«Ультраправославные»

Они вышли от нас, но не были наши:
ибо если бы они были наши, то остались бы с нами;
но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
(1 Ин. 2, 19)

Народная мудрость справедливо подметила, что будет, если заставить дурня Богу молиться. А также определила место, куда часто благими намерениями путь вымощен. Ведь любую, даже самую святую, идею можно дискредитировать, просто доведя до абсурда. Тут и стоит задуматься над тем, что мириться с существованием Православия враг рода человеческого никогда не захочет. И сделает всё, чтобы опорочить Церковь в глазах тех, кто сегодня замер в нерешительности у её порога.

Вот и бывает зачастую, что многие встречаются с Православием не через творения святых отцов, а через странные апокалиптические брошюрки-ужастики. К сожалению, голосом веры становится для них не голос соборного разума Церкви, а причитания неумытого кликуши в вагоне метро. А ведь ересь и отступничество, апостасия, возможны не только в сторону либерализации, но и в сторону ревности не по разуму — ультраправославности.


«Ультраправославные» — такие бородатые дядьки и ехидные тётьки. Любят звать Русь-матушку к топору. Проверяют всех и вся на наличие еврейского носа. Компьютерофобны. Единственным допустимым занятием для православных считают неквалифицированный труд или «профессиональное верование». Последнее выражается в блуждании по храмам и поучении всех и вся уму-разуму. К священнослужителям крайне недоверчивы, не говоря уж об архиереях. Почитание царя-страстотерпца Николая доводят до полного абсурда. Страшно печалятся по поводу не-прославления Распутина, Ивана Грозного, Ющинского и Нилуса. Любят разговоры об ИНН и конце света. Больше говорят об антихристе, чем о Христе. Принимают активное участие в любых крестных ходах, внося туда сумятицу и бестолковщину. При общении с «нецерковными» агрессивны и маловразумительны. Толстых книг не читают, предпочитая брошюры апокалиптической направленности. Активно ищут в быту масонские знаки, а найдя, убегают с криком. В каждом болящем склонны видеть великого юродивого и толковать его параноидальный бред. К молодёжи относятся с подозрительностью, считая Церковь местом собрания исключительно «зрелых» людей. Собственных детей воспитывают сурово, добиваясь к 13 летнему возрасту устойчивой аллергии на посещение храма. Маленьким девочкам бинтуют головы платками, а мальчикам ломают игрушечные пистолеты. При посещении невоцерковлённой родни пытаются выбросить из окна хозяйский телевизор. Падки на чудеса и знамения. Иногда показывают фотографии «чудесов» и «сияний». Духовных авторитетов практически не признают, но любят младостарцев — те по молодости легко управляемы...

Сегодня «ультрасы» — проблема, скорее, больших городов. И, к сожалению, мы видим их чаще, чем хотелось бы. Беда не в том, что они есть (как нет проблем и в отличиях между разными монастырями). Беда, когда кто либо считает свой образ делания единственно возможным и правильным. Типа: «Вы читаете в трёхканоннике Иисусу Сладчайшему? Вы — в прелести! Настоящие православные читают только Покаянный канон! Так, и никак иначе!» Вот такого рода суждения и отличают «ультрасов» от простых ревнителей благочестия. Псевдопатриоты любого толка, или «ура-патриоты», тоже опасны. Опасны использованием православной атрибутики, так же, как и цыганистые гадалки. Это может столкнуть с пути к храму тех, кто делает лишь первые шаги. «Ультрасы» опасны тем, что провоцируют конфликты там, где их вполне можно было бы избежать. Но им нужны зрители, иначе гордыня останется ненакормленной. Потому и тянутся в мегаполисы.

А в небольших населённых пунктах и проблемы в наших храмах иные — наверное, то, что можно назвать потребительством в вере. Пример: престольный праздник Успения в небольшом городке. Пять причастников, из них один младенец, другие двое — дети до шести лет. Зато на трапезе после службы — яблоку негде упасть! Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? (1 Кор. 11, 22).

Лично я думаю, что нашим пастырям не стоит привечать вокруг себя фанатиков (т. е. лишённых любви) и кликуш. Это, конечно, не в компетенции верующей молодёжи. И я не призываю никого стучать на батюшку в епархиальное управление. Но спросить своего священника о том, как относиться к антицерковной «агитации» появившегося на вашем приходе «ультраса» вы вполне можете. Как правило, видя «непоощрение» своих суждений приходским священником, «ультрасы» либо угомонятся, либо уйдут.

Вполне возможно, некоторые навсегда покинут церковную ограду. Но их единицы. Это лишь те, кто уже сознательно противопоставил себя Церкви и пребывал в ней лишь в поисках своего, а не Христового. Вполне возможно, они не успокоятся и после ухода. И создадут самочинные сборища православного обряда. Или пойдут ещё дальше, окончательно погружаясь в прелесть и ереси. Только Церковь от этого не умалится и не оскудеет.

Думается мне, что в Церкви найдётся место очень многим. Наверное, нужны и либералы, и экстремисты. Только их чувства и мотивация должны быть здоровыми. В главном мы должны быть едины. В неглавном — возможны отличия. Об этом и святые, и великие писали. Я же попробую привести один пример. Форма может меняться как угодно, но лишь в тех пределах, в которых будет предполагать одинаковое содержание. Вы можете носить майку или рясу, пальто или рубашку. Ваша одежда может быть любого фасона или расцветки. Но у неё всегда должны быть отверстия только для двух рук и только для одной головы. Если на вашем камзоле шесть рукавов и два воротника, то либо вам попался пьяный портной, либо вы сами — страшный мутант!

Ранее опубликовано: № 2 (38) Дата публикации на сайте: 18 Июнь 2009

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 20 из 20
21:52 06.06.2010 | Учитель
Замечательный получился текст. Настоящий политический донос. И в приходах уже раздают, и по стенам расклеивают. Держи их - сектантов. Мы то настоящие православные толерантные и политкорректные, ведем себя как нормальные люди и лишних вопросов не задаем.
01:17 23.04.2010 | olga
Прекрасная статья! Все верно сказано, прямо из жизни. Хорошо посмеялась. Только жаль, что те, про кого она написана, навряд ли ее прочитают.
17:59 16.04.2010 | Элис
Замечательная статья, как и все у автора. Отец Валериан, огромное вам спасибо
10:45 11.02.2010 | Александровна
Спаси Господи! Очень хорошая статья. Действительно, тема актуальная - наш батюшка, отец Григорий даже вот такое стихотворение написал:

"Напуганным"
…лучше я умолчу кого бульдог совести напугал
до припадка нервного (Ян Твардовский)

А вот завтра, говорят,
Будет страшная беда.
А Христос нам говорит –
Не бойтесь!

А вот старцы говорят,
Что антихрист к нам грядет.
А Христос нам говорит -
Покайтесь!

А мобилки, говорят,
Всех кодируют на зло.
А Христос нам говорит - Молитесь!

А вот скоро, говорят,
Собачачий грипп придёт.
А Христос нам говорит –
Бодритесь!

А вы знаете, вообще,
Очень плохо всё вокруг?
А Христос нам говорит –
Трезвитесь!

Христианам, говорят,
Скоро жизни не дадут.
А Христос нам говорит –
Терпите!

Скоро, скоро, говорят,
Нас гонения всех ждут.
А Христос нам говорит –
Любите!
16:08 03.11.2009 | Мария
Отличный текст! Очень смешно - это как-то уменьшило напряжение от содержимого. Я таких тетек почти не знаю, повезло, наверное. Автора благодарю!
02:25 11.08.2009 | Алексей
Ой обидели наших православных!
Назвали вещи своими именами. Да, мы сами и подготовили почву для всяких пасторов Сандеев, и сами выгнали из храмов молодежь, а теперь плачем-назвали дурака дураком, а кто из умных людей будет устраивать все эти разделы на патриархии, кресные ходы по Киеву, наши православные давно стали посмешищем для всех здравомыслящих верующих
21:39 01.08.2009 | Hudoga
С плеча, но по-делу! :-)))

Рекомендую по этому поводу "пролистать" заново фильм Тарковского "Андрей Рублёв".

Уже в далёкие атеистические 80-е автору был, видимо не понаслышке знаком нездоровый "максимализм"(далеко не всегда юношеский).

Где-то в начале фильма есть такой сюжет, где тогдашний, древний "ультрас", по имени Кирилл, от внутренней зависти, возгордившись, демонстративно, обвиняя братию во всех тяжких, цитируя Священное писание, покидает монастырь.
Но очень медленно и демонстративно, с наставлениями, а его все уговаривают, упрашивают.

И тут появляется игумен, подгоняет его со словами "в миру приживёшся!".

Тот удивлён Такому ходу событий и уже уходит показывая на игумена, дескать, все видели? Сам выгнал!
В догонку бежит собачка, скулит, он её забивает палкой...

К счастью, на страрости лет тот Кирилл дряхлый и больной вернулся в монастырь. Старые привычки всё же осталися частично.
Нет! Это надо смотреть.
13:52 26.07.2009 | Ксю
Ужасно неприятная статья.Такое впечатление,что говорится о каких-то баптистах или ''свидетелях Иеговы''.На месте автора, я бы лучше сделала анализ поведения ''ультраправославных'',попыталась бы понять,почему так происходит,а не констатировать в грубой форме то,что и так всем известно.
00:39 16.07.2009 | В.А.С.
Статья "разгромная". Странно, что "свои" - "своим" клички и ярлыки дают. Потом друг друга "в коментариях полощут". Прямо не знаеш что лучше читать, статью, или коментарии, где каждый на что-то горазд : там тебе спасибо, успехов; там цитаты, цитаты, цитаты; там - за; там - против.
Давно у меня срывалось с языка: вам не кажется, что "Отрок" с его "постоянным кругом статей и авторов" превращается а какую то "касту", вокруг которой образовался "постоянный круг" защищающий её интересы, - таких себе "ратников"...
Да только всех их вместе называть то как?...Интерес то - "свой"...
21:10 14.07.2009 | Против лжи
Взять такой псевдоним как "Максим Грек" - это уже граничит с кощунством и показывает неправославность этого автора.А насчет глобальных идей "просвещать попов и архиереев" - то это показывает дерзость либерального ультраса еще больше. Архиереи сами разберуться, кого им считать верующими, а кого нет, без псевдогреков.
00:27 01.07.2009 | Максим Грек
Статья замечательная. Автору поклон до земли. Действительно было бы практично вывести данный материал за пределы глобальной сети, т.к. многие или не имеют доступ в интернет или просто-напросто являются компьютернофобны. Добавлю от себя что в первую очередь нужно просвещать наших попов (да и архиереев тоже), которые так любят подобных "верующих", поощряя всяческие их действия и очередные "крестовые походы". Боже сохрани нас от подобной ереси, способная сокрушить Церковь так как не смогли атеисты
00:31 26.06.2009 | Андрей
Продолжение:
Господь именует их
разбойниками (Ин, 10,1).
Действительно, первым
шагом их будет гонение на
истинных пастырей,
заточение их, ссылка, ибо
без этого нельзя им
расхитить овец. Посему,
сын мой, когда увидишь
разрушение Божественного
чина Церкви, отеческого
предания и
установленного Богом
порядка, знай, что еретики
уже появились, хотя, может
быть, и будут по временам
скрывать свое нечестие и
будут искажать веру
незаметно, чтобы еще
более успеть, прельщая и
завлекая неопытных в сети.
Гонение будет не только на
пастырей, но и на всех
рабов Божиих, ибо бес,
руководящий ересью, не
терпит благочестия.
Узнавай сих волков в
овечьей шкуре по их
горделивому нраву,
сластолюбию и
властолюбию: это будут и
клеветники и предатели,
сеющие вражду и злобу.
Истинные рабы Божии
смиренны, братолюбивы и
Церкви послушны. Большое
притеснение будет от
еретиков и монахам, и
монашеская жизнь будет
тогда в поношении:
оскудеют обители,
сократятся иноки, а те,
которые останутся, будут
терпеть насилие. Однако,
ненавистники монашеской
жизни, имеющие только
вид благочестия, будут
стараться склонить иноков
на свою сторону, обещая
им покровительство и
житейские блага,
непокорным угрожая
изгнанием.
00:24 26.06.2009 | Андрей
НАСТАВЛЕНИЯ И
ПРОРОЧЕСТВА СВЯТЫХ
ОТЦОВ
ПРЕП. АНАТОЛИЙ
ОПТИНСКИЙ:
«Чадо мое, знай, что в
последние дни, как
говорит Апостол, наступят
времена тяжкие (2Тим. 3, 1-
6). И вот, вследствие
оскудения благочестия,
пойдут в Церкви ереси и
расколы, и не будет тогда,
как предсказывали Св.
Отцы, на престолах
святительских и в
монастырях людей опытных
и искусных в духовной
брани. От этого ереси будут
распространяться всюду и
прельщать многих. Враг
рода человеческого
действовать будет с
хитростью, чтобы склонить
к ереси и избранных. Он не
станет грубо отвергать
догматы о Святой Троице, о
Божестве Иисуса Христа, о
Богородице, а незаметно
станет искажать
переданное Св. Отцами и от
Святого Духа учение
Церкви, сами его дух и
уставы, и эти ухищрения
врага заметят только
немногие, наиболее
искусные в духовной
жизни. Еретики возьмут
власть над церковью,
всюду будут ставить своих
слуг, и благочестие будет в
пренебрежении. Но
Господь не оставит Своих
рабов без защиты и в
неведении. Он сказал: «По
плодам их узнаете их (Мф.
7,16). Вот и ты по действиям
еретиков старайся
отличить их от истинных
пастырей. Это - духовные
тати, расхищающие
духовное стадо, и войдут
они во двор овчий -
Церковь «перелазя
инуде , как сказал
Господь, то есть войдут
путем незаконным,
употребляя насилие и
попирая Божии
уставы.
00:04 26.06.2009 | Саша
Сей материал публиковался несколько лет назад в интернете. Почему в "Отрок" он перепечатан только сейчас, довольно интересно, учитывая крепкую идеологическую дружбу главреда журнала архим. Ионы с ультраортодоксами пророссийскогй ориентации, которые всегда находят понимание и поддержку у настоятеля монастыря. Очень похоже на то, что в журнале "заметают следы" такой дружбы перед Киевской митрополией, у которой "ультрасы" в последнее время в немилости.
11:57 23.06.2009 | Yarick
Покорнейше прошу простить меня. Я уже нашел дай вам сил и дальше не уклоняться в эти две крайности - либерализм и в "ультраправославие"
12:07 22.06.2009 | Yarick
Вот такие вот любвеобильные, раскидаются ярлыками направо и налево.

Мне вот интерестно, когда нибудь напечатают в "Отроке" разгромную статью на либералов, или либерализм - генеральная линия?

По поводу ультраправославных это такое же зло как и сверхвоцерковленчество всего "что плохо лежит" та же гадость только с противоположным знаком
21:16 21.06.2009 | Dasha
Самые страшные распри - это распри внутри Церкви. Когда православные превращаются в фанатиков - это страшная мутация! Это страшные люди! Им невозможно ничего доказать... Это просто катастрофа какая-то!
Я, если честно, удивлена статье в том плане, что оказывается это проблема повсеместная и уже даже священство говорит об этом явлении во всеуслышанье, называя все своими именами. Интересно, поймут ли такие "ультра-" свои заблуждения?...
15:41 21.06.2009 | Олена
Стосовно "дурачків".
Пане, давайте не будемо робити надто емоційних висловлювань. Я сама належу до цієї молоді, і я глибоко співчуваю тим, хто наразі знаходиться поза межами нашого патріархату (Московського). У мене теж забрадо багато зусиль усвідомити, що найперше - Господь, а потім наша національність. Бо лише він створив усі національності, і лише з його волі українці як національність сформувалися, не зникли з лиця землі. То нащо розпалювати у собі вогонь, думати що нас хтось "ображає", або що нас "культурно зазіхають" тощо? Треба радіти що ми є і у нас (о диво!) навіть є власна національна держава! Все одно всі держави в руках Божих. А в церкві найголовніше в житті - там є Господь.
А стаття мені сильно сподобалося. Бо це просто викликає обурення, як-от наприклад, сьогодні у Флорівському монастирі біля джерела з водою одна жінка у черзі раптом починає казати: "Чому ви не зняли етикетку з пляшки?! На ній штрих-код!!! Ви що не знаєте, що ПРАВОСЛАВНІ проти усяких кодів???!!" Вибачте мені за перебільшену інтонацію, але текст був саме такий. Це просто, м`яко кажучи, позбавляє миру у душі.
17:49 20.06.2009 | Против лжи
Очередная страшилка об ужасных православных, коим противопоставляется интеллигетнтая православная молодежь. Это как раз тон ультраса, в котором нет любви. Говорить о конце света душеполезно, даже светские хорошие люди призывают жить каждый день, как последний. Намного важнее сечас рассказывать о молодых дурачках, которых в Церкви интересует только измение ее админситративного статуса на автокефальный, поддержка ею курса на "евроатдантическую интеграцию", прославление Мазепы, и тому подобный бред.Христос для них неважен.
13:31 19.06.2009 | Алексей
Думается, очень актуальная статья, и надлежащий тон выдержан. Вот было бы здорово сократить немного и расклеить по приходам и церковным лавкам. Тогда одни люди получили бы оценку своему поведению (и возможно, изменились бы), а другие приняли бы к сведению на будущее. Но выполнимо ли это?

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: