребёнок чаще всего имеет опасность сойти с читательской дистанции.

В школе «учат читать», но не учат «любить читать». Когда чтение (да и не только) вменяется в обязанность, к тому же обязанность, за которую можно быть наказанным, оно теряет свою первоначальную притягательность и даже отпугивает — «а вдруг не смогу, не пойму, не оправдаю надежд?». Нехитрые рекомендации Пеннака могут помочь родителям и педагогам предотвратить такой поворот событий и открыть ребёнку, что книга — это прежде всего подарок и удовольствие.

Не стоит, впрочем, думать, что господин Даниэль — влюблённый в свой предмет утопист. Ему хорошо известно, что можно быть хорошим человеком и не читать книг. Он признаёт, что у каждого ребёнка, равно как и у взрослого, есть «право не читать». Просто он хочет, чтобы право это наши дети использовали как можно реже.

Наталья Жищенко

Нодар Думбадзе. Я, бабушка, Илико и Илларион

Когда в 1959 году на страницах грузинского молодёжного журнала «Цискари» появились первые главы книги Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», читатели сразу же засыпали автора письмами. Роман очень быстро экранизировали, появились театральные постановки. Слава о молодом советском писателе разлетелась по миру, достигнув Британских Островов.

«Я, бабушка, Илико и Илларион» — очень солнечная книга. Герои романа, гурийские крестьяне, никогда не теряют чувство юмора и всегда остаются людьми: то ли подшучивая друг над другом (иногда очень жестоко!), то ли воруя друг у дружки дрова, то ли — разделяя с ближним последнее. Переворачивая страницы «Бабушки», читатель не раз рассмеётся вслух, — а иногда, возможно, и смахнёт слезу. Ситуации, эмоции, чувства переданы в книге настолько живо и реалистично, что равнодушным остаться просто невозможно.

Действие романа происходит во время Второй Мировой, но война — не основная его тема: на её долю пришлось всего несколько образов — хоть и довольно ярких: стесняющийся агитатор, который пытается говорить о войне казёнными фразами, и старушка, которая вяжет носки солдату из своего старого шерстяного тюфяка.

Главный мессидж «Бабушки» — вера в человека и человечность. «У каждого писателя, — писал Думбадзе, — своё видение мира. У меня оно радостное, мажорное. В характерах людей, которые меня окружают, я вижу солнце, солнце новой жизни».

Герман Мелвилл. Моби Дик, или Белый Кит

«Моби Дик» (1851) — произведение, несомненно, легендарное. Некоторые литературоведы даже ставят роман в один ряд с «Божественной комедией» Данте и «Дон Кихотом» Сервантеса.

Как это часто бывает с серьёзными произведениями, при жизни автора «Моби Дик» популярным не стал. Публика, среди которой Мелвилл успел заработать репутацию автора приключенческой литературы, встретила роман более чем прохладно. Заслуженный интерес к роману «проснулся» через десятилетия после смерти писателя.

Первое, что бросается в глаза при чтении книги — насыщенность текста ветхозаветными библейскими образами (одно из центральных мест, естественно, занимает история пророка Ионы с его трёхдневным пребыванием «во чреве китове»). Даже имена для своих героев Мелвилл берёт из Ветхого Завета: Измаил, Ахав, Илия, Фалек...

«Моби Дик» многослоен. На поверхности это — приключенческий роман с несчастливым концом, но под ней — толща океана, которую читателю предстоит если не исследовать, то прочувствовать.

Кто такой Моби Дик? Просто кит, символ рока или символ государства-Левиафана? Что такое сам океан — неуправляемая стихия, мирская суета, пучина греха, больная «мировая душа»? Что такое корабль?.. Меньше всего Мелвилл пытается разложить всё «по полочкам». Автор, наоборот, подчёркивает непостижимость мира: иероглифы на теле китобоя-язычника, таинственные знаки на коже кашалота и т. д. Роман, таким образом, даёт пространство для разных прочтений — наверное, каждый найдёт в нём что-то свое.

Сергей Турович

Ранее опубликовано: № 2 (74) Дата публикации на сайте: 12 Март 2015

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: